Общество как специфический объект познания. Основные подходы к пониманию общества
Основные факторы, способствующие возникновению общества: 1.Появление человека. 2. Смена приспособительной деятельности на деятельность по приспособлению природы. 3. Передача накопленного опыта в знаковой форме. 4. Общение. 5. Система предписаний запретов и ограничений. 6. Согласование коллективных действий. 7. Регулирование деятельности. Появившееся человеческое общество, объединение людей существенно отличалось от объединения животных. Животные живут и действуют по принципу биофизиологического разделения функций, а объединение людей базируется на единстве культурных норм. Особенности общества как специфического образования: Во-первых, это своеобразная подсистема объективной реальности, относительно обособленная от природы. Во-вторых, в отличие от естественных объединений человек сознательно соотносится с окружающим миром. В-третьих, основным элементом общества является человек как существо социальное, а не биологическое. В-четвёртых, общество осознанно противопоставляет себя среде, преобразуя её. Лишь в обществе возможен организованный труд. В-пятых, общество представляет собой сочетание материального и идеального, объективного и субъективного, стихийного и планомерного. Это связано с тем, что в обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделённые сознанием и волей. В-шестых, общество характеризуется особым способом передачи информации. В-седьмых, для общества характерна высокая скорость протекания социальных процессов по сравнению с развитием биологических популяций, не говоря уже о явлениях неорганического мира Обладают своей спецификой, отличаясь от законов природы, и законы общественной жизни: Во-первых, если законы природы, будучи законами стихийных сил, реализуются независимо от человека, то законы общественного развития реализуются только через сознательную деятельность людей. Во-вторых, специфика общественных законов состоит в том, что они не вечны, а возникают вместе с возникновением общества. В-третьих, законам общества в большей степени присущ статистический, вероятностный характер, в их проявлении велика роль случайностей. В-четвёртых, законы природы и общества отличаются друг от друга, как по характеру действий, так и по диапазону. Законы общества носят объективный характер. Их объективность состоит в том, что законы общества, отражающие отношения между людьми, действуют независимо от воли и сознания людей. К числу таких законов относятся закон о решающей роли материального производства в обществе, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон соотношения общественного бытия и общественного сознания, закон социальной преемственности и другие. Особенности познания социальных явлений: 1. Общество является самым сложным из объектов познания. В силу этого сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаружить гораздо труднее, чем при исследовании неорганической и органической природы. 2. В социальном познании мы имеем дело с исследованием не только материальных (как в естествознании), но и идеальных, духовных отношений. А эти отношения гораздо многообразней и противоречивей, чем связи в природе. 3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания. Люди творят свою собственную историю и они же познают её. 4. В социальном познании неуместно использование приборов и оборудования, усиливающих возможности органов чувств. Всё это должна заменить сила абстракции. 5. В познании социальных явлений субъект зачастую оказывается связанным моральными, правовыми, религиозными и политическими ограничениями. Так, например, проведение социальных экспериментов в ряде случаев предполагает согласие со стороны их предполагаемых участников, т.к. недопустимо вмешательство в личную жизнь граждан. Ряд сведений, касающихся тех или иных сторон жизни общества, могут носить закрытый характер. Специфика общества, особенности познания социальных явлений, естественным образом повлияли на разнообразие подходов в понимании общества. Одной из первых концепций понимания общества и источников его развития является религиозно-мифологическая модель. Общество, как и отдельный человек, через призму данной модели рассматривалось в системе общего мирового (божественного) порядка – Космоса (Бога), выступающего источником и первоосновой всего сущего. В Новое время значительное распространение получила натуралистическая концепция общественной жизни. Натурализм рассматривает социальные явления исключительно как действие природных сил: физических, географических, биологических и т.п. В отличие от натуралистической концепции идеалистическая модель изолирует человека от природы, превращает духовную сферу общественной жизни в самодовлеющую субстанцию. Карл Маркс (1818 - 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895 гг.) являются создателями диалектико-материалистической концепции. Суть социальной концепции марксизма состоит в том, что труд и возникшие на его основе производственные отношения являются главными материальными силами, которые привели к собственно человеческой форме существования – обществу. Говоря о современных подходах к обществу, уместно остановиться на одной из наиболее известных концепций общества, созданная Максом Вебером (1864 - 1920 гг.), которая имеет название интерпретации социального действия.Во все эпохи природу общества необходимо понимать как толкование смысла социальных действий людей. Вебер различал четыре типа социального действия. Это, во-первых, целерациональное действие (например, инженера, строящего мост, где рациональны и цели и средства). Во-вторых, – ценностно-рациональное действие, которое рационально ориентированно по отношению к некоторой абсолютной ценности (например, спасение души). В-третьих, – аффективное действие, которое может быть вызвано определёнными страстями или эмоциональными состояниями (такова культурная церемония какой-либо религиозной секты). И, наконец, в-четвёртых, традиционное действие, определяемое традициями и глубоко укоренёнными привычками (например, у сторонников иудаизма). Таким образом, общество, во-первых, представляет собой обособившуюся от природы часть материального мира. Во-вторых, общество – одна из сложнейших систем объективной действительности. В-третьих, общество – специфическая часть действительности, имеющая свои собственные закономерности.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (765)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |