Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 9 страница



2019-11-13 528 Обсуждений (0)
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Рекламная деятельность музея многогранна и многофункциональ-

на. Она выполняет социальную функцию, так как с ее помощью при-вивают разумные потребности через передачу информации, несущую сведения о музее. Формируя определенные мнения, взгляды, убежде-ния, настроения, которые затем реализуются в форме материальных и духовных благ, она выполняет пропагандистско-воспитательную функцию. Реклама способствует своевременной и ритмичной реали-зации товаров, идей и услуг, регулирует спрос и предложение, т. е. вы-полняет экономическую функцию. Кроме того, реклама несет в себе и эстетическую информацию — она является одним из факторов вос-питания эстетических потребностей личности. Реклама функциониру-ет и как часть массовой коммуникации, занимая особое место в пото-ках социальной информации.

Основными средствами распространения рекламы могут быть:

— прямая реклама (реклама по почте, информационные письма, листовки, вручаемые лично, и т. п.);

163


— реклама в прессе (в газетах, журналах, бюллетенях, справоч-
никах, телефонных книгах и т. п.);

— печатная реклама (проспекты, каталоги, буклеты, плакаты,
календари, открытки и т. п.);

— средства вещания (радио, телевидение);

— наружная реклама (крупногабаритные плакаты, электрофици-
рованные панно и т.д.);

— реклама на транспорте (надписи на наружных поверхностях,
печатные объявления в салонах, витрины на вокзалах, в аэропортах
и т.д.);

— реклама на месте продажи (в музейном магазине, киоске
и т.д.).

Кроме того, сегодня распространены слайд- и видеофильмы, вы-ставки и ярмарки сувениров.

Активное развитие, связанное с рекламой, получило такое на-правление музейной деятельности, как паблисити1.

Некоторые приемы public relations и паблисити (интервью, про-блемная статья и т. п.) могут использоваться как самореклама музея и как косвенная реклама, а некоторые их методы (выставки, видео-фильмы, пресс-конференции и пр.) просто совпадают.

В практической деятельности современного музея реклама может осуществляться через вывеску самого музея, например, вывеска му-зея-квартиры М. М. Зощенко. В крупных музеях (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей и пр.) используется такой вид рекламы, как «визуальная информация» и немая справка, т. е., входя в помещения музея, мы видим целый ряд указателей, планов му-зея, размещение его отделов, различные объявления и т. д.

Музеи нашего города также применяют почтовую рекламу. На-пример, Музей истории железнодорожного транспорта посылает не-сколько раз в год письма с информацией о музее в различные школы города. Некоторые музеи используют рекламу по телефону (Государ-ственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фон-тайном Доме в Санкт-Петербурге; здесь даже заведена так называе-мая книга обзвона посетителей).

Для музеев, заинтересованных в привлечении российских и зару-бежных туристов, интересен опыт Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге. Он распространяет инфор-

1 Популяризация деятельности музея, выражающаяся прежде всего в работе его персонала, связанной с поддержанием контактов с прессой и с распространением до­полнительной позитивной информации об учреждении и его услугах.

164

 


мацию о себе, о программах, которые музей может предложить тури-стам, на туристских ярмарках, проводящихся дважды в год. Кроме этого, данный музей, а также Государственный Эрмитаж и Воен-но-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи и другие информируют о своей деятельности некоторые туристские фирмы.

Также рекламный эффект сегодня дает музейно-педагогическая деятельность. Такие формы, как музейный урок, лекция, литератур-ные и музыкальные вечера вне стен музея, различного рода кружки и т. д. не только пропагандируют деятельность музея, но и привлекают потенциальных посетителей.

Сегодняшний уровень развития музейного дела ставит перед му-зеями задачу, связанную с разработкой рекламных программ, рассчи-танных на формирование потенциальной аудитории. Их эффектив-ность зависит от понимания музейными сотрудниками маркетинговой стратегии и современных технологий взаимодействия с посетителями.

Маркетинг, как и менеджмент, в музее — дело в России новое. Ему необходимо учиться. Это не только наука, которой надо овладеть, но и искусство. Единых рецептов для музейных организаций различ-ного типа и профиля здесь нет, подход у каждого музея должен быть свой. В настоящее время все они получили достаточно широкую само-стоятельность, возможность разработки собственного механизма хо-зяйствования.

Вопросы и задания

1. Назовите характерные особенности музейного маркетинга.

2. Назовите источники финансирования музеев.

3. Чем отличаются спонсорство, благотворительность и меценатство в
музее?

4. Что такое маркетинговая стратегия и в чем ее особенность?
* 5. Назовите формы рекламной деятельности музеев.

Литература

КаранлыковаД. Д. Приоритет маркетинговой политики — в практику российских музеев // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч. тр. Вып. 2. СПб., 1996.

Музеи будущего: Информационный менеджмент/Сост. А. В.Лебедев. М., 2001.

Музеи в период перемен: Материалы российско-британского семинара «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики». СПб., 1997.

Музей. Маркетинг. Менеджмент. М., 2001.

Новые технологии в сфере культуры: На пути к музею XXI века. М., 1999.

165


Окладникова Е. А. Музейный маркетинг: Некоторые проблемы развития музей-ной жизни МАЭ в свете основных итогов работы экскурсионного отдела (1993— 1995) // Курьер Петровской Кунсткамеры. Вып. 4—5. СПб., 1996.

Пономарев Б. Б. Несовершенный музей в несовершенном мире. М., 2002.

Попова Н. Опыт музейного маркетинга на примере работы одного литературного музея // Музеи в период перемен. СПб., 1997.

Соболева Е. С., Эпштейн М. 3. Маркетинговый подход к управлению музеем // Кунсткамера: вчера, сегодня, завтра. СПб., 1997. С. 166—202.

Соболева Е. С., Эпштейн М. 3. Новые тенденции в маркетинговой политике этно-графических музеев // Музей. Традиции. Этничность: XX—XXI вв.: Материалы между-нар. конф., посвященной 100-летию Российского этнографического музея. СПб., 2002. С. 379—383.

Тульчинский Г. Л. Маркетинг в сфере культуры. СПб., 1995.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музей собрание, в котором кристаллизуется общественный опыт, отображаемый музеем таким образом, что сокращается путь его познания.

Гегель

Современный музей — один из феноменов, созданных в процессе общественного развития. Он не дублирует ни один из существующих социально-культурных институтов и вносит свой, оригинальный вклад в науку, культуру, образование и воспитание. В нынешней ситуации музеи сталкиваются со многими проблемами, и не удивительно, что их социокультурные функции реализуются не полностью. На сегодняш-ний день большинство музеев борется за свое существование, они ну-ждаются в материальной и финансовой поддержке.

Что предлагает музей? Кому? Как? Что он получает взамен? Эти вопросы встают перед каждым, кто смотрит на музей как на институт, включенный в процессы культурного обмена. Кто встречает посетите-ля при входе, какими словами, с каким выражением лица, каким взглядом провожают его смотрители? Ощущает он дружелюбие или равнодушие музейного персонала? Атмосфера — очень важная часть предлагаемого музеем вида услуг. То же самое относится к дизайну и качеству музейной среды: экспозиционных и не экспозиционных по-мещений, здания, территории, рекламы, печатной продукции и т. д. — всего, что находится в музее или ассоциируется с ним. Современный уровень развития музея предполагает создание экспозиций — боль-ших и камерных, постоянных или временных, стационарных и пере-движных; разработку образовательных программ — циклы экскур-сий, лекций, а также кружки, студии, специальные мероприятия (фес-тивали, праздники и т. п.), разнообразие которых определяется воз-можностями коллектива его сотрудников и его инфраструктуры. Музеи сегодня в состоянии предлагать услуги по реставрации, по со-ставлению исторических справок, права на воспроизведение предме-тов, входящих в их собрания, сувениры, книги, каталоги, буклеты, другую полиграфическую продукцию непосредственно по теме музея или по близким темам, а также видеофильмы, слайды и пр.

Музей в настоящее время должен чутко улавливать и учитывать интересы аудитории. Сегодня одним из актуальных является вопрос об организации различных форм деятельности, а также об объедине-нии усилий учреждений науки, культуры, образования и воспитания в целях сохранения и использования историко-культурного наследия.

167


Музей в этой связи является символом культуры. Такой подход харак-терен для концепции деятельности современного музея.

«Музей является хранилищем, но не просто ценных предметов, а духовных ценностей — памяти народа в виде ее материализованных культурных форм. Форма является символом души экспоната, т. е. по-ложительного чувственно воспринимаемого потенциала времени в виде его эталонного образа. Если музейную ценность воспринимать как высшее духовное проявление, а внешний облик предмета — как материализованную форму, то каждый музейный образ и музей в це-лом (как общественное явление) воспринимается как символ души культуры той или иной эпохи или народа»1.

Многообразие связей музея и общества дает основание рассмат-ривать музей в качестве информационной системы, направленной на передачу информации специфическими средствами. Музей представ-ляет собой научно-исследовательское учреждение, поскольку создает источниковую базу для исследований. Он вводит в оборот фонд музей-ных предметов, занимаясь изысканиями, основанными на их изуче-нии. В то же время музей выступает и как научно-просветительное, образовательное учреждение, ибо, демонстрируя музейные собрания в соответствии с определенной научной концепцией, он распростра-няет знания, удовлетворяет культурные запросы общества. Соответ-ственно деятельность музея направлена на организацию комплекто-вания, хранения, изучения и экспонирования музейных предметов и использования их в научных, образовательных и воспитательных це-лях.

Особенность современного музея заключается в том, что он рас-сматривается как феномен культуры, «механизм межпоколенной коммуникации». Сущность музея — быть посредником между обще-ством и его культурой, между культурой прошлого и культурой на-стоящего, а не конкретное содержание музейной деятельности, обу-словленное социальным заказом времени. Музей может рассматри-ваться сегодня как состояние души общества в настоящее время, и именно музею необходимо направить все усилия на восстановление утраченной культуры, чего так не хватает в современном мире. В ны-нешнее нелегкое время музеи воплощают стабильность, несмотря на то что жизнь становится все более безличностной, когда людям прихо-дится напоминать, что они не могут существовать без общества, без

1 ХитароваЭ. И. Концепция музея в прикладной культурологии//Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч. тр. СПб., 1996. С. 37—38.

168


своей истории, культуры, искусства, без всего того, что есть и что можно познать в музее.

Усилия музеев направлены на поиск сотрудничества между учре-ждениями культуры и образования. Это может дать новый импульс развитию общественной жизни. Развитие музейной деятельности в современной ситуации есть развитие культуры, окружающей челове-ка постоянно и содействующей его совершенствованию, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей.

12 - 4493



 



 



 



1



 


 



 


 




2019-11-13 528 Обсуждений (0)
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФУН КЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ 9 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)