История развития научной психологии
Психология как наука сложилась не сразу. Можно выделить 4 основные этапа в процессе ее становления. 1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит – частицей природы, атомом огня, то есть материальной. Далее в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, а материализм был запрещен (вплоть до XVII в.). В этот период душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Двойственность души - дуализм (лат. dialia - двойственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650). 2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу. 3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция. В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции: - гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Вертгеймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия); - психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (предмет изучения - бессознательное); - когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы); - генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления). Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Герасимович Ананьев (1829-1905). 4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения - психика) - Павел Петрович Блонский (1884-1941), Константин Николаевич Корнилов (1879-1957). Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем – психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность). На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет – особенности личности). В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление - трансперсональная психология (Станислав Гроф), изучающая предельные возможности психики человека.
Интроспекция - самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния самого субъекта. Дуализм - идеалистическое философское учение, рассматривающее духовное и материальное как равнозначные начала. В наиболее развитой форме это учение представлено у французского ученого Рене Декарта. Бихевиоризм - механистическое направление в психологии, возникшее в США в начале XX века. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведение человека, под которым понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицалась. Основоположники - Д. Уотсон, Э. Торндайк. Гештальтпсихология - одна из школ современной зарубежной психологии, использующая для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности («гештальты»). Гештальт (нем. Gestalt) - целостная форма, образ, структура. Психоанализ - направление в психологии, возникшее в начале XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит бессознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник - австрийский психиатр З. Фрейд. Неофрейдизм - одно из направлений психологии, представители которого так или иначе опираются на идеи психоанализа З. Фрейда. Когнитивная (лат. cognitio - знание) психология - психология знания, изучает познавательные процессы. Поведение объясняется знанием схем действия. Генетическая психология - психологическое направление, изучающее развитие мышления. Поведение объясняется развитостью мышления, которое развивается с детства стадийно (Ж. Пиаже). Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Теория отражения - основа научной психологии, рассматривающая психические явления как одну из форм отражения действительности. Психическое отражение, регулируя поведение субъекта, обеспечивает его взаимосвязь со средой. Психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) субъективно отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности живого организма. Трансперсональная психология (лат. trans - через, persona – личность («Я» - выход за пределы личности, себя) - одно из направлений современной психологии. Она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены, описывает предельные возможности психики человека (космическое состояние), переживания человека, которые могут привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовного перерождения. Это переживание момента рождения и смерти. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение и т.д. Лидерами современной трансперсональной (надличностной) психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и другие.
Отрасли психологической науки: Основной базисной отраслью психологии является общая психология. Психология общая - изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Общая психология развивается на основе достижений всех отраслей и в то же время обогащает и направляет их общей теорией. В основе ее лежит психология человека. Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. Психофизика - область исследования, рассматривающая вопросы, касающиеся связи психических и физических процессов и явлений. Психология клиническая (греч. klinike - врачевание, уход за лежачим больным) - область психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Клиническая психология включает: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию, психологию здоровья, психотерапию. Патопсихология - отрасль психологии, изучающая отклонения в развитии психики при различных заболеваниях. Нейропсихология - отрасль психологической науки, направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования трудовой деятельности и отношения человека к труду. Психология труда решает задачи совершенствования производственных отношений, повышения качества труда, улучшение условий жизни, устранение аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующего культуре труда. Психология педагогическая - отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания. Психология инженерная - отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе деятельности; разрабатывает требования к конструкции машин и приборов с учетом человеческого фактора. Психология юридическая - отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере отношений регулируемых правом. Психология авиционная - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет авиационной психологии - психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Ее объект – деятельность (содержание, условия, организация) индивида и коллектива. Субъект авиационной психологии - летный и инженерно-технический состав, авиационные диспетчеры. Психология космическая (греч. kosmos- строй, порядок, Вселенная) - отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда космонавта и зависимость этой деятельности от разных факторов. Психология военная - прикладная отрасль психологии, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую, боевую). Психология спорта - изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований. Психология компьютеризации - отрасль психологии, изучающая порождение, функционирование и структуру психики в процессе деятельности индивидов и групп, связанной с созданием и использованием компьютеров, включая их математическое и программное обеспечение. Психология науки - отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности с целью повышения эффективности этой деятельности. Психология искусства - отрасль психологии, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом (включает сценическое искусство и др.). Психология развития - отрасль психологии, изучающая изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Психология возрастная - отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Возрастная психология включает: психологию детского, подросткового, юношеского возрастов, психологию зрелого возраста, геронтологию. Геронтология - психология старости, изучает психологию пожилых людей и процессы старения. Психогенетика - область исследований, изучающая наследственный характер некоторых психических и поведенческих явлений, их зависимость от генотипа. Генотип - совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей. Зоопсихология - отрасль психологии, изучающая сравнительное развитие психики животных и человека. Психология дифференциальная - изучает индивидуально-психологические различия между людьми. Этология (греч. ethos - суть, характер, logos - наука, учение) – межотраслевая наука, объединяющая зоологию, биологию и сравнительную психологию, занимающаяся тщательным наблюдением за поведением животных в их естественной среде и разработкой теоретических характеристик этого поведения. Психология сравнительная - отрасль психологии, изучающая закономерности происхождения и развития психики животных и становление человеческого сознания. Психология социальная - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Психология личности - целостная система знаний, охватывающая сферу изучения проявлений личности и раскрывающая связь психологии личности с другими областями человекознания. Психология политическая - отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и пр. Проявляется политическая психология в политическом сознании наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуется в конкретных политических действиях. Психология экологическая - область психологии, изучающая взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной). Психология экономическая - отрасль психологии, предметом которой является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. Это психология хозяйствующего субъекта (один человек, семья, организация, государство или нация). Проблемы экологической психологии касаются прежде всего рынка, бизнеса, отношений «общество - гражданин». Психология управления - отрасль психологии, в которой изучаются психологические аспекты управления человеком различными объектами: организациями, людьми, экономическими и техническими системами. Психология прикладная - общий термин для обозначения всех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях (образование, промышленность, общественные явления, спорт и пр.). Психология практическая - область психологии, решающая на научной основе задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей и коллективов. Психодиагностика (греч. psyche - душа, diagnostikos – способный распознавать) - область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика связана с количественной оценкой и точным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенных методов, дающих достоверную информацию о них. Это одна, традиционная, точка зрения на предмет психодиагностики. Другая, развиваемая А.Ф. Ануфриевым, состоит в том, что практическая психодиагностика - это наука о постановке психологического диагноза, включающая ряд компонентов (см. Ануфриев А.Ф.). Как вид деятельности практического психолога психодиагностика включает диагноз, прогноз, коррекцию и профилактику. Психотерапия - процесс лечебного воздействия врача (психолога) психологическими методами на психику отдельного больного или группы больных. По В.Н. Мясищеву основная задача психотерапии заключается в изменении личности больного на основе осознания причин и характера развития болезни и перестройки отношения больного к патогенным (порождающим заболевание) факторам заболевания. Психология консультативная - отрасль психологии, изучающая деятельность психолога-консультанта. Психологическое консультирование - оказание помощи в определении, уточнении и решении проблем клиента. Консультирование изначально ориентировано на психически здоровых людей, способных зять на себя ответственность за свои поступки. Психокоррекция - восстановление психических функций, а также устранение или компенсация психических аномалий развития с помощью восстановительного обучения. Парапсихология (психотроника) (греч. para - возле, около) – обозначение гипотез и представлений, относящихся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет строгого научного обоснования и к которым относят прежде всего так называемый экстрасенсорные восприятия, то есть прием информации человеком, не связанный с функционированием известных науке органов чувств (телепатия, ясновидение и пр.). Акмеология (греч. axis - острие, вершина, пик, оптимум, совершенство) - наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, проблемы высших форм самореализации личности.
Психика и организм
Предметом отечественной психологической науки считается психика. Хотя определения этого понятия учеными даются по-разному, одно из устоявшихся рассматривает психику через категорию отражения. Это определение указывает на три основные характеристики психики. Во-первых, психика - это свойство только живой материи, но не всякой, а высокоорганизованной (мозга). Во-вторых, живая материя, получая информацию об окружающем мире, способна создавать его психический образ (субъективный и нематериальный), который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой регуляции внутренней среды организма и формирования поведения. Эта информация дает возможность живым организмам относительно длительно существовать в постоянно изменяющейся среде обитания. Таким образом, основными функциями психики являются:
Рис. 1.3.1. Функции психики.
Психика: 1) свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение; 2) высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем (по М.Г. Ярошевскому). На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Благодаря этим факторам возникает внутренний план жизнедеятельности - сознание, а индивид становится личностью; 3) система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия (по А.В. Петровскому).
Рис. 1.3.2.Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Психика - результат сложной деятельности мозга. Следовательно, материальное первично, а психическое вторично. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Психика носит рефлекторный характер. По утверждению И.М. Сеченова, все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Основным механизмом психики является рефлекторное «кольцо» (И.П. Павлов - рефлекторная дуга, П.К. Анохин - кольцо).
Рис. 1.3.3. Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности.
Исследование П.К. Анохина показало, что рефлекторное кольцо является универсальным механизмом саморегулирования всего поведения животных и человека. Он ввел также понятие «акцептор действия» -модель результата предстоящего действия. Это позволяет отражать воздействующий на организм мир с опережением того, что лишь будет в нем совершаться в последующем. Главный орган психики мозг имеет сложную функциональную организацию (Алексей Романович Лурия (1902-1977).Он включает три основных блока: 1) энергетический (верхний отдел мозгового ствола), 2) приема, переработки и хранения информации (задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные, височные отделы коры), 3) программирования, регуляции и контроля деятельности (лобные отделы коры). При поражении: 1-го блока - нарушается внимание, появляется сонливость, нарушается работа; 2-го блока - потеря чувствительности (кожной и глубокой), теряется четкость движений и др.; 3-го блока - дефекты поведения, изменения в сфере движений. Для регуляции психической деятельности важное значение имеет открытый Николаем Александровичем Бернштейном (1896-1966)принцип сенсорной коррекции, на основе которого происходит регулирование движений. Он состоит в том, что регулирование происходит на основе данных сравнения поступающей в мозг информации и от проприоцепторов и программы движения. Рефлекс (лат. reflexus) - ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней среды на соответствующие рецепторы. Рефлекс безусловный -врожденное, инстинктивное реагирование на стимул. Рефлекс условный- временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей. Рецепторы (лат. receptor - принимающий) - специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы. Афферентный (лат. afferents - приносящий) путь -пути, передающие нервные возбуждения от периферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга. Эфферентный нервный путь -нервный путь, проводящий нервные импульсы из центральной нервной системы к исполнительному органу. Эффектор -исполнительная часть рефлекторного кольца (мышца, железа) в отличие от воспринимающей - рецептора. Акцептор (лат. acceptor - проникающий) действия- нейродинамическая модель результата предстоящего действия, представленная в центральной нервной системе. Включает основные характеристики действия и участвует в его регуляции. Термин введен П.К. Анохиным.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (537)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |