Культура речи в школе. Методика изучения норм русского литературного языка
Культура речи - это владение нормами устной и письменной форм "литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умения использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи". Норма языка -это правильное употребление языковых средств (слов, словосочетаний, предложений) в устной и письменной речи". В школе организуется работа над нормами, которые устанавливают: - как правильно произносить слова и ставить ударения (произносительная норма); - как правильно образовывать слова (словообразовательная норма); как правильно образовывать формы слов (морфологическая норма); как правильно строить словосочетания и предложения (синтаксическая норма); как правильно писать слова (орфографическая норма); как правильно расставлять знаки препинания (пунктуационная норма). Соблюдение норм языка обеспечивает одно из важных коммуникативных качеств речи - ее правильность, которая находится в одном ряду с такими качествами речи, как точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность. Точность речиобеспечивает верное словоупотребление (т.е. употребление слова в свойственном ему значении. Логичность речи заключается "в смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте". Чистота речипредполагает использование средств литературного языка в качестве ее основы и отсутствие в речи диалектизмов, варваризмов (немотивированно используемых заимствованных слов и выражений), вульгаризмов (слов и выражений, грубо, вульгарно обозначающих предметы и явления окружающей действительности), бранных слов и оборотов речи, слов-паразитов. Выразительность речиизмеряется степенью ее воздействия на сознание адресата речи, его эмоционально-эстетическую сферу. Слагаемыми богатства речиявляются лексическое (большой активный запас слов) и фразеологическое богатство; семантическое богатство, проявляющееся в способности носителя языка к выявлению разнообразных и неожиданных словесных связей; интонационное богатство, явно выражающееся в звучащей и слышимой речи и неявно, с помощью знаков препинания, - в письменной; морфологическое богатство, в основе которого лежит умение по-разному выражать одно и то же грамматическое значение; синтаксическое богатство, опирающееся на свободное использование носителем языка разнообразных синтаксических моделей и конструкций, что позволяет избегать синтаксического однообразия и монотонна. Уместностьязыковых средств - слов, оборотов, синтаксических конструкций - регулируется жанром и стилем речи, контекстом, личностно-психологическими факторами, регламентирующими речевое поведение носителя языка.
Обучение нормам литературного языка. Программа не определяет содержания работы над языковыми нормами. С ними учащиеся знакомятся при изучении основного курса русского языка; ученики должны усвоить практическим путем некоторые произносительные, лексические, грамматические нормы. При этом в программе обозначены лишь те нормативные правила, которые, как показывают специальные исследования: - нарушаются носителями родного языка, - относятся к числу, безусловно принятых, - являются коммуникативно-значимыми, так как охватывают большую по объему группу языковых средств или частотные в речи слова, словоформы, конструкции. Эти произносительные правила, правила словоупотребления, грамматические правила. Разумеется не только в программе, но даже и в школьном учебнике представлены далеко не все языковые нормы, требующие отработки на уроках русского языка. Учитывая речевую культуру класса, местные диалектные особенности речи, словесник вносит коррективы в программу: выделяет то, что требует в конкретных условиях большего внимания; отпускает те правила, которые ученики не нарушают; вводит материал, отсутствующий в программе. Большой целенаправленной работы требует от словесника предупреждение и преодоление просторечного употребления некоторых слов и словоформ. Что обеспечивает успех в проведении работы по формированию правильной речи? 1. Четкая установка учителя на то, что ученики должны овладеть нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек. У выпускника школы должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, ее нормативной стороной как одной из слагаемых того, что входит в понятия культура речи, культурный человек. 2. Осмысление учениками понятия норма как принятого в языке правила произношения, словоупотребления и т. д. и осмысление определенной конкретной нормы. 3. Учет необходимости многократно повторять правильный вариант произношения слова, словоформ, словоупотребления и т. д., чтобы выработать нужный автоматизм произношения, управления одного слова другим и т. д. 4. Целенаправленная система упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование в начале осмысленных умений, а в последующем – речевых навыков. Основные из этих упражнений и задач: - анализ нормы, сопоставительный анализ нормы и ее нарушений, - выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств, - замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношений слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т. д.), - устный пересказ, письменное изложение текста, в котором необходимые для усвоения языковые средства являются опорными, - свободный диктант, творческий диктант, письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить такие-то слова или конструкции, - составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить. Опыт показывает, что особо эффективными являются виды работ, способствующие запоминанию самой нормы. В этих целях практикуются: 1. Заучивание стихотворных строк, где нормативный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой и потому легко запоминается. 2. Проговаривание вслух по слогам тех слов, произношение которых или употребление которых следует запомнить. По своему характеру речевые ошибки бывают следующих основных типов: Лексические и фразеологические; В 5 кл:1. нормы яз: произносит, словообразоват, орфографич, морфологич, синтаксич, пунктуац. 2. Кач-во речи, точность речи, логичность, богатство и чистоту речи, уместность речи и ее выразительность. 3. Диалог. Монолог. 4. Стили речи. Речевая ситуация. 5. Жанры речи: загадка, рассказ, сказка. 6. Слова в рамочках, толковые словари. 6 кл:1. Стили речи (кажд изуч по отдельному плану: задачи, черты, ср-ва, жанры, где используется). 2. Жанры речи: учеб сообщение, поздравление. 7 кл:1. Жанры речи: путевые записки. 2. Текст. 3. Стили речи. 8 кл:1. Текст. 2. Жанры: конспект, путевые записки. 9 кл.:1. Стили речи. 2. Жанры: отзыв, аннотация, реферат. 10 кл:1. Грамматика текста. 2. Коммуникативное кач-во речи. 3. Типы норм. 11 кл:Речевое общение.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3815)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |