Стилистические ошибки, связанные с употреблением многозначных слов и слов, имеющих омонимы
Не замеченное автором столкновение в тексте многозначных слов, используемых в различных значениях, или омонимов нередко придает речи неуместный комизм (Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы). Неправильное употребление многозначных слов и омонимов может стать причиной двусмысленности высказывания. Например: Люди увидели в нем доброго руководителя — слово добрый может иметь и значение «хороший», и значение «делающий добро другим, отзывчивый». Двусмысленно и такое предложение: В кустахМожайского района прошли профсоюзные собрания — используя слово куст, автор имел в виду, конечно, групповое объединение предприятий, однако получился каламбур. Причиной неясности высказывания при употреблении многозначных слов и слов, имеющих омонимы, может быть речевая недостаточность. Например: В автотранспортном предприятии есть такие производственники, которые постоянно заняты поиском (возникает вопрос: чего?); «Освобожден за беспринципность» (надо: освобожден от занимаемой должности...). Невнимательное отношение к слову особенно характерно для разговорной речи (так, у кассы магазина можно услышать: Выбейте мне мозги). Случайные каламбуры нередко становятся причиной абсурдности высказывания. Они встречаются и в письменной речи [Мастерская заказы на пояса не принимает: заболела поясница («Кр.»); Летом количество пассажиров на электропоездах увеличивается из-за огородников и садистов («Кр.»)]. Неуместный комизм, возникающий при употреблении в речи слов, у которых есть омонимы, вынуждает пересматривать терминологию. Так, при упорядочении отраслевой терминологии было предложено заменить термины кишка Дауценберга, грязный котел, баба копра, ледяной череп, паразитная шестерня и т. п., но до сих пор не исключены из употребления такие, например, названия профессий, как трепач, щипальщик, загибальщик, которые у неспециалиста вызывают нежелательные ассоциации . Комизм и двусмысленность высказыванию могут придать аббревиатуры, имеющие лексические омонимы. Например: ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь), ГНИ (Грозненский нефтяной институт), МНИ, МУХИН (названия институтов) и др. Очень часто причиной стилистических ошибок оказываются омографы, так как в русской графике не принято обозначать ударение [По движению поэтического чувства мы безошибочно узнаем Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока (узнаем или узнаём?) В частности, омография обязывает быть внимательным к некоторым особенностям графического изображения слова. В устной речи может быть искажен смысл высказывания из-за неверного деления текста на речевые единицы. Так, когда-то гимназисты, заучивая элегию К.Н. Батюшкова «Пленный», не вникая в смысл, читали строку Шуми, шуми волнами, Рона так, что слышалось «волна Мирона». ЛИТЕРАТУРА Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическое использование в речи многозначных слов и омонимов – С. 41-50 Упражнение 1 Подберите антонимы к данным словам. При этом учитывайте, что многозначные слова могут иметь несколько антонимов. Весело, веселый, веселиться; ветреный; встреча, встречать, встречаться; глубокий, глубина; легкий, легкомысленно; полнота, полный, полнеть; толстый; тихий; смелый, смелость; твердый, твердо, твердость; хвалить; хитрый, хитрость. Голенкова К. Какие профессиональные качества актуализируют данные задания? Рекомендации в употреблении многозначных слов: ü Следует быть внимательным при употреблении многозначных слов, так как они имеют высокую выразительную возможность, что часто приводит к созданию неуместных каламбуров. ü Употребление многозначных слов может вызвать двусмысленность. Например, врач решил это лекарство оставить («отменить» или «рекомендовать принимать»). ü Не стоит забывать о лексической сочетаемости полисемичного слова. Например, слово низкий в своем основном значении «малый по высоте», имеет широкие границы лексической сочетаемости (низкий человек, рост, гора, дом), но, выступая в значениях «плохой» или «подлый», сочетается не со всеми словами (нельзя сказать: «низкое здоровье», «низкие знания»). ü Употребление многозначных слов ограничено в стилях. Внутрисловная антонимия не допустима в официально-деловой речи. ü Многозначность иногда можно спутать с омонимией. На почве омонимии и смежных с нею явлений иногда возникает нежелательная двусмысленность: Побывать на дне науки. (день науки? дно науки?) ПРОДОЛЖИТЕ…
Упражнение 2 Найдите в тексте омонимы. Определите стилистические функции омонимов. 1.Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. 2.Горя в пламени любви, я понял, что еще недавно не знал ни какого горя. 3.Шьет иглой портниха в строчку, взял коньки точильщик в точку. Я, заканчивая строчку, ставлю маленькую точку. 4.Ты белых лебедей кормила, откинув тяжесть черных кос… Я рядом плыл; сошлись кормила; закатный луч был странно кос. 5.Я свято помню эту встречу: пруд, берег, неба яркий плат…Миг тот же если вновь я встречу, - и жизнь ничтожная из плат. 6. Я - под синим пологом на холме пологом. 7. Но изжита, минута страшная минута! Жалнина А. Рекомендации в употреблении омонимов: ü необходимо помнить, что омонимы используются в таких стилистических приемах как игра слов, поэтому надо следить за их уместным употреблением; ü при использовании омонимов следует указывать ударение в словах для более точной передачи информации; ü … ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ 1.Что такое антонимы? омонимы? 2.Какие стилистические функции антонимов и омонимов Вы можете назвать? 3.В основе каких стилистических фигур лежит явление антонимии? 4.Что такое оксюморон? антифразис? каламбур? 5.Какие стилистические недочеты могут возникнуть в результате неоправданного употребления антонимов? 6.Что необходимо учитывать при употреблении антонимов, омонимов? 7.Что такое семантическое варьирование? 8.Что такое полисемия и энантиосемия? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Укажите антонимы в отрывках из художественных произведений. Найдите примеры антитезы и оксюморона. 1.Французская поговорка гласит: «Сухой рыбак и мокрый охотник являют вид печальный». Не имев никогда пристрастия к рыбной ловле, я не могу судить о том, что испытывает рыбак в хорошую, ясную погоду и насколько в ненастное время удовольствие, доставляемое ему обильной добычей, перевешивает неприятность быть мокрым. Но для охотника дождь – сущее бедствие (Т.). 2. Тогда эта игра светов и теней – комического, трагического, трогательного, прекрасного, ужасного в жизни – потешала меня (Л. Т.).). 3. Расставанья и встречи – две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.). 4. В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, светила нам только зловещая тьма (Ахм.). 5. Не веселая, не печальная, словно с темного неба сошедшая, ты и песнь моя обручальная, и звезда моя сумасшедшая (Заб.). 2. Найдите и охарактеризуйте все разновидности омонимов. 1.Веснушкам нету сноса, Не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, - Зависело б от мыла, Веснушки я б отмыла. (А. Шибаев)
1.Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: - Где вы были? – У лисички! - Что вы ели там? – Лисички! (А. Шибаев)
2.Поэт издалека заводит речь. Поэта – далеко заводит речь. (М. Цветаева) 3.Защитник вольности и прав В сем случае совсем не прав. (А. Пушкин) 4.Вы, щенки, за мной ступайте! Будет вам по калачу. Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу. (А. Пушкин) 5.Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду крынку. Вдруг на мишку – вот напасть! – Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, жалили куда попало, Им за это и попало. (Я. Козловский) 3.Выпишите по группам омонимы, омоформы и омофоны. Сравните их лексическое и грамматическое значения.
Занятие № 6 Паронимы Освоив материал этой темы, Вы узнаете: § что такое паронимы, парономазия; § функции паронимов; § виды паронимов; § какие бывают погрешности при неправильном употреблении паронима; § в каких случаях употребляются паронимы. Вы научитесь: § квалифицировать употребление паронимов; § выделять функции паронимов; § устранять погрешности, связанные с паронимами; § находить неправильное употребление паронимов; § использовать паронимы правильно, не смешивая их; § различать где паронимы-ошибки, а где используются как стилистический прием. План занятия: 1.Общая характеристика паронимов. 2.Стилистическое использование паронимов. 3.Функции паронимов. 4.Устранение погрешностей, связанных с паронимами.
ТЕОРИЯ Паронимы — слова, близкие по звучанию, но различные по семантике; в первую очередь разграничиваются по присущему им значению. Смешение паронимов приводит к искажению смысла высказывания. Нередко смешение паронимов связано с возможностью их синонимического сближения в одном из присущих им значений. Стилистические функции паронимов разнообразны. Прежде всего паронимы употребляются для уточнения значения слова. Ср.: Лицо его мне знакомо. — Личность его мне знакома. Намеренное соединение паронимов служит средством создания образа: И прежний сняв венок — они венец терновый, увитый лаврами надели на него… (Л.); Паронимы используются для речевой характеристики персонажа: Ему была поручена заглавная роль в пьесе «Волки и овцы»; наконец, для создания комического эффекта: Нужно срочно принять девственные меры (из фельетона). ЛИТЕРАТУРА Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Паронимы и парономазия – С. 50-57
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2447)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |