H – критерий Крускала-Уоллиса
U – критерий Манна-Уитни
: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1. : Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.
Пример. Были обследованы студенты физического и психологического факультетов по уровню невербального интеллекта. Можно ли утверждать, что одна из выборок превосходит другую по уровню невербального интеллекта?
Проранжируем выборки.
Общая сумма рангов: . Расчетная сумма равна . Сформулируем гипотезы: : Уровень признака в группе студентов-физиков не ниже уровня признака в группе студентов-психологов. : Уровень признака в группе студентов-физиков ниже уровня признака в группе студентов-психологов. Тогда , . Вычислим эмпирическое значение критерия . Найдем критическое значение: . Так как , то принимается гипотеза . Таким образом, группы студентов-физиков и студентов-психологов можно считать равными. H – критерий Крускала-Уоллиса
: Между выборками существуют лишь случайные различия по уровню исследуемого признака. : Между выборками существуют неслучайные различия по уровню исследуемого признака.
Пример. При проведении эксперимента по исследованию интеллектуальной настойчивости испытуемым предъявлялись неразрешимые анаграммы. Исследованию подвергались четыре группы испытуемых, каждой группе предъявлялись разные анаграммы. Необходимо проверить, что различие во времени решения анаграмм не связана с предложенной задачей.
Сформулируем гипотезы:
: 4 группы испытуемых не различаются по длительности попыток их разрешения. : 4 группы испытуемых различаются по длительности попыток их разрешения. Вычислим эмпирическое значение критерия. Заполним таблицу для ранжирования
Сумма рангов равна , контрольная сумма . Вычислим критическое значение . Поскольку , то принимается нулевая гипотеза. Таким образом, группы можно считать равными. T-критерий Вилкоксона
: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении. : Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.
Пример.В выборке курсантов измерялась способность к удержанию физического усилия до обращения к идеалу и после.
Вычислим разности значений и найдем их абсолютные величины. Результаты внесем в таблицу.
Сумма всех рангов равна 66. Контрольная сумма . Выделим нетипичные (положительные) сдвиги цветом. Сумма соответствующих рангов равна . Найдем критические значения при : . Поскольку при отвергаем гипотезу , а при принимаем гипотезу , то однозначного ответа дать не возможно. Рассмотрим уровень значимость . Тогда отвергается гипотеза . Изменения показателей в группе осуществляются в сторону уменьшения физического волевого усилия. Критерий Фридмана
: Между выборками существуют лишь случайные различия по уровню исследуемого признака. : Между выборками существуют неслучайные различия по уровню исследуемого признака.
Пример. При исследовании интеллектуальной настойчивости измерялось время, которое испытуемые потратили на выполнение трех типов анаграмм.
Сформулируем гипотезы: : Различия во времени решения анаграмм являются случайными. : Различия во времени решения анаграмм являются неслучайными. Построим расчетную таблицу
Вычислим эмпирическое значение критерия . Критическое значение составляет . Поскольку то принимается гипотеза . Группы можно считать различными.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1212)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |