Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?
2. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?
3. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?
4. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?
5. С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?
6. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?
7. В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?
8. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.
9. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?
Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:
Античные теории
| ®
| Меркантилизм
| ®
| Классическая политэкономия
| ®
|
|
|
| |
|
| |
|
|
Традиционная экономика с элементами товарности
|
| Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал
|
|
|
|
|
|
| |
|
| |
|
|
Первые теории товара и денег
|
| Богатство = деньгам = золоту
|
|
|
|
Марксизм
| ®
| Маржинализм
| ®
| Кейнсианство
| ®
|
|
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
Неоклассика
(монетаризм)
| ®
| Институционализм
| ®
| ???
| ®
|
|
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
| Глобализация, экология, терроризм, Интернет
|
|
|
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.
В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?
Эмпирический метод
|
| Статистический метод
|
| Метод научных абстракций
|
|
|
| |
|
| |
|
|
| Наблюдение за количественной стороной экономических процессов
|
|
|
|
|
|
|
|
Причинно-следственный метод
|
| Функциональный метод
|
| Эконометрические методы
|
|
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
|
Тесты
Тест
| Обоснование
|
1. Экономическая теория: это наука:
a) о том, как улучшить личное экономическое положение;
b) о регулировании государством национальной экономики;
c) о средствах удовлетворения человеческих потребностей;
d) о том, как общество решает вопросы "что, как и для кого" производить;
e) о законах функционирования рыночной экономики.
|
|
2. Фундаментальную проблему экономической теории отражает следующая пара понятий:
a) спрос и предложение;
b) эффективность и справедливость;
c) предпринимательство и прибыль;
d) ограниченность и выбор;
e) производство и потребление.
|
|
3. Редкость (ограниченность) ресурсов — это проблема, которая:
a) существует только в бедных странах;
b) связана с определенными типами цивилизаций;
c) типична для социализма (экономика дефицита);
d) никогда не возникает в богатых странах;
e) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства.
|
|
4. Экономическая модель призвана решать все перечисленные ниже проблемы, кроме:
a) объяснения законов функционирования реальной экономики;
b) демонстрации обобщенного представления о том или ином фрагменте экономической деятельности;
c) содержания сведений о свойствах изображаемой модели;
d) отражения всех деталей экономического развития общества;
e) подтверждения или опровержения выдвигаемых гипотез.
|
|
5 . Если экономика изучается как целостная система, то это анализ:
a) макроэкономический;
b) нормативный;
c) описательный;
d) микроэкономический;
e) позитивный.
|
|
6. Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает:
a) как обществу достигнуть полной занятости;
b) экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов;
c) проблемы ускорения экономического роста;
d) вопросы экономической безопасности;
e) организацию деятельности отдельных фирм.
|
|
7. К характеристикам экономических благ относится все, кроме:
a) способности удовлетворять потребности;
b) ценности;
c) редкости;
d) могут быть в неограниченном количестве;
e) могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми.
|
|
8. Полное использование всех ресурсов общества показывает:
a) сдвиг кривой производственных возможностей вправо;
b) точка вне кривой производственных возможностей;
c) точка внутри кривой производственных возможностей;
d) точка на кривой производственных возможностей;
e) сдвиг кривой производственных возможностей влево.
|
|
9. Кривая производственных возможностей показывает:
a) все возможные комбинации выпуска продуктов;
b) все возможные комбинации выпуска продуктов при условии полной загрузки имеющихся факторов производства;
c) оптимальную комбинацию выпуска продуктов;
d) фиксированный объем выпуска продукции с помощью разных комбинаций факторов производства;
e) степень социального неравенства в обществе
|
|
10.Понятие метода науки включает:
a) набор фактических данных;
b) структуру предмета;
c) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств;
d) мировоззренческие установки ученого.
|
|
11. Какое из утверждений ложно применительно к модели:
a) модель строится на основе абстракции;
b) на основе модели возможно дать представление будущего;
c) модель описывает реальность во всей ее фактической сложности;
d) модель полезна тогда, когда ее переменные поддаются прямому измерению.
|
|
12. Какую проблему из перечисленных не решает экономическая модель:
a) делать вывод о свойствах изображаемой модели;
b) отражать все реальности экономического развития общества;
c) подтверждать или опровергать выдвигаемые гипотезы;
d) давать обобщенное представление о том или ином фрагменте экономической деятельности;
e) объяснять законы функционирования реальной экономики.
|
|
13.Экономист систематизировал и обобщил факты и на их основе выявил некую закономерность, этот метод является:
a) гипотетическим;
b) эмпирическим;
c) дедуктивным;
d) описательным;
f) индуктивным.
|
|
Эссе