Раздел, тема программы
учебной дисциплины
| Аудиторные занятия (час)
|
Всего
| В том числе по видам учебных занятий
|
Лекции
| Семинар-ские занятия
| Самостоятельные занятия под руководством преподавателя
|
|
|
|
|
|
Раздел I . ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ.
Тема 1. Основы этических знаний
|
4 (1)
|
2 (1)
|
2 (-)
|
- (-)
|
Тема 2.. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
|
6 (1)
|
2 (1)
|
4 (-)
|
- (-)
|
Тема 3. ИСТОРИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
Возникновение и основные исторические типы нравственности.
|
|
2- (1)
|
- (-)
|
1 (-)
|
Тема 4.
Сущность, специфика, свойства, структура и функции морали
|
|
2 (1)
|
2 (-)
|
1 (-)
|
Тема 5.
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
|
|
2 (2)
|
2 (-)
|
- (-)
|
Раздел II.
ЭТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Тема 6. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции. Основные этические принципы в сфере сервисных коммуникаций.
|
6 (2)
|
2 (2)
|
4 (-)
|
- (-)
|
Тема 7 . Социальная ответственность и сфера бизнеса.
|
2 (-)
|
- (2)
|
- (-)
|
2 (-)
|
Тема 8. Механизмы внедрения этических принципов и норм в практику деловых отношений .
|
2 (2)
|
1 (2)
|
1 (-)
|
- (-)
|
Тема 9. Этика делового общения.
Этика управления.
|
2 (2)
|
1 (2)
|
1 (-)
|
- (-)
|
Тема 10. Морально-психологический климат в коллективе. Типология конфликтов.
|
3 (1)
|
1 (1)
|
2 (-)
|
- (-)
|
РАЗДЕЛ III. ЭТИКЕТ
Тема 11. Этика и этикет. Этикет как феномен культуры.
| 3 (1)
| 1 (1)
| 2 (-)
| - (-)
|
Тема 12. Деловой этикет. Его специфика и значение в сфере услуг.
| 3 (2)
| 1 (2)
| 2 (-)
| 2 (-)
|
Тема 13. Основные элементы делового этикета. Культура одежды делового этикета.
|
|
| -
| |
Тема 14. Правила поведения в общественных местах.
|
|
|
| |
Тема 15. Приемы и презентации.
|
|
|
| |
Тема 16. Особенности межкультурной коммуникации.
|
|
|
| |
Тема 17. Международный протокол.
|
|
|
| |
Содержание курса:
1.Темы лекций
модули
| часы
| Содержание
|
№ 1
|
| Основы этических знаний.
Предмет профессиональной этики. Цели и задачи курса.
|
|
| Основные направления и школы в этике.
|
|
| Историческое развитие нравственности.
|
|
| Теория морали.
|
|
| Высшие моральные ценности
|
|
| Актуальные проблемы профессиональной этики. Профессиональная этика: сущность, классификация функции. Профессиональная этика специалиста по сервису и туризму.
|
|
| Основные этические принципы в сфере сервисных коммуникаций. Кодексы профессиональной и корпоративной этики: мировой и отечественный опыт.
|
|
| Социальная ответственность и сфера бизнеса
|
|
| Механизмы внедрения этических принципов и норм в практику деловых отношений
|
|
| Этика делового общения.
Этика управления.
|
|
| Морально-психологический климат в коллективе. Типология конфликтов.
|
|
| Этика и этикет. Этикет как феномен культуры.
|
|
| . Деловой этикет. Его специфика и значение в сфере услуг.
|
|
| Основные элементы делового этикета. Культура одежды делового этикета
|
|
| . Правила поведения в общественных местах.
|
|
| Приемы и презентации
|
|
| Особенности межкультурной коммуникации.
|
|
| . Международный протокол.
|
2.Темы семинарских занятий
модуль
| часы
| Содержание
| Действие студентов
|
|
| Дискуссия на тему «Зачем нужна этика современному специалисту социально-культурной сферы и туризма»?
| Участвуют в дискуссии
Отвечают на вопросы
|
|
| Исторические типы морали и этических учений. Эволюция моральных норм от родового строя до новейшего времени и отражение их в этических учениях.
Трудовая мораль индустриального и постиндустриального общества. Категорический императив Канта и его современное значение. Гуманистическая этика А.Швейцера. Конвенциональная мораль и этический релятивизм.
| 1.Выступают с сообщениями
2.Задают вопросы
3. Обсуждают доклады
4. Анализируют первоисточники
|
|
| Теоретическая и нормативная этика.
Основные принципы общей этики и их проявление в трудовой деятельности. Трудовая этика России. Отношение к труду, делу с точки зрения западных, российских и восточных традиций.
| 1.Выступают с сообщениями
2.Задают вопросы
3. Обсуждают доклады
|
|
| Высшие нравственные ценности. Талион, золотое правило нравственности и заповедь любви: их ценностное и регулятивное своеобразие.
Персоналистическая мораль. Нравственные типы личности.
Тип личности российского делового человека и современные морально-этические проблемы в бизнесе.
| 1.Выступают с сообщениями
2.Задают вопросы
3. Обсуждают доклады
|
|
| Представление о высшем благе в этике и их прикладное значение
Счастье или польза? Этика пользы в утилитаризме Милля.
Утилитаризм в системе ценностей современного человека.
| 1.Участвуют в дискуссии
2.Выступают с докладами
3.Обсуждают самостоятельную работу
|
|
| Назначение профессиональной этики. Виды профессиональной этики и особенности деловой этики и этикета в социально-культурном сервисе и туризме.
Кодексы профессиональной этики
Кодексы в сфере туризма, гостиничного бизнеса и социально-культурных услугах: мировой и отечественный опыт.
| 1.Выступают с сообщениями
2.Задают вопросы
3.Формулируют практические рекомендации
|
|
| Нравственная характеристика специалиста по сервису Профессионализм: составные элементы
Портрет идеального специалиста в сфере сервисных коммуникаций Практикум «Жизнь по образу идеальности» и постановка задач в сфере профессиональной этики
| 1.Выступают с сообщениями
2.Задают вопросы
3.Формулируют практические рекомендации
|
|
| Управленческая и служебная этика в СКС и туризме.
Служебная этика и принципы взаимоотношения в фирмах, предоставляющих сервисные услуги
Корпоративная этика и взаимосвязь ее с профессиональной этикой
Морально-психологический климат в коллективе: как его правильно создать.
Основные стили управления предприятием сервиса и нравственные уроки.
| 1.Выступают с сообщениями
2.Задают вопросы
3.Формулируют практические рекомендации
|
|
| Сообщение по теме «Самостоятельная разработка одной из актуальных проблем профессиональной этики».
Честность и проблема доверия в сфере услуг.
Основные причины трудностей реализации принципов этики в российском бизнесе.
Нравственные конфликты и пути их разрешения
Понятие нравственного конфликта
Виды нравственных конфликтов
Оптимальные пути разрешения
Правила бесконфликтного отношения с клиентами
| 1.Выступают с сообщениями
2.Задают вопросы
3.Формулируют практические рекомендации
4. Анализируют проблемные
ситуации
|
|
| Семинар-конференция по теме «Мой проект этического кодекса в социально-культурной сфере и туризма» – защита индивидуальных проектов
| 1.Слушают доклады
2.Участвуют в дискуссии
3. Защищают свой вариант кодекса
|
|
| Этикет в сфере услуг
Понятие этикета в деловых отношениях.
Специфика делового этикета в разных странах
Этнокультурная специфика мимики, поз, жестов
| 1.Слушают доклады
2.Участвуют в дискуссии
|
|
| Этикет в туризме, индустрии гостеприимства и социально-культурной сфере.
Проблемы обращения к различным типам клиентов, духовным лицам, иностранцам.
Создание профессионального имиджа.
Особенности служебного этикета.
| 1.Слушают доклады
2.Участвуют в дискуссии
3.Участвуют в ролевых играх
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
Тема 1 Основы этических знаний.
Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Теоретическая и нормативная этика. Взаимосвязь общей (универсальной)этики, прикладной (профессиональной) этики и этикета. Духовная культура и духовность. Нравственность – существенный компонент духовной культуры специалистов по сервису. Предмет, цели и задачи курса. Соотношение понятий "этика", "мораль", "нравственность".
Тема 2. Профессиональная этика: сущность, классификация функции
Понятие профессиональной этики. Сущность и виды профессиональной этики. Место и роль профессиональной этики специалиста по сервису. Основные категории, законы этики и особенности их проявления в сфере деловых отношений в сервисе и туризме.
Тема 3. Происхождение профессиональной этики и многообразие этических учений
Сущность и происхождение морали. Структура морального сознания и его функции. Социальная и персоналистическая мораль. Нормативные образцы личности. Многообразие этических учений. Основные направления этических учений: эвдемонизм, гедонизм, ригоризм, утилитаризм. Мировые тенденции в развитии нравственности в ХХI веке. Понятие социальной ответственности.
Тема 4. Этика сферы предпринимательства
Социально – нравственные добродетели общения и их специфика в сфере трудовой деятельности. Этика бизнеса. Корпоративная этика и ее основные характеристики. Проблема противоречия между нормами профессиональной и корпоративной этики. Управленческая этика: основные принципы взаимоотношений в менеджменте. Служебная этика как вид профессиональной этики. Нормы и принципы служебной этики: противоречие между должным и сущим. Причины усиления этического момента в регулировании служебных отношений. Современные теории в этике предпринимательства.
Тема 5 Профессиональная этика специалиста по сервису и туризму
Этика деловых отношений – основа профессиональной этики специалиста по сервису. Основные нормы и принципы деловой этики. Этические правила отношения к клиентам в сфере сервисных коммуникаций. Этика партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Правовой и нравственный аспект. Этика специалиста социально-культурного сервиса и туризма. Нравственная типология личности и основные моральные характеристики личности специалиста по сервису.
Тема 6. Кодексы профессиональной и корпоративной этики: мировой и отечественный опыт
История кодифицирования этических норм. Корпоративная этика в международном бизнесе. Профессиональные кодексы: их содержание, функции и особенности в сфере сервиса. Глобальный Кодекс Туризма. Развитие профессиональных и корпоративных кодексов в России. Структура этического кодекса этики в сервисе и туризме.
Тема 7. Актуальные проблемы профессиональной этики
Проблема нравственного и безнравственного поведения в деловых взаимоотношениях. Проблема доверия, условия ее реализации и фазы развития. Причины аморального поведения сотрудников в коллективе. Морально-психологический климат коллектива. Типология нравственных конфликтов. Причины нравственных конфликтов и пути выхода из них.
Современные формы этического аудита.
Тема 8-9. Этикет работников сферы услуг. Этнокультурные особенности делового этикета
Этикет как социальное явление. История мирового этикета. Основные функции этикета. Задачи этикета: соединение сфер взаимоотношений людей в обществе. Требования современного этикета. Этикет делового человека. Стили общения и внешние формы поведения. Культура одежды делового человека. Поведение в общественных местах. Манеры поведения. Чувство психологического комфорта. Особенности приветствия и обращения на службе на примере сервисных организаций. Требования к внешнему облику работника сферы услуг. Имидж специалиста по сервису и туризму.
Этнокультурные особенности делового этикета. Международный протокол: основные требования. Этикетные принципы вежливости. Этикетные формы ведения деловой встречи, переговоров.