Меры в сельском хозяйстве.
Меры в промышленности и торговле.
Элементы насилия и принуждения.
Последствия политики военного коммунизма:
Для вывода из кризиса требовалось срочное принятие решительных мер. X съезд РКП(б) (март 1921г.) принял принципиальное решение об изменении курса внутренней политики. Новый курс заключался в смене «военно-коммунистических» методов командования народным хозяйством экономическими рычагами руководства. Он был назван «новой экономической политикой». Сущность НЭПа заключалась в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата. Тактической целью НЭПа стал выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян, города и деревни. Стратегической целью НЭПа стало построение социализма, скачок к которому через «военный коммунизм» оказался неудачным. Основные элементы нэпа. В промышленности.
В сельском хозяйстве.
В торговле. Развитие товарно-денежных отношений привело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались крупные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи. Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках частников. Итоги НЭПа. С 1923 г. страна вступила в полосу хозяйственного подъема. К середине 20-х годов сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность в основном достигли довоенного объема производства. Восстановлению сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности во многом способствовала торговля. Страна превратилась в большой рынок. Частник стал главной фигурой розничной торговли. В оптовой торговле преобладали государственные и кооперативные предприятия. Наиболее быстро развивалась потребительская кооперация, тесно связанная с деревней. Вместе с тем обнаружились многие внутренние социально-экономические проблемы. Нэповская система переживала кризисы с определенной цикличностью. Появилось социальное расслоение (нэпманы). К концу 20-х гг. руководство страны оказалось перед очередной альтернативой: либо сдача позиций советской власти и углубление нэпа, либо курс на полную и окончательную победу новых социалистических отношений. Был выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти и означавший отказ от нэпа. 27. Образование СССР и национальное строительство в 20-е годы XX века. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет "Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". Это сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции. Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1920 - 1921 гг. были заключены двусторонние договоры с Азербайджаном, Белоруссией, Украиной, Грузией. Весной 1922г. была создана Закавказская Федерация (Армения, Грузия, Азербайджан), но основные хозяйственные полномочия были оставлены в республиках. 30 дек.1922г. состоялся первый всесоюзный съезд советов. Съезд провозгласил образование СССР в составе четырех союзных республик: РФ, Украины, Белоруссии, Закавказской Федерации. Здесь был избран -ЦИК верховный орган власти, в период между съездами советов. 2-ой всесоюзный съезд советов утвердил 31 янв. 1924г. первую конституцию СССР. В конституции были установлены: гос.герб, флаг и столица СССР – Москва. Гимном до 1944г. стал интернационал; высшим органом власти – всесоюзный съезд советов, а между съездами – ЦИК, состоящий из двух палат – Союзный совет и Совет национальностей. Как и конституция 1918 г конституция СССР 1924г. носила классовый характер, закрепляющий на территории республик ведущую роль принципов диктатуры пролетариата. СССР – федерация равноправных, суверенных республик. Ключевая статья конституции о полновластии советов на деле была условной, т.к. госуд. Власть была в структурах ком.партии. Формально за республиками сохранялось право свободного выхода из союза, при чем статья могла быть отменена или изменена с соглашения всех членов союза. На деле СССР все более приобретал форму унитарного гос-ва. Сталин укреплял свою личную диктатуру и всевластие союзных партийных и гос.структур. Со времени принятия Конституции 1924 г. до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства. В 1924 г. были образованы Туркменская, Узбекская и Таджикская ССР. В середине 30-х гг. образовались Киргизская и Казахская ССР, была упразднена Закавказская Федерация, и Республики Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав СССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении и введения войск на территорию Польши, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В 40-х гг. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. Однако сливаться в единую нацию народы не стремились – напротив, рост хозяйственного и культурного подъема сопровождался дальнейшим ростом национального самосознания коренных народов, их стремлением к реальной национальной государственности. Кроме того, первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |