Классификация причинных факторов
Причины, вызывающие болезнь: можно разделить на: экзо- и эндогенные; на физические (механические, электрические, термические, лучевые), химические, биологические; для человека - психогенные Принципы классификации причин: 1. Потенциальные патогенные факторы: а) механические, б) физические, в) химические, г) биологические, д.) психогенные, е) генетические. 2 Безусловные патогенные факторы: КлассификацияП.Д.Горизонтова
Под условиямипонимают какие-либо обстоятельства или воздействия, которые сами по себе не могут вызвать данное заболевание, но ослабляют, усиливают или модифицируют действие патогенных факторов. Условия могут быть разделены на несколько групп: 1. Условия, влияющие на реактивность организма, их можно разделить на благоприятные и неблагоприятные. 2 Условия, влияющие на причину болезни, поскольку причина также находится в среде, и также разделяются на благоприятные и неблагоприятные. ПАТОГЕНЕЗ Патогенез(от греческого patos - страдание, genesis - происхождение) - учение о механизмах развития и исхода болезни. С М.Павленко определяет патогенезкак динамический комплекс нарушений саморегуляции организма, развивающийся на почве функционального и структурного повреждения чрезвычайным раздражителем соответствующих рефлекторных аппаратов Именно два кардинальных показателя (нарушение саморегуляции организма и повреждение его рефлекторного аппарата) раскрывают внутреннюю сущность патогенеза. создавая возможность целенаправленно воздействовать на процесс патогенеза в разные периоды его развития. Патогенетические факторы- это патологические изменения, возникающие во время взаимодействия организма с этиологическим фактором. Между этиологическим и патогенетическим факторами имеются отношения причины и следствия. Патогенетические факторы играют большую роль в развитии болезни, особенно, когда этиологический фактор действует короткое время, а болезнь в последующем протекает длительно (напр,, после однократного облучения и т.д.). Основное звено патогенеза- то явление или процесс, который совершенно необходим для развертывания всех звеньев патогенеза и предшествует им (например, расширение артериол для артериальной гиперемии при пневмотораксе возникает острое кислородное голодание, основное звено - нарушение герметичности плевральной полости и появление там положительного давления и т.д.). Определение основного звена патогенеза необходимо для понимания сущности болезни и для применения патогенетической терапии Ведущие патогенетические факторы патологического процесса- факторы, определяющие причинно-следственные отношения, основную цепь явлений при болезни. Некоторые ведущие факторы патогенеза являются общими для многих болезней (кислородное голодание, нарушение обмена веществ и т.д.). В развитии болезни важно определить последовательность всей цепи явлений, удельный вес и значение основного звена и патогенетических факторов. Причинно-следственные связи.Болезнь, возникнув, развивается дальше по своим внутренним закономерностям в результате различных явлений, связанных причинно-следственными отношениями. Для каждой болезни характерны определенное, типичное для нее течение во времени, определенные изменения дыхания кровообращения, температуры тела, изменения периферической крови и т д что отражает происходящие в организме сложные и взаимосвязанные процессы. Знание причинно-следственных отношений в патогенезе болезней позволяет целенаправленно вмешиваться в механизмы течения болезней. "Порочный круг".Нередко цепь явлений при болезни замыкается в порочный круг, в результате которого организм не может без помощи извне выйти из этого состояния (напр., послеоперационный метеоризм, гипоксия и анемия после кровопотери и т.д.). Патологическая система.Для патологического процесса характерно повреждение и разрушение биологических структур и функциональных систем. Наряду с деструктивными явлениями идет формирование новых отношений между различными структурами, как поврежденными, так и неповрежденными, возникают вторичные, присущие самим измененным образованиям, эндогенные (патогенетические) механизмы развития патологического процесс. В своей совокупности эти новые отношения и механизмы образуют патологическую систему, деятельность которой имеет биологически отрицательное значение для организма. Патологическая система формируется под влиянием патологической детерминанты, которая является ведущим звеном и определяет характер деятельности системы. Патологическая доминанта.Патологической доминантой может быть любая вышедшая из-под контроля структура с чрезмерно усиленной функцией (напр s устойчиво экспрессированный; не контролируемый ген, немодулируемый ионный канал, усиленно функционирующий блок, гиперактивный нервный центр и пр.). САНОГЕНЕЗ Саногенез- (латин. sanitas - здоровье, греч. genesis - происхождение, процесс образования), означает "развитие здоровья" Саногенез - учение о механизмах поддержания здоровья и выздоровления при болезни Наряду с собственно патологическими изменениями и механизмами патологического развития, что составляет патогенез, патофизиология изучает механизмы предотвращения возникновения и развития патологического процесса, механизмы его ликвидации, компенсации и восстановления нарушенных функций и выздоровления. Саногенез - это динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов физиологического и патологического характера, развивающийся в результате воздействия на организм чрезвычайного раздражителя! функционирующий на протяжении всего патологического процесса (от предболезни до выздоровления) и направленный на восстановление нарушенной саморегуляции организма (С.М.Павленко)
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1014)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |