Понятие спроса и предложения. Управление спросом и предложением
В рыночной экономике действует закон спроса. Он гласит, что величина покупательного спроса обратно пропорциональна цене товара при прочих равных условиях. Следовательно, при повышении цены товара спрос на него сокращается, а при снижении цены спрос растет. Закон спроса универсален и действует (при прочих равных условиях) практически всегда, за одним лишь исключением: оно касается ажиотажного спроса, возникающего в ожидании повышения цен на товар. В таком случае описанная закономерность нарушается, и спрос на товар возрастает, несмотря на повышение цен. Не менее важным понятием рыночной экономики является понятие предложение товара. Предложение — это желание и способность продавцов предоставить товары для продажи на рынке. По сути дела предложение представляет собой количество товаров, которое производители готовы продать по определенной цене в данном временном интервале. В рыночной экономике действует закон предложения, согласно которому предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Это значит, что по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров, а при снижении цен — меньшее количество товаров. Закон предложения так же универсален, как и закон спроса, но и у него есть исключение: он не будет действовать, если в недалеком будущем ожидается падение спроса на данный товар. Тогда фирмы не будут стремиться увеличивать производство данного товара в будущем, если даже цены на него растут в настоящем времени. Вместе с тем не только цены могут регулировать спрос и предложение товаров на рынке. Такую роль выполняют и другие, неценовые факторы регулирования: доходы потребителей, качество товаров, расходы производителей и др. Поэтому следует различать такие понятия, как “изменение величины спроса” и “изменение спроса”, “изменение величины предложения” и “изменение предложения” и некоторые другие термины. Изменение величины спроса — это изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара (движение вдоль кривой спроса). Изменение спроса — изменение количества товара, которое покупатели желают и могут купить, происходящее вследствие изменения неценового фактора (сдвигом кривой спроса). Изменение величины предложения — изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения цены товара (движение вдоль кривой предложения). Изменение предложения — изменение количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения неценового фактора (сдвиг кривой предложения). Понятие и виды конкуренции в современной экономике. Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке. Конкуренция служит важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Виды конкуренции Существует 4 основных вида конкуренции: -чистая (совершенная) конкуренция; -монополистическая конкуренция; -олигополия (относительно небольшое число продавцов обслуживает много покупателей); -чистая монополия. Конкуренция – важнейшая форма функционирования рыночных отношений. Функции конкуренции в рыночном механизме: · Регулирующая функция; · Функция мотивации; · Функция контроля. Конкуренция (от лат. concurro - соперничать) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи. В качестве регулирующего механизма выступают три вида конкуренции: · Конкуренция среди покупателей (более конкурентный тот, кто сможет приобрести больше товаров и по чуть завышенной цене); · Конкуренция среди продавцов (наивысшую конкурентную способность показывает продавец, который сможет продать товар по чуть заниженной цене, но выиграет за счет объёма продаж); · Конкуренция между армией продавцов и армией покупателей. Основными методами конкуренции являются: - повышение качества продукции - снижение цен ("война цен") - реклама - развитие до- и послепродажного обслуживания - создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д. «+» конкуренции: активизация инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокая производительность труда, минимум издержек, реализация принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. «-» конкуренции: "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (938)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |