Современные проблемы философии образования
Философия образования стала формироваться в XIX в. Этот процесс был тесно связан со становлением педагогики как науки, в ходе которого было осознано, что теоретическими основаниями построения образовательного процесса служат как философские знания, так и знания, выработанные в рамках других наук. В отечественной философии наиболее четко эта мысль была выражена С. И. Гессеном, который в работе «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» убедительно обосновал, что философия по отношению к педагогике выступает как её теоретическая основа, а педагогика является прикладной философией.
Зарождение этих основ обычно связывали с философией XVII века, которая нашла свое обобщенное выражение в трудах Я.А. Коменского. Конечно, эти основы разрабатывались и дополнялись, но существенного изменения их, по мнению И.П. Савицкого и некоторых других исследователей, не произошло. В связи с этим была поставлена задача разработки новой философии образования, опирающейся на современное состояние философии и предназначенной для XXI века. Важный вклад в разработку вопросов философии образования внесли участники чешско-советского симпозиума (Прага, 4–7 июня 1990 г.) «Философия образования в перспективе XXI века». Участники констатировали, что кризис образования, превратившийся в мировое явление, неудачи в осуществлении принятых ранее политик и стратегий осуществления его реформ выдвигают на первый план именно философское осмысление создавшейся ситуации. Без выработки новых концептуальных, методологических и аксиологических подходов окажется невозможным достижение тех целей в сфере образования, которые выдвигаются как на международном, так и на национально-государственном уровне.
Вывод: целью современного образования является включение человека в прошлое, настоящее и будущее культуры. Практическое значение философии образования определяется ее способностью давать продуктивные импульсы образовательным реформам, равно как и непрерывному самоосмыслению и самоизменению педагогической практики. Т.е. современные представления о философии образования полны дискуссионных вопросов и точек зрения. Выявление и обсуждение их должно способствовать разработке новой философии образования, предназначенной для XXI века.
Эти вопросы обсуждаются в работах Б.С. Гершунского, О.В. Долженко, В.М. Розина и некоторых других исследователей.
Ученые делают вывод, что для разработки новой философии образования, предназначенной для XXI века, необходимо либо выбрать из имеющихся философских концепций одну, наиболее предпочтительную, либо выработать новую с учетом достоинств и недостатков существующих философских концепций. Многим авторам второй путь представляется более предпочтительным, чем первый. Однако встает вопрос, на какой методологической основе можно выработать новое философское мировоззрение. Н.С. Ладыжец, считает, что на основе диалектического метода возможна разработка интегративной и оптимизирующей метамодели в образовании, позволяющей придать большую значимость отдельным аспектам экзистенциалистской ориентации, приглушить издержки прагматистской и возродить некоторые принципы идеалистического видения образовательной практики.
Однако все эти попытки не дают пока желаемых результатов. Вместо диалектического синтеза получается эклектическая смесь. Даже такой известный исследователь, какБ.С. Гершунский, предпочитает говорить не о готовых решениях, а о проблеме гармонического единства знания и веры, их мировоззренческого синтеза и рассматривать философию образования как религию будущего. Определение структуры содержания философии образования возможно на основе изучения характера её связей с педагогикой. Во-первых, такая связь возникает из необходимости философских знаний для педагогики, которая обнаруживается при анализе компонентов педагогической теории. К таким основным компонентам относят следующее:
Образовательный процесс характеризуется определенным комплексом взаимосвязанных закономерностей и законов разного уровня общности, которые по отношению друг к другу находятся в иерархических связях. Посредством принципов и правил фиксируют те закономерности и законы, действие которых в образовательном процессе выявлено и учитывается при его изучении, проектирования и организации. К первой группе закономерностей (закономерностей частного уровня) можно отнести педагогические закономерности – те, которые проявляются между элементами образовательного процесса, организованного в соответствии с определенной моделью (типом) образования. Например, определенные комплексы педагогических закономерностей характеризуют такие типы образования, как поддерживающий или инновационный, или такие модели образования, как традиционную или личностно-ориентированную. Определенный тип или модель образования складывается под влиянием закономерностей и законов, которые устанавливаются между элементами общества, включающего в себя систему образования. Таким образом, социокультурные закономерности (закономерности общего уровня), характеризующие определенный тип общественного устройства, определяют характер педагогических закономерностей, также проявляясь в образовательном процессе. Необходимость в философских знаниях для педагогики с наибольшей остротой обнаруживается и тогда, когда происходит переход от одного общественного устройства к другому, и тогда, когда общество становиться быстроменяющимся. Во-вторых, связь философии образования с педагогикой может быть осуществлена только через соотнесение их предметов. Это значит, что философия образования формируется на основе отбора из философского знания того, что, в первую очередь, позволяет как можно более глубоко изучить и понять предмет педагогики. При этом философия образования как раздел философии ориентируется на её предмет. В качестве предмета философии выделяют:
Единая цель, объединяющая все философское знание, заключается в выяснении предельных взаимоотношений бытия и человека, т. е. в установлении всеобщих закономерностей, взаимоотношений между миром и человеком, между человеком и природой, между человеком и культурой, между человеком и обществом. Предметом педагогики является образование или образовательный процесс как процесс педагогический, т. е. специально организованный и целенаправленный. Так как философия образования обеспечивает выработку системы философских знаний, необходимых для педагогики, через призму предмета педагогики и предмета философии, то предметом философии образования будет процесс образования человека (образовательный процесс), который рассматривается с позиций целостности бытия человека и его встроенности в мир как целое. Характеристики предмета педагогики задают направленность исследований в области философии образования и позволяют придать содержанию философских знаний определенную структуру. Так формируется содержание философии образования.
Философские знания, составляющие содержание философии образования, необходимы: 1) для понимания и объяснения структуры образования человека из её соотнесения со структурой мира в целом и бытия человека в частности; 2) для прогнозирования направленности развития системы образования; 3) для проектирования и организации образовательного процесса.
Это позволяет вы делить основные группы закономерностей, характеризующих на одном уровне общности взаимосвязи между объектами и явлениями действительности. В педагогике такая дифференциация философских знаний, используемых в качестве теоретических оснований педагогических исследований и педагогического проектирования, осуществляется через выделение различных подходов. Подход в педагогике рассматривается как система принципов и правил (методов) изучения, проектирования и организации образовательного процесса, которая складывается на основе системы знаний о закономерностях и законах взаимодействия элементов образовательного процесса, сформированной по отношению к какому-либо качеству или какой-либо стороне бытия человека. Система знаний, образующая теоретическую основу каждого из подходов, – это знания о всеобщих закономерностях бытия человека, т. е. философские знания. Таким образом, содержание философии образования может быть представлено через описание теоретической основы различных подходов. В педагогике в качестве основных выделяется целая группа подходов. Каждый из них может существовать в различных вариантах, т. е. складываться из знаний, выработанных в рамках различных философских и научных концепций. Поэтому применение, казалось бы, одинаковых подходов приводит к построению очень отличающихся друг от друга моделей образования. Построение образования определенного типа происходит на основе содержания философии образования, отличающегося определенной инвариантной структурой, отражающей устойчивый порядок взаимосвязей между определенными подходами. Выявление инвариантной структуры содержания философии образования позволит ей развиваться как системе теоретических знаний усилиями множества ученых и философов. Так как философия образования, прежде всего, должна помочь в понимании сущности предмета педагогики, то инвариантная структура её содержания может быть определена теми качествами этого предмета, которые выделяются на современном этапе развития педагогики. При определении сущностных характеристик предмета педагогики необходимо принимать во внимание только то, что характеризует тип современного образования, в отличие от предшествующего. В ХХ в. в качестве основных были выделены два типа образования. Ученые Римского клуба в 1974 г. в докладе «Нет пределов образованию» определили их как поддерживающий тип образования и инновационный.
Для второго типа – функция развития человека как целостности выступает как ведущая. Это значит, что цели образования должны определяться на основе изучения развития человека как такового, выделения предметов развития в процессах обучения и воспитания человека и тех качеств этих предметов, которые закономерно возникают на общих для всех людей этапах их развития. Содержание образования в этом случае выполняет роль основного педагогического средства, отбирается в соответствии с целями каждой из сторон развития человека на каждом этапе этого процесса и может быть вариативным. Качественные характеристики образования, ориентированного на развитие человека, по нашему мнению, и должны стать основанием структурирования содержания философии современного образования. В то же время философия образования должна включать в себя и историческую часть, включающую описание философских основ различных моделей образования, так как, опираясь на неё, можно решить ряд научно-исследовательских задач при построении модели современного образования. Например, более точно определить тенденцию изменений в понимании качественных характеристик образовательного процесса, или найти новые способы использования философских идей, уже воплощенных в педагогической практике. Сущностные качества современного образования, с одной стороны, определены в основных нормативных документах системы образования («Закон об образовании», «Концепция модернизации образования до 2010 года» и др.), с другой стороны, являются общепринятыми в современной педагогической теории. Образовательный процесс по своим целям ориентирован:
1. Системный подход, позволяющий подойти к изучению и построению образовательного процесса как к целостности. 2. Генетический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из ориентации на всеобщие закономерности развития. 3. Антропологический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из ориентации на закономерности развития человека как такового. 4. Культурологический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из закономерностей социокультурного развития человека и закономерностей существования различных культур. 5. Аксиологический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из закономерностей развития ценностного мира человека. 6. Деятельностный подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из закономерностей организации человеком деятельности. 7. Гносеологический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из закономерностей познания человеком действительности. Анализ различных подходов, определяющих условия организации педагогической деятельности, показывает, что наиболее качественно образовательный процесс может быть исследован и спроектирован только на основе согласованного применения всех подходов. В связи с этим, основной целью философии образования является выявление содержания философских знаний, лежащих в основе каждого из подходов в педагогике, и их согласование по отношению к целям проектирования определенного типа образования. Эту цель философии образования можно реализовать через опору на онтологический подход и структурно-генетический метод исследования.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4452)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |