Теоретические основы миграции, особенности миграционных процессов в России
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ АЗИАТСКОГО РЕГИОНА КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Выпускная квалификационная работа
Исполнитель: Литуева Елена Юрьевна студент 42 группы заочного отделения Научный руководитель: к. э. н., профессор Морозов Геннадий Борисович
Екатеринбург 2008 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ С момента завершения "холодной войны" прошло уже более 20 лет, то есть, когда глобальное противостояние двух сверхдержав США и СССР перестало быть основным вызовом безопасности в современном мире. Вместе с тем, угрозы безопасности не исчезли вовсе. Они получают новое акцентированное проявление и звучание на трансрегиональном и локальном уровнях в процессе трансформации новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР. К числу таких угроз современной безопасности следует отнести активизацию миграционных процессов населения, которые все чаще переходят из разряда "естественных" и стабильных факторов формирования современных обществ в область дестабилизирующих элементов, постепенно превращаясь в угрозу, как для развитых стран, так и для стран с неустойчивой демократией. Россия как страна, активно в последнее время вливающаяся в мировое экономическое пространство, также столкнулась с различными проблемами трудовой иммиграции. И мы все чаще сегодня слышим риторические вопросы типа: «Нужны ли России мигранты? Возможно ли с их помощью решить отечественные демографические проблемы? Какие опасности несут россиянам растущие миграционные потоки?» и т. д. Поэтому актуальность данной работы состоит в исследовании проблемы трудовой иммиграции одновременно в ее экономическом, социологическом и правовом аспектах. Работ на эту тему, которые бы откровенно показывали положительные и отрицательные стороны этого процесса для российского общества, крайне мало, а самое главное, не ясно, как в связи с этим отрегулировать эту проблему. Цель исследования: раскрыть сущность последствий трудовой миграции в Российскую Федерацию для экономики страны. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: - выявить причины и сущность трудовой иммиграции в Россию; - на основе статистических данных проанализировать формы, масштабы и динамику трудовой иммиграции в Россию; - определить социально – экономические последствия процесса трудовой иммиграции для современной России; - разработать урок–лекцию и урок–семинар по теме для реализации в образовательном учреждении. Объект исследования –процесс трудовой иммиграции в Российскую Федерацию, как фактор влияния на социально – экономическое состояние страны. Предмет исследования – экономические и юридические отношения, связанные с трудовой иммиграцией в Российскую Федерацию. Методы исследования: сравнительный анализ литературных и статистических источников по проблеме миграционных процессов, синтез, систематизация, проектирование. Информационную базу научной работы составили материалы периодической печати за разные годы. Также в процессе исследования использовались нормативные и правовые акты и справочно–информационные материалы. Гипотеза исследования. Автор предполагает, что, обеспечивая экономический рост России, трудовая иммиграция порождает определенные проблемы. Практическая значимость проведенных в работе обобщений теоретического и практического материала заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы в качестве лекционного и методического пособия для преподавания дисциплин «Экономическая теория» и «Мировая экономика» в образовательных учреждениях.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Теоретические основы миграции, особенности миграционных процессов в России
Современная мировая экономика представляет собой комплекс сложных и противоречивых взаимосвязей: международных потоков товаров и услуг, капитала, изменений институционального характера. Однако все отмеченные направления развития мировой экономики теснейшим образом связаны с движением главного фактора – рабочей силы. Международная миграция рабочей силыпредставляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграциейпонимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией – въезд в страну на постоянное место жительства. К концу XX века международная миграция рабочей силы приобрела значительные масштабы, что отражает общее возрастание мобильности факторов производства в современной мировой экономике. В мировой миграционный процесс трудящихся вовлечены практически все страны. В начале 80-х гг. общая численность рабочих–мигрантов вместе с членами их семей оценивалась экспертами Международной организации труда примерно в 40 - 50 млн. человек без учета иностранных рабочих в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и небольших странах мира, а также нелегальных мигрантов. К концу XX века только легальных трудящихся–мигрантов насчитывалось, по разным оценкам, от 120 до 200 млн. человек. При этом более половины из них являлись выходцами из развивающихся стран и 2/3 оседали в промышленно развитых странах. В целом же в конце 90–х гг. доля иностранцев, проживающих в других странах, в среднем составляла 2,3 %.[1] В основе процесса миграции лежит действие двух основных факторов: 1) усиление интернационализации экономической жизни в принципе, что объективно ведет к возрастанию степени международной мобильности всех факторов производства, в данном случае – рабочей силы; 2) усиление неравномерности развития мировой экономики, когда увеличение масштабов международной трудовой миграции становится следствием определенных диспропорций в развитии мировой экономики. На протяжении большей части XX века международный рынок труда формировался без участия России. В период, когда складывались основные потоки международной миграции, СССР проводил политику жесткого контроля за всеми формами движения трудовых ресурсов. Тем не менее, Советский Союз, как и другие страны социализма, не мог совсем оставаться в стороне от процессов, происходящих на мировой арене. Значительное число рабочих и специалистов ежегодно выезжало из СССР в другие государства, в основном социалистические, такие как, Китай, Монголию, Кубу, Вьетнам, а также страны «третьего мира». По некоторым оценкам, в 70–80-е гг. за пределами СССР работало ежегодно в среднем около 300 тыс. советских граждан.[2] В настоящее время по мере формирования рынка труда в России все более отчетливо проявляются элементы международного рынка труда: экспорт рабочей силы, импорт рабочей силы, участие в международном рынке труда без прямой эмиграции из России. Вопросами включения России в международный рынок труда в 90–е гг. занималась Федеральная миграционная служба России, в 2000 г. указанные проблемы решало Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики. В настоящее время, эти функции возвращены Федеральной миграционной службе. В качестве первых направлений развития миграционной политики в России рассматривались закон «О гражданстве Российской Федерации» и Закон РФ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который ужесточил порядок пребывания иностранцев и лиц без гражданства в связи с тем, что нелегальная миграция приняла в нашей стране угрожающие для криминологической безопасности размеры. 1 января 2007 года на территории Российской Федерации вступил в силу новый Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон от 25.07.2002 № 115 - ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2006 № 258 - ФЗ). «Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности» (статья 1). Законодательное урегулирование миграционных процессов в РФ имеет сегодня первостепенное значение, так как сегодня по объему иммиграционного потока Россия занимает третье место в мире после США и Германии. По данным МВД, на территории нашей страны постоянно находится около 5 млн. иностранцев, из которых 98 % приехали исключительно на заработки. В целом в экономике России представлены работники из более чем 100 государств. Особое место в притоке рабочей силы в России занимают страны – члены СНГ, прежде всего Украина и Белоруссия. Из стран «дальнего Зарубежья» среди трудовых мигрантов преобладают граждане Китая и Турции (Приложение 3). Таким образом, Россия также вовлечена в процессы трудовой иммиграции, и перед ней встают проблемы характерные для большинства стран мира при решении и урегулировании данного вопроса. Тем более, если учесть, что процесс международной миграции оказывает не только экономическое, но и многоплановое социальное, демографическое и социально–психологическое влияние, как на страны – доноры, так и на принимающие страны. Это влияние на социально – экономическую жизнь России, автор раскроет в следующем параграфе.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1148)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |