4.10.
| ГУХ между истоками р. Печера и р. Северная Сосьва
|
4.10.1
| Траверс ГУХ (1 часть)
| н/к
| 1А
| 1А
| Ист. р.Сульпа - в. Яныгхаче-чахль 1023,8м + 892,6м + 917м + 908,9 – седло 664м между ист. р. Б.Сосьва и лев. притоком Печеры
|
4.10.2
| н/к
| н/к
| н/к
| Выше границы леса, в обход вершин
|
4.10.
| Траверс ГУХ (2 часть)
| н/к
| 1А
| 1А
| От седла 664м в ист. Б.Сосьвы на север, ч-з в.793м + 809м + г.Янывондерс-чахл 928,5м + 834,8м + г. Печерья-чахл 896,8м + 895,8м + г. Янгадесос 931м до ист. р. Манья
|
н/к
| н/к
| н/к
| Выше границы леса, в обход вершин
|
4.11.
| Горы в истоках Печеры, западнее ГУХ
|
| Плато Маньпупунер 750-800м
| н/к
| н/к
| н/к
| С востока, из истоков р. Печера
|
| 2Б
| 2Б
| 2Б*
| С восхождением на главные скалы-останцы (не менее 4-х наиболее сложных скал)
|
| Хр. Маньпупунер (траверс)
| н/к
| н/к
| н/к
| Плато Маньпупунер в.840,5 + 749,5м + 772м
|
| Хр. Яныпупунер (траверс)
| н/к
| н/к
| н/к
| Седло в ист. р. Ляговож – траверс вершин 921м + 836,4м + 822м + 982м + 946м
|
| Гора Койп 1087,5м
| 1А
| 1А
| 1А
| Восхождение
|
4.12.
| Горы в истоках Северной Сосьвы, восточнее ГУХ
|
4.12.1
| Гора Ялпингнер 849м
(траверс)
| 1А
| 1А
| 1А
| Перевальный траверс: оз. Турват - в.743м + 849,5 + 726м - Бол. Сосьва
|
Южный Урал находится в пределах Башкирии, Челябинской и Оренбургской обл. Северная граница по широте города Верхний Уфалей. Южная по ж.д. Оренбург – Орск.
№
п/п
| Название
вершины, перевала
| Лето
| Вес
| Зим
| Маршрут движения
|
| Район Ю. Урала к северу от железной дороги Уфа - Челябинск
|
1.1.
| Окрестности города Верхний Уфалей
|
1.1.1
| Гора Шихан
| 1Б
| 1Б
| 2А
| Полный траверс скального гребня
|
1.2.
| Окрестности города Карабаш
|
1.2.1
| Хребет Карабаш
| н/к
| 1А
| 1А
| Полный траверс хребта
|
Хребет Юрма(Плато Юрма). Для зачета 1Б (перевал или перевальный траверс) необходимо сделать не менее трех восхождений на скалы 1Б, в разных скальных группах (в юж. группе скал, на в.985м, на в.971,7м или в сев. группе скал). Увеличение количества восхождений на скалы не увеличивает категорию сложности перевала (траверса).
|
Примеры горных маршрутов по Таганаю:
Маршрут горного похода 1 к.сл.: Пос. Александровка – дорога по хр. Карандашный увал – выход на северную часть хребта Юрма (по 1А) – скалы Замок Юрмы – долина р. Киалим – поляна Гарбера – пер. с севера на юг горы Круглица 1А – Таганайская поляна - - перевал или траверс горы Таганайский Монблан 1А – ж.д. станция Таганай.
Время проведения (с мая по октябрь).
Маршрут горного похода 2 к.сл.: Пос. Карабаш – траверс хребта Ицил 1А – долина р. Киалим – Таганайская поляна – пер. Авантюрин-Баши (с востока на запад) с восх. на пик Авантюрин-Бащи (связка 1Б) – большое западное курумное поле – пер. горы Двуглавая с траверсом северного скального гребня 1Б - перевал горы Средний Таганай 1А – Траверс скального гребня Александровской Сопки по м-ту 1Б – ж.д. станция Уржумка.
Оптимальное время проведения (май), но не исключается летний и осенний период.
|
1.2.1
| Гора Юрма 1003м
| н/к
| н/к
| н/к
| По тропе ю-з. склона с дороги
|
1.2.2
| Пер. Плато Юрма
(или траверс)
| 1А
| 1А
| 1А
| Пер. с запада на восток (с востока на запад) центр. или северной части плато Юрма, по курумам, без восх. на скалы
|
1.2.3
|
| 1Б
| 1Б
| 1Б
| Перевал или траверс плато с восх. на скалы 1Б (см.ниже)
|
Скалы Юрмы, как элементы маршрута 1Б через плато
|
1.2.4.
| Северная группа скал
| 1Б
| 1Б
| 1Б
| Траверс главной ск. гряды
|
1.2.5.
| Замок Юрмы (скалы)
| 1Б
| 1Б
| 1Б
| Главная скала на вершине 971,7м.
|
1.2.6.
| Юрма Ц.
985,4м
| ск. Цыпленок
| 1Б
| 1Б
| 1Б
| Первая скала с юга на в. 971,7м.
|
1.2.7.
| ск. Бык
| 1Б
| 1Б
| 1Б
| Вторая с юга, главная скала
|
1.2.8.
| Южная группа скал
| 1Б
| 1Б
| 1Б
| Траверс главной скальной гряды
|
1.3
| Хребет Таганай
|
1.3.1
| Метеопик 1112м
(Дальний Таганай)
| н/к
| н/к
| н/к
| Серпантин дороги по и ю-в. склону, на метеостанцию «Таганай»
|
1.3.2
| 1А
| 1А
| 1А
| По северному ск-осыпному гребню
|
1.3.3
| 1А
| 1А
| 1А
| Перевал вершины с севера на юг
|
1.3.4.
| Гора Круглица 1178м
| 1А
| 1А
| 1А
| По западному, сев. или вост. склону
|
1.3.5.
| н/к
| н/к
| 1А
| С юга, с Таганайской поляны
|
1.3.6.
| 1А
| 1А
| 1А
| Перевал вершины с севера на юг (обр.)
|
1.3.7
| Пер. Сказок
| н/к
| н/к
| 1А
| Приют «Таганай» - пос. Магнитка, южнее г. Круглица
|
1.3.8
| Пер. Таганайская
Поляна
| н/к
| н/к
| н/к
| Из Таганайской долины на западный склон хр., севернее Откликного Гребня
|
1.4.
| Гора Откликной Гребень 1150м (нумерация дана с севера на юг)
Перевал гребня засчитывается, если он пройден насквозь, на линейной части маршрута.
|
|
Схема траверса 2Б средней части Откликного Гребня:
По нумерации: 2-3 – пер. Готический сев. и юж.; 6 - пер. Гранатовый;
7 – пер.Авантюрин-Баши; 8 – Самалетная щель; 9 – пер. Самолетный.
|
№
п/п
| Название
вершины, перевала
| Лето
| Вес
| Зим
| Маршрут движения
|
1.4.1
| Пик Откликной 1155м
| н/к
| н/к
| 1Б
| По северному гребню и западному склону
|
1.4.2
| н/к
| 1Б
| 1Б*
| По полкам вост. стены над скалой «Златоуст» (по «Тропе Златоуста»), в щель гребня севернее пика и по сев гребню
|
1.4.3
| 1Б
| 1Б
| 2А
| По восточной стене гребня у п. Готический
|
1.4.4
| Пик Готический 1150м
| 2Б
| 2Б
| 2Б*
| По главной оси вост. кф-са. Готический
|
1.4.5
| 2А
| 2А
| 2А
| По ю-вост кф-су. п. Готический
|
1.4.7
| Пер. Готический Сев.
| 1Б
| 1Б
| 2А
| Севернее пика Готический
|
1.4.8
| Пер. Готический Юж.
| 1Б
| 1Б
| 2А
| Южнее пика Готический
|
1.4.9
| Зуб «Лезвие»
| -
| -
| -
| Зубец южнее пика Готический.
Элемент траверса 2А и 2Б
|
1.4.10
| Пер. Гранатовый Сев.
| 1Б
| 1Б
| 2А
| Между зубцом Лезвие и пиком Гранат
|
1.4.11
| Зуб Гранатовый
| -
| -
| -
| Скальный зуб южнее зубца «Лезвие»
Элемент траверса 2А-2Б
|
1.4.12
| Пер. Гранатовый Юж.
| 1Б
| 1Б
| 2А
| Между ж. Гранат и пиком Авантюрин-Баши
|
1.4.13
| Пик Авантюрин-Баши
| 1Б
| 2А
| 2А*
| По восточному контрфорсу
|
1.4.14
| 1Б
| 1Б
| 1Б*
| С юга, с перевала Авантюрин-Баши
|
1.4.16
| Пер. Авантюрин-Баши
| 1Б
| 1Б
| 1Б*
| Между ж-м Авантюрин-Баши и ж-м Крыша
|
1.4.17.
| Жандарм Крыша Мира
| -
| -
| -
| Элемент траверса 2А и 2Б
|
1.4.18.
| Самолетная Щель
| 1Б
| 1Б
| 1Б*
| Перевал в виде «коридора» между п. «Крыша Мира» и п. Самолетный
|
1.4.20.
| Жандарм Самолетный
| -
| -
| -
| Элемент траверса 2А-2Б. Название дано по обломкам самолета на его восточном склоне
|
1.4.21
| Пер.Самолетный
| 1Б
| 1Б
| 1Б*
| Перевал южнее пика Самолетный
|
1.4.22
| Пик Златоустовский
| -
| -
| -
| Элемент траверса 2А-2Б
|
1.4.23
| Пер. Южное седло
| 1А
| 1А
| 1А
| Широкая седловина в южной части гребня
|
1.4.24
| Траверс средней части Откликного Гребня
(м-т. Н.Устиновского
Май 1980 г.)
| 2Б
| 2Б
| 2Б*
| Подъем по гл. оси кф. Готический (по м-ту 2Б) и далее траверс на юг с перевалами зубцов: «Лезвие», «Гранатовый», «Авант-Баши», «Крыша Мира», «Самолетный»
|
1.4.25
| 2А
| 2А
| 2Б
| Подъем по ю-в кф. Готический (по м-ту 2А) и далее траверс на юг с перевалами зубцов: «Лезвие», «Гранатовый», «Авант-Баши».
|
1.4.26
| Траверс северной части Откликного Гребня
(м-т А. Саркисянц)
| 2А
| 2А
| 2Б
| Подъем по вост. стене зубца «Капитанский мостик» (по м-ту 2А) и далее траверс на юг с перевалами через зубцы: «Откликной» «Лезвие», «Гранатовый», «Авант-Баши».
|
1.5.
| Гора двуглавая
|
1.5.1
| в. Двуглавая 1034м
| н/к
| 1А
| 1А
| Перевал через вершину (без восх. на скалы)
|
1.5.2
| 1Б
| 1Б
| 1Б*
| Траверс скального гребня сев. вершины
|
1.5.3
| 1Б
| 1Б
| 1Б*
| Траверс скального гребня южной вершины
|
1.6.
| Хребет Малый Таганай
|
1.6.1
| г. Таганайский Монблан 1035м
| 1А
| 1А
| 1А
| Восхождение на в. 1035м с востока
|
1.6.2
| н/к
| н/к
| н/к
| Восхождение на в. 1035м с запада
|
| 1А
| 1А
| 1А
| Полный траверс хребта через в.1035м
|
1.6.3
| Пер. Монблан
| 1А
| 1А
| 1А
| Перевал с запада на восток (с востока на запад) через вершину 1035м
|
1.7.
| Уральский хребет (нумерация с севера на юг)
|
1.7.1
| Гора Ицил 1068м
| 1А
| 1А
| 1А
| Восхождение или траверс
|
1.7.2
| Уральская Сопка
| н/к
| н/к
| н/к
| восхождение
|
1.7.3
| Александровская сопка
| 1Б
| 1Б
| 1Б*
| Полный траверс скального гребня
|
| Южный Урал южнее ж.д. Уфа – Челябинск (Башкирия)
|
1.8
| Хребет Малый Иремель
|
| Гора Малый Иремель 1449м
| 1А
| 1А
| 1А*
| По северному склону
|
| 1А
| 1А
| 1А
| По восточному гребню
|
| 1А
| 1А
| 1А*
| По юго-восточному склону
|
| н/к
| н/к
| н/к
| По юго-западному плато
|
| Пер. горы Мал. Иремель
| 1А
| 1А
| 1А*
| С севера на юг через вершину 1449м
|
| Пер. Плато Мал. Иремель 1350
| н/к
| н/к
| 1А
| Между Вершинами 1406 и 1449м
|
| Корона Иремель 1393м
(запад-я вершина хребта)
| 1А
| 1А
| 1А
| По западному склону без восх. на скалы
|
| н/к
| н/к
| н/к
| С востока, с плато Малый Иремель
|
| 1Б
| 1Б
| 1Б*
| Траверс скальной зубчатки Короны
|
| Иремельская перемычка (между хребтами Большой и Малый Иремель)
|
| Седло Иремель 1230м
| н/к
| н/к
| н/к
| Между плато М. Иремель и в. 1303м.
|
| Плато 1303 «Аэродром»
| н/к
| н/к
| н/к
| Обзорная точка (плато без леса)
|
| Пер. Лесной 1230м
| н/к
| н/к
| н/к
| Между г. Б. Иремель 1582м и в.1303м.
|
| Хребет Большой Иремель
|
| Гора Бол. Иремель 1582м
| 1А
| 1А
| 1А
| По северному гребню
|
| 1А
| 1А
| 1А
| По западному склону с западного плато
|
| 1А
| 1Б
| 1Б
| По снежнику северной части восточного склона (зимой и весной лед)
|
| 1А
| 1А
| 1А
| По южному гребню
|
| Плато Бол. Иремель
| н/к
| н/к
| н/к
| Плато западнее горы Бол. Иремель
|
| Гора Жеребчик 1153м
| 1А
| 1А
| 1А*
| Траверс гребня
|
| Жеребчик + Б. Иремель
| 1А
| 1А
| 1А*
| Траверс или связка двух вершин
|
| Гребень Мал. Жеребчик
| 1Б
| 1Б
| 1Б*
| Траверс скальной зубчатки
|
| | | | | | | |
Средний Урал - наиболее низкая и наиболее освоенная, промышленная часть Уральских гор. В этом районе расположены наиболее крупные города Урала - Пермь, Екатеринбург, Нижний Тагил. Горы Среднего Урала представляют пологие лесные увалы,
Средний Урал можно разделить на три части: 1. Самая северная и самая высокая часть Среднего Урала. Находится севернее ж.д. ветки Нижний Тагил – Кушва – г. Чусовой – Пермь, в районе хребта Басеги. Абсолютные высоты превышает 1000 м над уровнем моря (г.Ослянка 1119,4м). По природным условиям и степени доступности, этот район с большим основанием можно отнести к Северному Уралу.
Средняя часть Среднего Урала расположена между ж.д. веткой «город Чусовой – Кушва – Н.Тагил», и ж.д. веткой «Екатеринбург – Кузино - Шаля». Абсолютные высоты вершин имеют высоты от 500м до 700м над уровнем моря – гора Старик-Камень 755,4м. Перепады высот составляют 100 – 300м.
Южная часть Среднего Урала находится южнее ж.д. ветки «Красноуфимск - Екатеринбург», и севернее автодороги Верхний Уфалей - Нязепетровск, в Челябинской области. Высшая точка, района гора Шунут 726м, расположена в Коноваловском хребте, южнее города Ревда.
Наиболее интересными локальными объектами Среднего Урала являются скалы на вершинах лесных увалов и утесы вдоль берегов рек.
Наиболее высокие скалы Среднего Урала являются объектами спортивных восхождений, которые можно классифицировать, как «Малые скальные восхождения».
В частности, на реке Чусовая некоторые береговые утесы по высоте превышают 100 метров: Камень Дыроватый – 70м, несколько утесов Олень-Камня – 70–80- метров, Камень Дужный, Ростун – ок. 100 м, Великан – высота над рекой 120 метров и другие.
На реке Тагил, к северу от Нижнего Тагила находится гора, образующая утес «Медведь-Камень», возвышщающийся над рекой Тагил на 120м.
На реке Реж, выше одноименного города, расположен скальный утес «Шайтан-Камень» высотой более 60 м над рекой.