Функции культуры
| Функции организационной культуры
|
Формирование, накопление, передача, хранение ценностей
| Формирование системы ценностей, позволяющих выбрать допустимые методы достижения целей
|
Функция целеполагания
| Определение целей, к которым нужно всем стремиться
|
Коммуникативная функция. Способ общения людей (интеллектуальный и материальный)
| Формирование и контроль формы поведения и восприятия, целесообразные для организации. Обеспечение контроля за поведением, предотвращение нежелательных и запрещенных поступков
|
Компенсаторная функция (обеспечение духовной и физической разрядки индивида и социализирующая функция)
| Усиление вовлеченности в дела организации и формирование преданности ей. Усиление системы социальной стабильности в организации. Создание четкого критерия принадлежности к данному коллективу. Создание и сохранение границ группы, организации — членов культуры, обеспечение чувства единства
|
Нормативная функция. Формирование норм, значений. Формирование системы идеалов и моделей мира
| Предоставление смысла деятельности работникам. Обеспечение единой интерпретации организационных событий
|
Познавательная и информационная функция. Формирование системы знаний
| Формирование системы знаний организации
|
Деятельностная функция
| Мобилизация персонала. Стимулирование работников
|
Аналог отсутствует
| Формирование имиджа организации
|
Игровая функция. Символическая функция
| Формирование системы внутренних коммуникаций
|
Духовное творчество. Создание произведений искусства
| Аналог отсутствует
|
Факторы корпоративной культуры, повышающие мотивацию деятельности персонала компании
№
| Фактор
| Характер и способ влияния (проявления)
| Комментарии
|
1.
| Прозрачность целей
| Сотрудник понимает и принимает миссию своей компании, т. е. цель компании с точки зрения общественной пользы, выгоду, которую его компания приносит обществу
| Необходимо отметить, что миссия1 декларирует именно общественную пользу без упоминания выгод конкретного человека
|
2.
| Общность ценностей
| Сотрудник знает и разделяет подлинные ценности «первых лиц» и акционеров компании, а также их видение будущего
| Как правило, это самая непростая задача, поскольку эти ценности должны быть искренними, позитивными и способными вдохновить остальных сотрудников
|
3.
| Оптимизм
| Сотрудник верит в будущее своей компании, уверен в правильности выбранного руководством пути и его способность успешно пройти по этому пути
| Необходимо наличие прогрессивных образов будущего, перехода к новому качеству жизни
|
4.
| Демократический стиль руководства
| Руководитель пользуется авторитетом, но при этом стиль его руководства не слишком авторитарный, т. е. он готов воспринимать обратную связь и предложения от подчиненных
| Однако слишком большое делегирование полномочий, отстутствие контроля за реализацией решений руководителя вызывает хаос и не способствует эффективному внедрению инноваций
|
5.
| Налаженный канал связи и степень взаимопонимания с начальником
| Сотрудник имеет возможность быстро и легко довести свои инновационные идеи до руководства компании
| Важное значение имеет культура коммуникаций, когда начальник оперативно реагирует на письма и обращения подчиненных, а принятые на совещаниях решения действительно контролируются и внедряются
|
6.
| Благоприятная атмосфера
| Компания имеет динамичную, жизнерадостную, профессионально-компетентную атмосферу
| Важно отсутствие противостояния между основными функциональными и обслуживающими подразделениями
|
7.
| Взаимопомощь, сотрудничество
| В компании практикуется наставничество, есть возможность посоветоваться с более опытными коллегами, обсудить свои идеи и найти помощь в процессе их реализации
| Приветствуется неформальное лидерство, в том случае, если неформальный лидер находится в хороашх отношениях с руководством
|
8.
| Проектно-командный подход к реализации задач развития
| В компании развита командная деятельность, существует практика организации команд под конкретные проекты, при этом в зависимости от целей различных проектов состав команд изменяется
|
|
9.
| Ограничение личной конкуренции
| В компании не развивается и не приветствуется личная конкуренция, но поощряется командное соперничество
|
|
10.
| Самоуважение, самореализация
| Сотрудник ощущает свою значимость, он чувствует, что с его мнением считаются, к нему прислушиваются, руководитель проявляет к нему личный интерес. Руководство заботится об условиях труда сотрудников
| Необходимо проведение мероприятий, на которых сотрудники могли бы высказать свое мнение и внести предложения по улучшению деятельности
|
11.
| Отсутствие вертикальных функциональных перегородок
| В компании хорошо налажены горизонтальные информационные потоки, имеет место высокий уровень коммуникативной культуры-
| При этом существует минимальное количество утомительной бюрократии при получении согласований руководства
|
12.
| Справедливость
| Сотрудник-инициатор инноваций уверен, что в случае успешного внедрения его предложений его приоритет не будет затушеван и он получит адекватное материальное вознаграждение
|
|
13.
| Ответственность
| Сотрудники привыкли не только участвовать, но и брать на себя ответственность
|
|