Категории и виды нормативных документов по стандартизации Республики Казахстан
Категорией нормативного документа по стандартизации называют его статус в зависимости от сферы действия. Нормативные документы по стандартизации, действующие в Государственной системе стандартизации Республики Казахстан, могут быть следующих категорий и видов: 1) государственные стандарты Республики Казахстан; 2) отраслевые стандарты; 3) стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений; 4) стандарты организаций; 5)технические условия; 6) межгосударственные стандарты; 7)рекомендации; 8) технические регламенты; 9) государственные классификаторы технико-экономической информации. 10) международные стандарты; 11) стандарты иностранных государств, стандарты организаций, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств; 12) неправительственный стандарт; 13) стандарт консорциума; 14) предварительный национальный стандарт. 1. Государственные стандарты Республики Казахстан (СТ РК).
Государственные стандарты Республики Казахстан разрабатываются на продукцию, процессы (работы), услуги, нормы и требования организационно-методического и общетехнического характера, имеющие межотраслевое значение и перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. Требования, изложенные в государственных стандартах, не должны противоречить законодательству Республики Казахстан, требованиям международных и межгосударственных стандартов, применяемых в Республике Казахстан. В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендуемые требования. 2.Отраслевые стандарты. Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию, процессы (работы) и услуги отраслевого значения и утверждаются органами государственного управления в пределах их компетенции. Требования к видам отраслевых стандартов, их объектам, особенностям разработки и согласования, порядку утверждения устанавливают органы государственного управления в пределах своей компетенции. Нормы и требования, установленные отраслевыми стандартами, должны быть не ниже норм, установленных государственными, межгосударственными, международными стандартами. Объекты и общие положения по разработке, согласованию, регистрации отраслевых стандартов устанавливаются Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации. 3.Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТ НТО). Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются на новые виды продукции, технологические процессы (режимы, регламенты), технологии, услуги, принципы организации и управления производством, а также на другие новые виды деятельности. Данная категория стандартов разрабатывается и применяется для распространения и дальнейшего использования полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных или прикладных исследований и разработок. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений не должны противоречить обязательным требованиям применяемых в Республике Казахстан государственных, межгосударственных стандартов, технических регламентов. 4. Стандарты организаций. Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются физическими или юридическими лицами, расположенными на территории Республики Казахстан, исходя из необходимости их применения, в целях совершенствования организации и управления производством, а также для обеспечения применения на предприятиях или в организациях государственных и межгосударственных стандартов, стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, а также международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран. Стандарты организаций не должны противоречить обязательным требованиям государственных, межгосударственных стандартов, технических регламентов, применяемых в Республике Казахстан. Ответственность за соответствие требований стандартов организаций обязательным требованиям стандартов и технических регламентов, применяемых в республике, и их соблюдение несут утвердившие их предприятия или организации. Стандарты организаций не подлежат государственной регистрации. Процедуру разработки, порядок согласования, утверждения и регистрации стандартов организаций предприятия или организации устанавливают самостоятельно. Срок действия стандартов организаций также устанавливается предприятием или организацией самостоятельно. 5. Технические условия (ТУ). Технические условия разрабатываются физическими и юридическими лицами на продукцию (включая комплектующие и полуфабрикаты), предназначенную для самостоятельной поставки (реализации) заказчику (потребителю) при: 1) отсутствии государственных стандартов Республики Казахстан и межгосударственных стандартов (далее - стандартов) на данную продукцию; 2) наличии стандартов вида общих технических условий или общих технических требований, когда этими стандартами предусматривается разработка технических условий, конкретизирующих специфические требования продукции; 3) повышении и дополнении норм и требований действующих стандартов и технических регламентов. 6. Межгосударственные стандарты (ГОСТ). Межгосударственные стандарты разрабатываются межгосударственными техническими комитетами по стандартизации (МТК) стран СНГ и могут содержать обязательные и (или) рекомендуемые требования. Межгосударственный стандарт принимается Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), а в области строительства - Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве стран Содружества На территории Республики Казахстан межгосударственные стандарты вводятся приказом Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации. 7.Рекомендации. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О стандартизации» рекомендации устанавливают порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности и положение, содержащее совет или указания в области стандартизации, метрологии и сертификации. Основные требования к построению, оформлению, изложению рекомендаций аналогичны требованиям к государственным стандартам Республики Казахстан. Рекомендации подлежат регистрации в реестре Государственной системы стандартизации Республики Казахстан, который ведет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Незарегистрированные в реестре рекомендации применению не подлежат. 8. Технический регламент. Технический регламент – это нормативный документ, устанавливающий обязательные требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт или правила, либо путем включения содержания этих документов.
Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке в той степени, в которой они применяются к продукции, процессу (работе), услуге или методу производства. Это определение установлено в Законе Республики Казахстан «О стандартизации». 9. Классификаторы. С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. Объектамиклассификации и кодирования выступают статистическая информация, макроэкономическая, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность. Общее руководство и координацию работ по созданию Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) осуществляют Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации и органы статистики Республики Казахстан. Основные принципы, правила и требования, регламентирующие создание системы, изложены в СТ РК 5.0-95 «ГСС РК. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Основные положения». При разработке классификаторов необходимо учитывать их гармонизацию с международными классификаторами. 10.Предварительный национальный стандарт - стандарт для временного применения, предназначенный для накопления необходимого опыта в процессе его применения и доступный широкому кругу потребителей;
Предварительные национальные стандарты не должны противоречить требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования. Показатели качества, установленные в предварительных национальных стандартах, должны быть не ниже установленных национальными и региональными стандартами. Предварительные национальные стандарты не должны дублировать национальные и региональные стандарты. Предварительные национальные стандарты принимаются для целей подтверждения соответствия. 11.Стандарт консорциума - стандарт, разработанный и утвержденный консорциумом, применяемый его членами; 12.Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей (ИСО); 13.Стандарт иностранного государства - стандарт, принятый уполномоченным органом по стандартизации иностранного государства и доступный широкому кругу потребителей.(DIN, BS) 14.Неправительственный стандарт - стандарт, разработанный и утвержденный некоммерческой организацией Республики Казахстан; Неправительственные стандарты не должны дублировать национальные, региональные и международные стандарты и должны быть доступны широкому кругу потребителей. 17. Применение международных, региональных стандартов и нормативных документов по стандартизации иностранных государств Применение международных, региональных, национальных стандартов и нормативных документов по стандартизации иностранных государств 1. На территории Республики Казахстан могут применяться международные и региональные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила, руководства и рекомендации, национальные стандарты, стандарты организаций, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств, отвечающие целям. 2. Необходимыми условиями для применения международных и региональных, национальных стандартов иностранных государств, в качестве государственных стандартов Республики Казахстан являются: 1) членство Республики Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации, метрологии и аккредитации; 2) наличие двусторонних (многосторонних) договоров (соглашений) между Республикой Казахстан и иностранными государствами о сотрудничестве в области стандартизации. 3. Применение физическими и юридическими лицами Республики Казахстан стандартов международных и региональных организаций, членами которых Республика Казахстан не является, осуществляется при условии наличия ссылки на указанные стандарты в контрактах и договорах.
4. Порядок применения международных и региональных стандартов, классификаторов технико-экономической информации, правил и рекомендаций, а также национальных стандартов иностранных государств на территории Республики Казахстан устанавливается уполномоченным органом. 5. Международные региональные стандарты, национальные стандарты и нормативные документы по стандартизации иностранных государств подлежащие применению на территории Республики Казахстан, не должны противоречить требованиям, установленным техническими регламентами, действующими в Республике Казахстан, и гармонизированными с ними стандартами, быть по качественным показателям не ниже государственных стандартов и подлежат согласованию с государственными органами по вопросам, входящим в их компетенцию. 6. Международные и региональные стандарты и нормативные документы по стандартизации применяются на территории Республики Казахстан одинаковым образом и в равной степени с государственными стандартами и нормативными документами по стандартизации Республики Казахстан. 7. Применение стандартов организаций иностранных государств осуществляется на основе договоров (разрешений) с организациями держателями их подлинников, предоставляющих право на применение указанных стандартов 18. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области технического регулирования К компетенции Правительства Республики Казахстан в области технического регулирования относятся: 1) разработка основных направлений государственной политики в области технического регулирования; 2) формирование государственной системы технического регулирования; 3) обеспечение правовой реформы в области технического регулирования; 4) утверждение программы развития государственной системы технического регулирования; 5) утверждение правил создания и ведения депозитария классификаторов технико-экономической информации; 6) создание консультативно-совещательных органов в интересах обеспечения безопасности продукции, процессов; 7) утверждение технических регламентов; 7-1) установление порядка разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов; 8) определение порядка формирования и ведения Единого государственного фонда нормативных технических документов; 8-1) утверждение плана по разработке технических регламентов; 9) утверждение правил по определению страны происхождения товара и выдаче сертификата о происхождении товара; 10) определение органа (организации), уполномоченного на выдачу сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения; 11) определение органа (организации), уполномоченного на определение статуса товара таможенного союза и (или) иностранного товара; 12) устанавливает порядок маркировки продукции; 12-1) утверждение Правил разработки, согласования, принятия, учета, изменения и отмены военных стандартов на товары (продукцию), работы и услуги военного и двойного назначения, используемых для нужд Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан; 13) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
19. Компетенция уполномоченного органа в области технического регулирования Уполномоченный орган выполняет следующие функции: В области технического регулирования: 1) участвует в формировании государственной системы технического регулирования; 2) осуществляет реализацию государственной политики в области технического регулирования; 3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области технического регулирования; 4) совместно с государственными органами разрабатывает программы развития государственной системы технического регулирования и координирует их выполнение; 4-1) разрабатывает план по разработке технических регламентов;
5) организует анализ и проведение экспертизы проектов и технических регламентов на соответствие государственной политике в области технического регулирования и целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона о техническом регулировании; 6) взаимодействует с экспертными советами по разработке технических регламентов, физическими и юридическими лицами по вопросам технического регулирования; 7) представляет Республику Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, участвует в работах по международной и региональной стандартизации, взаимному признанию результатов подтверждения соответствия; 8) организует ведение реестра государственной системы технического регулирования; 8-1) определяет порядок распространения и обеспечения пользователей официальными изданиями нормативных технических документов; 9) организует и координирует работу Единого государственного фонда нормативных технических документов; 10) обеспечивает функционирование Информационного центра; 11) определяет порядок и организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, аккредитации, определению страны происхождения товара, статуса товара Таможенного союза или иностранного товара, и их аттестацию, а также устанавливает квалификационные требования к ним; 12) организует и координирует работы по проведению государственного контроля за соблюдением требований, установленных техническими регламентами; 13) осуществляет контроль посредством проведения ежегодной проверки деятельности территориальных торгово-промышленных палат за соблюдением порядка выдачи сертификата о происхождении товара и деятельности уполномоченного органа (организации) за соблюдением порядка выдачи сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, определения статуса товара таможенного союза и (или) иностранного товара. В сфере стандартизации: 1) определяет порядок разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие национальных стандартов, предварительных национальных стандартов и классификаторов технико-экономической информации, за исключением военных стандартов на товары (продукцию), работы и услуги военного и двойного назначения; 2) организует анализ и разработку стандартов, гармонизированных с техническими регламентами; 3) определяет порядок учета и применения международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств, стандартов организаций, классификаторов технико-экономической информации, правил, норм и рекомендаций иностранных государств по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации на территории Республики Казахстан, за исключением применения их в стандартах организаций; 4) устанавливает порядок разработки планов государственной стандартизации; 5) организует подтверждение переводов нормативных документов по стандартизации на государственный и русский языки; 6) разрабатывает порядок маркировки продукции. 7) разрабатывает и утверждает формы обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовые планы проведения проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»; 8) определяет порядок разработки, обеспечения консенсуса, утверждения, учета, регистрации, обозначения, изменения, отмены, актуализации, хранения, издания, распространения, соблюдения авторских прав разработчика и введения в действие неправительственных стандартов; 9) устанавливает формы каталожного листа продукции. В сфере подтверждения соответствия: 1) устанавливает формы сертификата соответствия, декларации о соответствии, заявления-декларации, сертификата по определению страны происхождения товара и организует их изготовление; 2) устанавливает порядок регистрации заявлений-деклараций; 3) разрабатывает правила государственной системы технического регулирования; 4) создает апелляционную комиссию для рассмотрения жалоб (апелляций); 5) подготавливает предложения об отмене документов по вопросам подтверждения соответствия, изданных другими организациями, если они не отвечают требованиям государственной системы технического регулирования в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 6) обеспечивает организацию работ по межлабораторным сравнительным испытаниям (сличению); 7) ведет реестр иностранных и международных организаций, уведомивших о начале осуществления деятельности по выдаче документов в сфере подтверждения соответствия иностранного образца на территории Республики Казахстан. Уполномоченный орган осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 20. Компетенция государственных органов в области технического регулирования Государственные органы в пределах своей компетенции в области технического регулирования осуществляют: 1) анализ научно-технического уровня технических регламентов и взаимосвязанных с ними стандартов; 2) подготовку и внесение в уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, предложений о разработке технических регламентов или изменений и (или) дополнений в технические регламенты, актуализации и унификации нормативных документов по стандартизации; 3) организацию работ по разработке технических регламентов и национальных стандартов; 4) создание экспертных советов для разработки проектов технических регламентов, подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов; 5) ведение фондов технических регламентов, стандартов и иных документов по вопросам, входящим в их компетенцию; 6) государственный контроль за выполнением требований, установленных техническими регламентами, в порядке, определяемом законами Республики Казахстан; 7) подготовку и реализацию планов и программ по разработке стандартов и иных документов и их гармонизации с международными нормами и требованиями; 8) подготовку предложений по созданию технических комитетов по стандартизации, органов по подтверждению соответствия и лабораторий по продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия; 9) участие в разработке неправительственных стандартов; 10) инициирование разработки национальных стандартов на базе неправительственных стандартов; 21. Компетенция экспертных советов в области технического регулирования при государственных органах 1. Экспертные советы в области технического регулирования при государственных органах создаются для разработки проектов технических регламентов, подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов, в сфере, связанной с разработкой и применением технических регламентов. 2. Состав и положение об экспертных советах в области технического регулирования при государственных органах утверждаются государственными органами. В состав экспертного совета включаются представители государственных органов, технических комитетов по стандартизации и других заинтересованных сторон. 22. Информационный центр. Определение, основные задачи, порядок создания и функционирования Информационный центр является структурным подразделением республиканского государственного предприятия «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Информационный центр создается и функционирует в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, для взаимодействия с Секретариатом Всемирной торговой организации, странами - членами Всемирной торговой организации, международными организациями с целью предоставления заинтересованным сторонам и иностранным государствам по их запросам копий документов и информации о (об): 1) действующих или разрабатываемых технических регламентах , стандартах, изменениях к ним и процедурах подтверждения соответствия продукции, услуги; 2) членстве или участии Республики Казахстан в международных организациях и международных договорах по стандартизации, подтверждению соответствия, аккредитации двустороннего и многостороннего характера; 3) источниках опубликования проектов разрабатываемых и принятых технических регламентов , стандартов или информации о них Основными функциями Информационного центра по ТБТ/СФС являются: действующих или разрабатываемых технических регламентах, стандартах, санитарных и фитосанитарных мерах (далее – СФС мер), изменениях к ним и процедурах подтверждения соответствия продукции, услуги; членстве или участии Республики Казахстан в международных организациях и международных договорах по стандартизации, СФС мерам, подтверждению соответствия, аккредитации двустороннего и многостороннего характера; источниках опубликования проектов разрабатываемых и принятых технических регламентах, СФС мерах, стандартов или информации о них.
2) Размещение информации в официальном печатном издании уполномоченного органа в области технического регулирования и информационной системе общего пользования в виде уведомления. - Министерства здравоохранения Республики Казахстан. - Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3873)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |