Учебно-методический комплекс дисциплины
«Основы толерантности»
Алматы, 2015г.
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании:
новейших достижений исторической науки. Толерантность - историко-социальный феномен. Несомненная важность изучения толерантности обусловлена, прежде всего, необходимостью создания учебно-обоснованных историко-социальных программ по воспитанию студенческой молодежи, поскольку формирование толерантного сознания является одним из условий выживания постиндустриального общества. В современном мире с особой остротой возникла потребность в формировании особого типа личности – личности толерантной.
Типовой программы дисциплины «Основы телерантности», согласно указанию Президента РК Назарбаева Н.А. о необходимости повышения образовательного уровня студенческой молодежи в области межэтнической и межконфессиональной культуры.
Составители:
Заведующая кафедрой методики преподавания
истории и общественных дисциплин ,
кандидат исторических наук, профессор Ж. Нұрманбетқызы
кандидат полит.н., старший преподаватель
кафедры методики преподавания
истории и общественных дисциплин Даулбаев Т.Ф.
Опись содержания учебно-методического комплекса дисциплины
№
| Наименование документации
| Стр.
|
1.
| Силлабус
| 4-5
|
2.
| Календарно-тематический план
| 5-8
|
3.
| Критерии оценки
|
|
4.
| Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
| 9-14
|
5.
| Рабочая учебная программа дисциплины
| 15-24
|
6.
| Учебно-методические материалы
| 24-26
|
7.
| Вопросы для подготовки к экзамену
|
|
8.
| Тезисы лекций
| 26-47
|
9.
| Планы семинарских, практических, лабораторных и студийных занятий
| 47-49
|
10.
| Материалы для организации и управления самостоятельной работой обучающихся:
| 49-51
|
11.
| Материалы для мониторинга и контроля образованности обучающихся (уровня сформированности предметных компетенций):
| 51-60
|
Силлабус дисциплины для студентов
Основы толерантности
Информация о дисциплине
Наименование дисциплины
Основы толерантности
| код дисциплины
| количество
кредитов
| Курс, семестр
2 3, 4
|
Наименование
Специальности
Все специальности КазНПУ им.Абая
| | |
|
Форма обучения
(дневная), (ВО)
| Язык обучения
Русский
|
Время и место проведения дисциплины
занятия проводятся согласно расписанию
|
Время консультаций консультации проводятся согласно расписанию
|
Расписание рубежного контроля (неделя семестра)
на 8-ой и 15-ой неделях семестра
|
должность, степень, звание
ФИО преподавателя
старший преподаватель, кандидат политических наук, Даулбаев Тимур Файзиевич
| контактная информация (телефон, e-mail)
д.т. 278-01-80
сот.8705-261-46-65
daulbayev@ inbox.ru
|
Подпись
| Заведующая кафедрой методики преподавания истории и общественных дисциплин, кандидат исторических наук, профессор Ж. Нұрманбетқызы
|
Краткое описание дисциплины.
Цель преподавания курса «Основы толерантности» - развитие гражданской идентичности, толерантности в казахстанском обществе через систему образования и воспитания, формирование у студентов комплекса научных знаний о толерантности как о целостной системе: казахстанский патриотизм, уважение к культуре и традициям всех этнических групп.
Основными задачами курса являются:
- дать студентам целостное представление о теоретических и практических основах толерантности;
- показать толерантность как ключевую проблему для всего мира, существенно составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства;
- проанализировать толерантность как культурную направленность, отношение личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, университете, факультете, студенческой группе;
- раскрыть сущность межэтнической и межконфессиональной толерантности в Казахстане.
В результате изучения данного курса студенты должны:
- иметь систематизированные знания о категориально-понятийном аппарате толерантности;
- уметь анализировать наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость;
- знать современные тенденции и проблемы развития межэтнических и межконфессиональных процессов через призму толерантности;
Курс «Основы толерантности» направлен на привитие у студентов восприятия того, что толерантности отводится главное место при решении проблемы развития культуры межэтнических отношений.
3. Пререквизиты дисциплины: История Казахстана, философия, культурология, религиоведение, которые формируют у студентов базовый комплекс мировоззренческих знаний, позволяющий им усвоить специфику функционирования и развития толерантности, культуры межконфессиональных и межэтнических отношений.
4. Постреквизиты дисциплины: теория межличностных коммуникаций, человек и общество; история мировой культуры; менеджмент в условиях реального современного образования; организация работы с кадрами; современная концепция исторического образования; правовые вопросы управления образованием; технология преподавания всемирной истории; андрагогика.
2. Календарно-тематический план.
№
| Наименование тем дисциплины
| недели
| Аудиторные занятия
| Вид задания (описание)
| Всего (ч.)
|
Лекции (ч.)
| Пр/сем./лаб./ студ (ч.)
| СРСП
| СРС
|
| История формирования взглядов и подходов к толерантности в общественной мысли
|
|
|
|
|
|
|
| Принципы толерантности
|
|
|
|
|
| |
| Обучение толерантности
|
|
|
|
|
| |
| Изучение и поддержка другой культуры
|
|
|
|
|
| |
| Уважение культурных различий
|
|
|
|
|
| |
| Толерантность религиозная и светская
|
|
|
|
|
| |
| Соотношение понятий религия и толерантность
|
|
|
|
|
| |
| Диалектика религиозного и светского в культуре
|
|
|
|
|
| |
| Воспитание толерантности: сущность и средства
|
|
|
|
|
| |
| Толерантность и личность
|
|
|
|
|
| |
| Назарбаев Н.А. как выдающаяся толерантная личность современности
|
|
|
|
|
| |
| Назарбаев Н.А. – организатор диалогов лидеров мировых и традиционных религий
|
|
|
|
|
| |
| Ассамблея народов Казахстана и ее деятельность по обеспечению межэтнического и межконфессионального согласия
|
|
|
|
|
| |
| Основные направления деятельности Ассамблеи по формированию и реализации государственной национальной политики
|
|
|
|
|
| |
| Этнокультурные объединения Республики Казахстан и их роль в пропаганде толерантности
|
|
|
|
|
| |
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
Литература для изучения
Основная литература:
- Назарбаев Н.А. Доклад на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана. 26 октября 2009 г. // Сайт АкОрда.
- Назарбаев Н.А. Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций. – Астана: ТОО АРКО, 2009. – 264 с.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
- Евтух В. Национальные меньшинства между государственной политикой и самоопределением// Социология: теория, методы, маркетинг. - 1998. - № 1-2. - C. 99-104
- Комоцкая В.Д. Фактор политической культуры в межэтнических конфликтах на территории бывшего СССР. - http//www.
- Положение об Ассамблее народа Казахстана.// Утверждено указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года, № 856.
- Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года №856 «О стратегии Ассамблеи народов Казахстана и положение об Ассамблеи народа Казахстана».
- Д. В. Колесов «Толерантность. Введение в проблему» М.2011г.
- С. Г. Ильинская Толерантность Издательство: Праксис, 2007 г.
Дополнительная литература:
- Амелин В.В. Проблемы предотвращения межэтнических конфликтов. - http//www.
- Асмолов А.Г. Слово о толерантности. – Век толерантности, 2001, № 1.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева Я.М Этносоциология: пройденное и новые горизонты// Социс.- 2000.- № 4.- C. 11-22.
- Балушок В. Этническое и национальное: динамика взаимодействия// Социология: теория, методы, маркетинг. - 1999. - №1. - C. 93-107.
- Белецкий, А. К. Топыго М. И. Национально-культурные и идеологические ориентации населения Украины// Полис.- 1998. - № 4. - C. 74-89.
- Валитова Р.Р. К истории понятия толерантности. М., МГУ, 1994.
- Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства. //Внешкольник-2002 г. № 6.
- Городяненко В. Г. Языковая ситуация на Украине// Социс. - 1996 № 9. - C. 107-113.
- Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование.- М.; Народное образование, 1999.
- Достық-Дружба. Январь-февраль 2008.
- Иванов И. Косовский кризис: год спустя// Дипкурьер НГ.-2000.-№ 5 (5).- C. 1.
- Крицкий Е. В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности (на примере Северной Осетии)// Социс. - 1996. - № 9. - C. 116-121
- Мукомель В. И. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ // Социс. - 1999. - № 6. - C. 66-71.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М., 2002.
- Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996.
- Создание возможностей. 2004. № 1 (3).
- Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России. - М., 1997.
- Этнокультурные объединения Республики Казахстан. – Алматы, 2009. 64 с.
Критерии оценки.
№
| Вид работы
| Оценка (max.балл)
| Количество
| Сумма
|
| Домашнее задание
| 10 (1 балл Х 10)
|
|
|
| Текущий контроль
| 20 (2 Х 10)
|
|
|
| Рубежный контроль
|
| |
|
| Итоговый экзамен
|
|
|
|
| Итого
|
| |
|