Основные идейные течения российской философии XIX века. Славянофильство и западничество
В первой половине XIX века в России формируется идеологическое осмысление существующего общественного строя. Большой резонанс получает спор об исторической судьбе России между представителями двух философских течений, которых стали называть славянофилами и западниками. Славянофильство – направление в общественной и философской мысли России середины XIX века, ратовавшее за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры, за полное неприятие Россией западноевропейского развития. Его виднейшие представители А. С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин и другие. К так называемым «поздним славянофилам» (почвенникам) принадлежат А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Ф.И. Тютчев. Под почвой подразумевалась глубина народной мысли. Общие черты славянофильской философии: Во-первых, старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они чрезмерно идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути. Во-вторых, для славянофильства как мировоззрения свойственна критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной и бездушной, в которой господствует дух эгоизма, наживы и прагматизма. По мнению славянофилов, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов. В-третьих, славянофилы критиковали феодально-крепостническую действительность, выдвигали положение о том, что «сила власти – царю, сила мнения – народу», высказывались за свободу слова и гласный суд, за созыв земского собора, освобождение крестьян «сверху» с выкупом и небольшим наделом земли. В целом они считали самодержавие исконной формой правления русского народа. В-четвёртых,славянофилы были убеждены, что социальной ячейкой русского общества должна стать патриархальная семья, они идеализировали допетровскую Русь, где мораль и традиции ещё не были разрушены западной культурой. В рамках этого мировоззрения выделялась идея соборности. Соборность – это множество, объединённое в свободное и органическое единство силой любви. Только в соборном единении личность обретает свою подлинную духовную самостоятельность. Соборность противоположна индивидуализму, разобщенности и отрицает подчинение какому-либо авторитету. Поскольку истина даётся только соборному сознанию, то и истинная вера, по мнению славянофилов, сохраняется лишь в народном соборном сознании. В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трёх принципах: православие, самодержавие и народность. По сути дела, славянофильство – это философия религиозно окрашенного коллективизма. Это философия, опирающаяся на самобытность России, её историческое и культурное своеобразие. Противоположный тип философствования был характерен для западников. Они связывали культурно-историческое развитие России с безоговорочным усвоением и повторением западноевропейского опыта. В западничестве можно выделить два направления. К первому примыкали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв и другие. Нацеленность на социальные преобразования снискала этому направлению репутацию левого крыла. Правое крыло западников было, хотя и многочисленным, но зато и более умеренным, либеральным. Возглавлял движение профессор Московского университета Т.Н. Грановский. Вокруг него объединились К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и другие. Черты философии западников: Во-первых, западники активно выступали за европеизацию страны, за решительную ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по капиталистическому пути. Они очень высоко оценивали деятельность Петра Великого. Во-вторых, идеалами западников были гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения, передовые идеи Г. Гегеля и Л. Фейербаха. В-третьих,представители западничества не отличались религиозностью. В центр мироздания они ставили индивидуальность, живое человеческое «Я». В-четвёртых,история для них была синонимом прогресса, конечная цель которого – создание общества, способного обеспечить личности условия полной свободы, благосостояния и гармоничного развития. Движущей силой истории, по их мнению, являются не народные массы, а рационально мыслящие индивиды. В-пятых, для философии западников весьма характерно просветительство. Так, славянофильскому идеалу соборности западники противопоставляли веру в творческие возможности просвещённого разума, способного обуздать силы природы и истории. В целом западничество являлось российским вариантом европейского либерализма, а славянофильство – российским вариантом общеевропейского романтического консерватизма, резко и притом справедливо критикующего европейскую философию за обоснование рационализма, индивидуализма и утилитаризма.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (774)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |