Употребление предлогов и приставок
Введение Актуальность изучения фонетики латинского языка продиктована тем, что на протяжении тысячелетий своего развития латинский язык претерпевал и сейчас терпит много различных изменений: преимущественно в сфере правописания и произношении. На языке отражается влияние европейских языков, что прослеживается в передаче различных не латинских звуков в письменной речи. Описание звуковой системы классической латыни позволило применять в учебной практике всех стран два типа латинского произношения: классическое и традиционное. В российских вузах в основном принято традиционное произношение. [1] Цель контрольной работы изучить алфавит латинского языка и правила чтения, правила ударения, для постановки которого важную роль имеет долгота и краткость слогов, а также изучить употребление предлогов и приставок в латинском языке.
Фонетика латинского языка Алфавит Латинский алфавит состоит из 25 букв.[2] Написание, названия и произношение показаны в таблице 1. Таблица 1
Сочетания двух гласных образуют дифтонги и произносятся как один звук: - au (aurum [аурум] золото), - eu (Europa [эуропа] Европа), - deinde [дэйндэ] затем и другие. От дифтонгов следует отличать диграфы ae [э] и oe –как немецкое ö (например: aes [эс] медь, poena [пона] наказание). Если в группах ae и oe каждая буква должна произносится отдельно, то над второй из данной пары букв ставится знак: ¨.[3] Основные правила чтения гласных и согласных букв Рассмотрим основные правила чтения гласных и согласных букв. Гласные буквы латинского алфавита: a, o, u, e, i. Правила их чтения: 1. Буквы a и o произносятся также, как и соответствующие русские буквы, 2. Буква u произносится как русское у, 3. Буква е произносится как русское э, например: nemo [нэмо] никто, septem [сэптэм] семь, 4. Буква i произносится как русское и, например: ira [ира] гнев, vidi [види] я видел, abiit [абиит] он ушел. Но перед гласными в начале слова или слога произносится как согласный звук й (может обозначаться через j): ius [юс] право, iocus [йокус] шутка). Остальные буквы латинского алфавита обозначают согласные звуки, большинство из них произносится как соответствующие русские звуки (см. таблицу 1). Например: b – б: bene [бэнэ] хорошо, d – д: dare [дарэ] давать, f – ф: fio [фио] становлюсь, g – г: ego [эго] я, m – м: mitto [митто] посылаю, n – н: nomen [номен] имя, p – п: pars [парс] часть, r – р: praetor [прэтор] прэтор, v – в: vivo [виво] живу, x – кс: vox [вокс] голос. Для некоторых букв существуют определенные особенности в произношении и употреблении: 1)С произносится как ц перед буквами е (ae и oe) и i (у), в остальных случаях как к, например: Cicero [цицеро] Цицерон, Caesar [цезар] Цезарь, cado [кадо] подаю, credo [кредо] верю, fac [фак] делай; 2) H произносится как легкий выдох с которым произносится следующая гласная: habeo [хабэо] имею, coheres [кохэрэс] сонаследник. Могут встречаться сочетания h со следующими буквами: - ch произносится как русское х: charta [харта] бумага, письмо, pulcher [пульхэр] красивый, - ph поизносится как ф: philosophia [философиа] философия, - th произносится как т: thermae [тэрмэ] термы, теплые купальники, - rh произносится как р: arrha [арра] задаток; 3) K произносится как к, встречается очень редко, в слове Kalendae [калэндэ] календы (первый день римского месяца); 4) L произносится: - как ль только перед i(y): lis [лис], lyra [лира] лира, - как звук между л и ль во всех остальных случаях: luna [луна] луна, lex [лэкс] закон, populus [популус] народ; 5) S произносится как c: sto [сто] стою, consisto [консисто] состою, но в положении между гласными как з: casus [казус] случай, Aesopus [Эзопус] Эзоп; 6) Т произносится как т: totus [тотус] целый; за исключением сочетания ti, если i короткое – в этом случае как ц: etiam [эциам] даже; 7) Q встречается только с u, и произносится как кв: qui [кви] кто, quoque [квоквэ] также; 8) U, кроме сочетания qu, произносится как кв еще и в сочетаниях ngu и su: lingua [лингва] язык, suadeo [свадео] советую.[4] Количество слога В латинском языке гласные звуки отличались по длительности произношения: долгие или краткие. Для обозначения длительности приняты обозначения: надстрочный знак ¯ для долготы; надстрочный знак ˘ для краткого звука. Длительность гласного или слога называется его количеством. Время, необходимое для произнесения краткого гласного или слога, называется мора (mora). Долгие звуки или слоги произносились в два раза дольше кратких и хотя при чтении не всегда соблюдается длительность, знать количество слога или звука необходимо для правильной постановки ударения. Гласные звуки бывают долгими и краткими по природе или по положению в слоге. Следует запомнить, что: 1. Все дифтонги долги по природе, 2. Гласный перед группой согласных долог по положению, 3. Гласный перед гласным краток по положению. Слог долог или краток в зависимости от того, долог или краток гласный в него входящий, также нужно запомнить: 1. Все слоги, содержащие дифтонги, долги по природе. Например, в слове causa [кауза] причина, слог cau – долгий; 2. Все закрытые слоги долги по положению, так как их гласный стоит перед группой согласных. Например, в слове magister [магистэр] учитель, слог gis – долгий; 3. Открытый слог краток по положению, если за ним следует слог, начинающийся с гласного звука. Например, в слове ratĭo [рацио] разум, слог tĭ – краткий; 4. Открытый слог, за которым следует слог, начинающийся с согласного, бывает долгим или кратким по природе. Например, в слове fortūna [фортуна] судьба, слог tū долог по природе; в слове femĭna [фэмина] женщина, слог mĭ краток по природе. Для выяснения количества гласного в таких случаях следует обращаться к словарю.[5] Ударение в латинском языке классического периода было музыкальным (т.е. слог выделялся повышением или понижением тона), а не экспираторным (выдыхательным), как, например, в русском языке. Основные правила латинского ударения сводятся к следующему: 1. Ударение не ставится на конце слова. 2. В двухсложных словах ударение всегда ставится на начальном слоге: v'ia дорога. 3. В трехсложных или многосложных словах место ударения определяется количеством второго слога от конца (правило второго слога). В подобных случаях ударение ставится: а) на втором слоге с конца, если этот слог долгий: for-t'ū-na – судьба, ma-g'is-ter – учитель; б) на третьем слоге с конца, если второй слог краткий: p'o-pŭ-lus – народ, r'a-tĭ-o – разум.[6]
Употребление предлогов и приставок Одним из видов словообразования является аффиксация – присоединение к слову элементов, не имеющих самостоятельного существования: приставок или суффиксов. В таблице 2 представлены основные латинские приставки, их значение и русский вариант или аналог.[7] Таблица 2
Предлоги в латинском языке делятся на две группы: - стоящие перед словом с которым сочетаются – praepositivae, - и после того слова с которым сочетаются – postpositivae (предлогов этой группы значителньо меньше). Латинские предлоги могут употребляться с 3-мя падежами: - винительным – accusativus (куда?), - творительным – ablativus (где?), - родительным – genetivus (кого, чего?). Большая часть предлогов употребляется с винительным падежом, а наименьшая – с родительным. Причём последние всегда ставятся в постпозиции, то есть их можно назвать postpositiones. Некоторые предлоги могут управлять двумя падежами: винительным и творительным. Значение их при этом может отличаться как значительно, так и незначительно.[8] Характерная особенность латинского языка состоит в том, что если к существительному, с которым употреблён предлог, имеется определение (в виде прилагательного, местоимения), то предлог может "внедряться" между ними. Например: - с существительным res: qua de re - поэтому; quam ob rem – почему, - предлог cum (ablativus modi ): magnā cum voluptāte – с большим удовольствием; предлог cum с личными местоимениями пишется слитно: nobiscum - с нами; tecum - с тобой.Перечень латинский предлогов, а также их русские варианты с примерами представлены в таблице 3. Таблица 3
Заключение В контрольной работе рассмотрены вопросы фонетики латинского языка, употребления приставок и предлогов. Следует отметить, что латинский язык проник в новоевропейские языки, прежде всего в качестве научной, богословской, юридической и абстрактной терминологий. Это обусловлено тем, что латынь наряду с древнегреческим языком с давних пор до настоящего времени служит источником для образования международной общественно-политической и научной терминологии, и всегда была языком юриспруденции. Именно поэтому изучение латинского языка так важно для лиц, обучающихся по специальности Юриспруденция. На сегодняшний день латинский язык существует только в письменной форме, а фонетический материал представлен только теоретическими сведениями: описание алфавита и отдельных фонем в их звукобуквенном выражении. Список используемой литературы 1. Латинский язык: Учебное пособие / Н.Ю. Бикеева, Э.В. Рунг. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2011. С. 151, 2. Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. (2-е издание). – М.: Норма, 2004. С. 322, 3. Дылыкова Ц.Д. Методические рекомендации для студентов специальности«Юриспруденция» – сокращенная форма обучения, 4. http://www.lingualatina.ru/index-10.php, 5. http://latinista.tk/doca/praepositio.htm.
Практическая часть Перевести предложения на русский язык: 1.Actiōnum genĕra sunt duo: in rem, quae dicĭtur vindicatione, et in persōnam, quae conditione appellātur. 2. Libertas est potestas faciendi id, quod iure licet. 3. Leges Licurgi laboribus educant iuventutem: venando, currendo, natando, esuriendo, sitiendo. 4. Cui ius est donandi, eidem et vendendi et concedendi ius est. 5. Factum unius alteri nocere non debet. 6. Finis unius diei est principium alterius. 7. Vitae sine libertāte nihil est. 8. Iudex in iudicio reum aut condemnat, aut absolvit. 9. Ius est ars boni et aequi. 10. Dura lex, sed lex. Перевод: 1. Иски бывают двух видов: вещный, который называется виндикация, и личный, который называется кондикция; 2. Свобода это право делать все, что дозволено законом; 3. Законы Ликурга определяли занятия для молодых: охота, бег, плавание, утоление голода и жажды; 4. У кого есть право дарить, у того же есть право продажи и уступки; 5. Совершенное одним не должно вредить другому; 6. Конец одного дня это начало другого; 7. Жизнь без свободы не существует; 8. Судья либо вынесет обвинительный приговор, либо оправдает; 9. Право это искусство добра и справедливости; 10. Закон суров, но это закон.
[1] Дылыкова Ц.Д. Методические рекомендации для студентов специальности«Юриспруденция» – сокращенная форма обучения [2] Бикеева Н.Ю. Латинский язык: Учебное пособие / Н.Ю. Бикеева, Э.В. Рунг. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2011 [3] Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. (2-е издание). – М.: Норма, 2004. [4] Розенталь И.С., Соколов В.С. Указанная работа [5] http://www.lingualatina.ru/index-10.php [6] http://www.lingualatina.ru/index-10.php [7] http://www.lingualatina.ru/index-10.php [8] http://latinista.tk/doca/praepositio.htm
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (988)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |