Зарубежные теории психического развития
Фрейд выделил бессознательное в психике человека – неосознаваемая человеком информация предопрделеяет поступки человека
Фрейд говорил что стадии психического развития имеют жесткую последовательность, их не пропустить человек не может, в своем развитии останавливается на 1 и не перейти дальше. 1. оральная (0-1) основной источник удовлетворения – рот, с помощью рта ребенок обследует преметы. Во время кормелния ребенка утешают и ласкают и ребенок получает тактильные и пищевое удовлетворение. аутоэротическое. Стремление ребенка получить удовлетворение проявляется и дальше через раздражение эрогенных зон. Первичный нарциссизм проявляется во младенчестве в интересе к собсвтенному телц, во 2 части этой стадии у ребенка нач формироваться представ о др людях Причины фиксации на этой стадии: -чрезмерная фрустрация в данной потребности, чрезмерное удовлетворение этой потребности, острая стрессовая ситуация
Черты фиксации на оральной стадии: 1. склонность к курению, алкоголизму, перееданию, жадность
2. анальная (1-3) ребенок приучается к чистполотности, источник удовлетворения меняется, ребенок получает удовольствие от процесса управления анальными выделениями 3. фаллическая (3-5) гениталии – ведущая зона. Впервые происходит осознание сексульаных отличий . у мальчиков –эдипов комплекс у девочек – комплекс электры
латентный период (6-12) арессивность и секс фрустрации вытесняют в бессознательное. Очень спокойный период, вся психическая энергия напрвлена на вып соц-приемлимых видов деятельности. Этот период характеризуется социализацией-усвоением опыта появление любопыт не только к соб телу но и к телу противоп пола. Но оно контр нормами морали
4. генитальная стадия (12-18) активное половое созревание, энергия либидо в гениталиях цели стадии: фомрирование секс зрелости способность любить человека ради него формирование желания работать
на этой стадии происходит окончатльная сепарация, дев разрыв уз с отцом, у мальчиков – с матерью
Эриксон. Центральным в его теории явл положение о том, что человек к теч жизни проходит через несколько универсальных для всего человеч стадий 1.орально сенсорная, до 1 года. Сильная сторона-надежда,базальное доверие-недоверие Кризис не означает угрозу, поворотный пункт 2. мышечно-анальная (1-3 года) автономия -стыд сомнение, СС-сила воли 3.локомоторно-генитальная(3-6) инициативность – вина , СС-цель 4.латентынй период 6-12 тредолюбие-неполноценность, компетентность 5.подростковый период (12-19) эго-идентичность – ролевое смещение, верность 6.ранняя зрелость 20-25 интимность – изоляция, любовь 7..средняя зрелость 26-64, продуктивность – застой, забота 8.поздняя зрелость от 65 лет, эго-интерграция отчуждение, мудрость
Пиаже. Открыл ряд особенностей дет предста о мире: неразделенность до определения возраста мира и соблюдения. Он создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив периоды:
-сенсомоторный (до 2 лет) 1.01-мес в этом возрасте возмоности ребенка ограничиваются врожденным рефлексами 2. 1-4 мес под влиянием опыта рефлексы нач преобраз и координир между собой появл первые простые навыки, ребенок сосет палец 3. 4-8 меся действия ребенка приобретают более выразит напрвленность на преметы и обытия, сущ вне независимо от него посредство повторного закрепления движ 4. 8-12 возникшие способности кординир движения, они объед в новые образы 5.12-18 ребенок не только польз известными средствами достиж целей, но и способен искать и находить новые результаты 6.после 18 мес в отличие от предыдущих стадий здесь ребенок уже способен открывать новые действия – средства путем ум координаций
-дооперацион предст 2-7 Переход к внутр символическим действия, т е к действиям, с представлениями а не с внешними объектами -конкретные операции 7-11 Ребенок приобретает спос совершенствовать некоторые действия с предств , но в период конкрет опер дейсвия начинают объединяться образуя системы интегрированныйх дейсвтий -формальны операции 11-15 Основная способность – способность иметь дело с возмодным гипотетическим , А внешние действия воспринимаются как частный случай того, что могло бы быть
6.биологический фактор как предпосылка психического развития. Предпосылки психического развития – то что оказывает опред влияние на индивида, т е внешние и внутренние обстоятельства от которых зависят особенности, уровень психического развития Внешние качества – и особенности влияния человека Внутренние – акт и желание, а также мотивы и цели, которые ставит человек. 2 основных фатора – биологический и социальный
К биологическим факторам относят налсдетсвенность иврожденность, т е то с чем появляется младенец По насл человек получает человеческие особенности строения НС, ГМ и органов чувств, физические признаки общие для всех людей,среди которых прямохождение, речь наследуется биолог , инстинктивн потребности, особенности типа ВНД, Прирожденные психофизиологич и анатомические особ НС, на основе которых формируется человеч свойства и способности, в том числе инт –е
Сущ биогенетические подходы к рассмотрению развития человека Человек рассм как биологич существо облад определенными особен которые проходят различн стадии созревания в т ч жизни Развитие – созревание насл данных
Наслд опрд темп развития человека напрвдение и предел потоков в развитии
Насл – источник развития центральный фактор Среда – условие изначально предопред развитие т е любая среда не может изменить плохую насл человека, человек с неблагопр насл всегда будет асоциальной личностью
7. влияние соц условий жизни на психическое развитие человека
Предпосылки психического развития – то что оказывает опред влияние на индивида, т е внешние и внутренние обстоятельства от которых зависят особенности, уровень психического развития Внешние качества – и особенности влияния человека Внутренние – акт и желание, а также мотивы и цели, которые ставит человек. 2 основных фатора – биологический и социальный
К соыиальному фактору относится среда Движущей силой в подходе социогенетическом явл среда Основополож можно считать Джона Локка Псих развитие полностью предопредел средой,поэтому созд благоприятных условий для обученпия ребенка с негат насл способств гармоничн развитию ребенка
Развитие ребенка безгранично
Внешними факторам выступают природа – географ среда, макросреда, микросреда, и общ – полезная деятельность
Прир геогр среда оказывает большое влияние на развитие личности. Известно например что выросшие на кр севере люди более выдержаны
Макросреда – то есть общество в сов-ти всех его проявлений также ок больше влияние на формирование личности Микросреда – группа , семья, также явл важной частью фомрирование линчости\
Именно в микросреде закладываются важнейшее нрав и мор психич характеристики человека. Которые необх приним во внимании и которое нужное соверш, трансформиров в процессе об и в-я Об-пол деят это труд , в усл которого развиваются и формируются его важнейшие качества Говоря о соц факторах развития нужно упомянуть
Социализация – процесс усвоения индивидом опред системы знаний, норм, ценностей, социального опыта, накопленного человеком, позв ему функционировать в кач полноправного члена об ва, в кач личности
8. движущие силы психического развития, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ
факторы – наследственность, и врожденность;софиальная среда –макро(планета),микро(семья), мезо(регион), собственная активность дичности – уровень притязаний, волевые качества, способность к самовоспитанию
условия – воспитание, обуче6ние , деятельность, общение. Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. · Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий
Разнообразны противоречия, движущие психическое развитие человека. Это, например, противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями и возможностями их удовлетворения старыми, ранее сложившимися способами; противоречия между предъявляемыми общественной средой, окружающими взрослыми требованиями и фактическими возможностями ребенка; между самими этими возможностями — духовными и физическими и т. д. Особо важное значение в психическом развитии имеют противоречия, связанные с удовлетворением социальных по содержанию и происхождению потребностей в общении и в новых впечатлениях. На каждом возрастном этапе противоречия приобретают конкретный специфический характер. Разрешение их приводит к определенным скачкам, к формированию новообразований в психическом развитии. Они-то — новые качества психики — и создают основу для перехода ребенка к следующему возрастному этапу. Движущие силы развития согласно диалектической концепции развиваются сами, приобретая на каждом этапе новое содержание и новые формы проявления. Понимание развития как самодвижения является крайне важным в педагогическом отношении, так как оно указывает и наиболее верные пути руководства этим процессом.
Виды противоречий:
-Между желанием и возм -Потребн и внешн обстоят -Целостным характ развития и степенью развититости его отд качеств -Возросшими спос и старыми формами деят-ти -уровнем развития человека и требов об ва -потребн и Ур владения операциями при помощи которых эти потребности Мб удовлеторены
Закономерности психического развития: Систему этих закономерностей образуют следующие факторы: 1. Неравномерность развития. Проявляется она в неодинаковой развития различных психических функций, свойств, образований: каждая из них имеет стадии подъема, стабилизации и спада. О неравномерности развития свидетельствуют его темп, направленность и длительность. Наивысшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений: чем выше уровень производительности в развитии, тем заметнее колебания его возрастной динамики; чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания (подъем меняются значительными спадами). В высокоразвитых системах колебания становятся более частыми, но амплитуда их уменьшается. Это означает, что сложная система сама себя стабилизирует, приближается в своем развитии к единству и гармонии всех ее частей. 2. Гетерохронность (несвоевременность), асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность развития обусловлена нелинейной, многовариантной природой системы, то Гетерохронность - особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов (единством через разнообразие). Это является причиной выборочного развития структур и функций, неодинаковых темпов развития различных психических образований. По данным исследований, чем нужнее функция, чем важнее ее роль на определенном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени. 3. Сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно развиваются ее функции. Например, наиболее благоприятным для овладения родным языком является возраст с двух до пяти лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, овладевает связную речь. Сензитивность (лат. sensitivus - чувствительный) возрастная - оптимальное сочетание условий для развития психических процессов и свойств, присущих определенному возрастному периоду. 4. Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте. Стадиальность развития - разновременность, расхождение во времени темпа и ритма развития психических процессов и свойств в разные возрастные периоды; сложность организации. 4) дифференциация - отделение психических процессов, свойств и качеств друг от друга, превращение их в самостоятельные формы. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной деятельностью; 5) интеграция - установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Например, познавательные процессы, преодолев период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на высшем, качественно новом уровне. Так, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию; 6) кумулятивность - включение результата развития на каждой предыдущей стадии в следующую, с определенными его трансформациями. Такое накопление готовит качественные изменения в психическом развитии. Например, в процессе становления и развития наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления каждая последующая его форма возникает на основе предыдущей, включает ее в себя; 7) пластичность - возможность изменения психики под влиянием различных условий, усвоение разнообразного опыта. Так, новорожденный ребенок может овладеть любым языком независимо от своей национальности, а в соответствии с языковой среды, в котором он воспитывается. Одно из проявлений пластичности заключается в компенсации психических или физических функций за их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций;
ПРИНЦИПЫ ПСИХ РАЗВИТИЯ I. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. Исходным моментом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий. В физиологии этот принцип находит свое подтверждение в феномене доминанты А. А. Ухтомского. Доминанта — функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и придающая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный и целенаправленный характер поведения. Концепция билатерального регулирования — предложена Б. Г. Ананьевым, который полагал, что регуляция психических процессов и свойств индивида в ходе онтогенеза осуществляется с помощью иерархической («вертикальной») и дополнительной («горизонтальной» или билатеральной) системы регулирования. Ведущая роль в иерархической системе принадлежит кортикоретикулярному ядру — глубоким структурам мозгового ствола и подкорки. II. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности—изменчивости) как условие развития системы (Асмо-лов А. Г., 1998). Тенденция к сохранению осуществляется наследственностью, генотипом, который без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению — изменчивостью, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. По мнению И. И. Шмальгаузена, индивидуальная изменчивость системы как условие для исторической изменчивости системы в целом является универсальной закономерностью развития любых систем Ш. Принцип дифференциации—интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры.Данный принцип является одним из всеобщих для любых систем. Согласно ему, развитие идет от «состояния относительной глобальности... к состояниям большей дифференцированности, артикулированности и иерархической интеграции... Развитие — это всегда постепенно возрастающая дифференциация, иерархическая интеграция и централизация внутри генетического целого» (Чуприкова Н. И., 1997). Подобного взгляда на ход развития придерживались многие ученые, начиная от И. М. Сеченова, Г. Спенсера, Т. Рибо и Э. Клапареда до К. Коффки, X. Вернера, Э. Гибсона, Ж. Пиаже, X. Уиткина, А. Богданова В связи с этим привлекают внимание разработанные X. Вернером в рамках его ортогенетическои концепции показатели развития, позволяющие охарактеризовать уровень психического развития. Он выделяет пять аспектов, с помощью которых можно оценить уровень развития системы (Чуприкова Н. И., 1997). 1. Синкретичность—дискретность. Синкретичностъ, характеризующая низший уровень развития структуры, указывает на синкретность (слитность, неразличимость) структуры, в то время как высший уровень характеризуется дифференцированностью той или иной психической структуры. 2. Диффузность—расчлененность характеризуют структуру либо как относительно однородную (диффузную), либо как расчлененную с ясно выраженной самостоятельностью входящих в нее элементов. 3. Неопределенность—определенность. Смысл этих показателей в том, что «по мере развития отдельные элементы целого приобретают все большую определенность, становятся все легче отличимыми друг от друга, как по форме, так и по содержанию» (Чуприкова Н. И., 1997, с. 74). 4. Ригидность—подвижность. Если низший уровень развития системы характеризуется стереотипным, однообразным и ригидным поведением, то высокому уровню развития свойственно гибкое, разнообразное и пластичное поведение. 5. Лабильность—стабильность «указывает на внутреннюю устойчивость системы, на ее способность длительно удерживать определенную линию, стратегию поведения. Чем более подвижными и гибкими могут быть отдельные реакции, тем больше шансов достигнуть... стабильного поведения на длительных отрезках времени» (там же). V. Принцип цельности как критерий развития функции. Наряду с принципом дифференциации—интеграции мы выделяем принцип цельности. В отличие от предыдущего, характеризующего уровень развития структуры, принцип цельности — это важнейшая характеристика функционального развития системы. Цельность — это единство целей и средств их достижения, обеспеченное повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого Повторяемость означает единство целого по его ведущему признаку, когда ведущие характеристики, к примеру, личности (ее направленность, параметры саморегуляции) связаны с другими личностными параметрами. Соподчиненность — это единство, достигаемое объединением всех элементов целого вокруг его главного элемента. Примером соподчиненности может быть иерархия личностных образований в структуре личности. Соразмерность — это единство, обеспечиваемое общей закономерностью. В факторной структуре личности соразмерность означает согласование размеров (дисперсий) факторов в целом. Уравновешенность — это единство согласованных противоположностей. Уравновешенность структуры человека выражается в сбалансированности всех его составляющих — индивида, личности, субъекта, что и обеспечивает ее стабильность (Ганзен В. А., 1974, с. 45-47). Вышеизложенные принципы объясняют источники и условия развития человека, а также уровень его развития как структурного и функционального образования.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Леонтьев, Гальперин, Запорожец, Зинченко, Божович и другие психологи Харьковской школы уже в конце 30-х гг. установили, что в основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность ребенка. Их исследования позволили сформулировать тезис о значении деятельности в развитии психики человека. Деятельность (по А.Н. Леонтьеву) – это такие процессы, которые осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Это процессы, характеризующиеся психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом, всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т.е. с её мотивом. С деятельностью также специфически связан особый класс психических переживаний – эмоции и чувства. Эти переживания зависят не от отдельных, частных процессов, но всегда являются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой входят. Действие – это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. Предмет действия – его осознаваемая цель. Существует своеобразное отношение между деятельностью и действием. Мотив деятельности может сдвигаться, переходить на предмет действия. В результате этого действие превращается в деятельность. следующие виды деятельности: - эмоционально-непосредственной общение младенца со взрослым; - орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста; - сюжетно-ролевая игра дошкольника; - учебная деятельность в младшем школьном возрасте; - личностное общение подростков; - профессионально-учебная деятельность в ранней юности.
Деятельности, определяющие вхождение ребенка в человеческие реальности. В процессе исторического развития человека из синкретической деятельности по созданию простейших орудий и подражательного воспроизведения по образцу выделились трудовая и учебная деятельности. Этим видам деятельности сопутствовали игровые действия, которые, имея биологические предпосылки в физической активности развивающихся детенышей и молодых человекообразных предков и постепенно меняясь, стали представлять собой игровое воспроизведение отношений и символических орудийных действий. Игровая деятельность. В игровой деятельности (в развивающей ее части) происходят прежде всего поиск предметов - заместителей изображаемых предметов и символическое изображение предметных (орудийных и соотносящихся) действий, демонстрирующих характер отношений между людьми, и т.п. Игровая деятельность тренирует знаковую функцию: замещение знаками и знаковые действия; она возникает вслед за манипулированием и предметной деятельностью и становится условием, определяющим психическое развитие ребенка. Игровая деятельность сегодня является предметом теоретического и практического ее постижения для организации условий развития ребенка до школы.
Ведущая деятельность – деятельность преобладающая на опрд этапе психического развития 1.благодаря ей происходит диф и разв новых видов деят 2.в ней формир или перестраив частные психи процессы 3.деят от которой ближ-м образом зависят наболюдаемы в данный момент развития основыне психические изменения личности
10. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (875)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |