Трудовые ресурсы, их роль в экономике
В ходе трудовой деятельности потребляются природные, материальные, финансовые и, конечно, человеческие ресурсы. Во всех общественно-экономических формациях трудящийся человек был и остается решающим фактором производства. «Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся»[8]. Проблемы изучения «первой производительной силы» всегда имели особое значение. При описании процесса труда в современной зарубежной и отечественной литературе используется немало терминов, отражающих роль человека в этом процессе: рабочая сила, человеческий фактор, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, интеллектуальный потенциал, человеческий потенциал, человеческий капитал. В начале XX века люди в процессе труда стали рассматриваться как специфический вид ресурсов, потребляемых общественным производством, а их способность к труду выражалась в основном категориями «рабочая сила», «трудовые ресурсы». Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, обладающая физическим развитием, здоровьем, умственными способностями и знаниями, культурой, квалификацией, необходимыми для осуществления общественно-полезной деятельности. Данного определения категории «трудовые ресурсы» придерживаются практически все экономисты, признающие их существование, но при этом одни считают, что категория «трудовые ресурсы» применяется на макроуровне, а категория «рабочая сила» – на микроуровне, что «…применение понятий типа «трудовые ресурсы предприятия, организации, фирмы» абсурдно…»[9], другие же активно используют это понятие при рассмотрении проблем предприятий, организаций, фирм, например, «…планирование всего бизнеса фирмы самым тесным образом связано с изучением перспективы развития трудовых ресурсов как внутри предприятия, так и на внешних рынках труда»[10]. Трудовые ресурсы как экономическая категория выражают отношения государства, бизнеса с населением, обладающим физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными условиями их воспроизводства. Как планово-учетный показатель – они отражают численность населения, занятого в общественном хозяйстве, а также незанятого в нем трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. Количественно трудовые ресурсы (ТР) можно выразить формулой: ТР = НТСВ – И – ПЛ + ПР + РП , где НТСВ – население в трудоспособном возрасте. Сейчас в России к нему относятся мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54; И – неработающие инвалидов I и II групп в трудоспособном возрасте; ПЛ – неработающие пенсионеры, получающие пенсии по льготам, в трудоспособном возрасте; ПР - работающие лица в возрасте старше трудоспособного (пенсионеры); РП – работающие лица в возрасте моложе трудоспособного (подростки).
В 90-е годы прошлого века в России наблюдались тенденции сокращения доли населения моложе трудоспособного возраста и некоторого роста доли населения в трудоспособном возрасте, особенно это характерно было для конца 90-х годов. Эти тенденции сохранились и в начале XXI века и будут иметь место еще 2-3 года. Что же касается населения старше трудоспособного возраста, то, несмотря на отдельные отклонения в начале XXI века, доля его росла. И эта тенденция сохранится в ближайшем будущем (табл. 2.1). Трудовые ресурсы – сложная социально-экономическая категория, которая может быть не только планово-учетным показателем, но и мерой трудового потенциала, отражающей возможности той или иной группы населения при осуществлении трудовой деятельности.
Таблица 2.1 Численность постоянного населения России, в том числе в трудоспособном возрасте (на конец года, млн. чел.)[11]
*Данные прогноза
Термин «трудовые ресурсы» ввел в начале 20-х годов XX века академик С.Г. Струмилин. Он активно применялся в практике планирования и управления производством до 90-х годов прошлого века. В середине 1993 года в нашей статистике осуществлен переход на рекомендуемую Международной организацией труда (МОТ) и Международными конференциями статистиков труда (МКСТ) систему классификации, в соответствии с которой население делится на экономически активное и экономически неактивное. В трактовке Госкомстата России: Экономически активное население – это лица в возрасте 15-72 года, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) являются занятыми или безработными. К занятым в экономике относятся лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В численность занятых включаются лица, которые выполняли работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, которые временно отсутствовали на работе, а также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации. К безработным, применительно к стандартам МОТ, относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям: – не имели работы (доходного занятия); – занимались поиском работы; – были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и готовы приступить к ней. К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости России относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории РФ, зарегистрированные органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней[12]. Сравнение категорий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население» показывает, что они отличаются друг от друга. Структура трудовых ресурсов России выглядит следующим образом (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Структура трудовых ресурсов России в 2005 г., млн. чел., %.
Экономическая активность населения характеризуется уровнем экономической активности населения, определяемом как отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Экономическая активность населения России (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, на конец ноября, в процентах)[13]
Связь между понятиями «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «экономически неактивное население», «занятые», «незанятые» приведена на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Структура населения, трудовых ресурсов (ТР), экономически активного населения (ЭАН) и экономически неактивного населения (ЭнеАН). Численность трудовых ресурсов определяется на конкретную дату, но ее можно рассчитывать и как среднюю за какой-либо промежуток времени. В России трудовые ресурсы составляют сейчас приблизительно 60% общей численности населения, а экономически активное население около 50% (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Численность населения, трудовых ресурсов и экономически активного населения России и Челябинской области[14]
Критерии выделения трудовых ресурсов из общей численности населения: а) возраст, в части определения трудоспособного возраста; б) трудоспособность, с позиций здоровья и физического развития человека; в) занятость, для населения в нетрудоспособном возрасте. Многие авторы выделяют только возраст и трудоспособность физиологическую. Думается, что этого недостаточно. Считаем, что введение критерия «занятость», по отношению к населению в нетрудоспособном возрасте, оправдано. Следует отметить, что в данном случае термин «трудоспособность» употребляется в узком смысле, а именно, с позиций физического состояния человека. В широком смысле «трудоспособность» определяется и здоровьем, и физическим развитием, и возрастом, и профессиональной подготовкой, и рядом других личностных характеристик. В экономической литературе существует несколько подходов к классификации трудоспособности. Ряд авторов выделяет общую и профессиональную трудоспособность. Общая трудоспособность предполагает наличие у человека физических, психофизиологических, возрастных данных, определяющих способность к труду и не обусловливающих необходимость специальной подготовки. Профессиональная трудоспособность – это способность к конкретному виду труда, приобретаемая в ходе специального обучения, то есть способность выполнять работу по определенной профессии, специальности[15]. Отдельные авторы выделяют еще неполную трудоспособность – способность работать лишь в облегченных условиях, например, при неполном рабочем дне[16]. Составители словаря «Труд и социальное развитие» и другие наряду с общей и профессиональной трудоспособностями выделяют специальную трудоспособность, то есть способность выполнять работу в определенных производственных или климатических условиях (под землей или в кессонах, в высокогорных районах или на Крайнем Севере и т.д.). При этом они также разделяют трудоспособность по объему: на полную и неполную (ограниченную, частичную)[17].
2.2. Воспроизводство трудовых ресурсов. Важнейшим условием развития экономики страны является воспроизводство трудовых ресурсов. Воспроизводство трудовых ресурсов – важнейшая составная часть всего общественного воспроизводства, наряду с воспроизводством валового внутреннего продукта и экономических отношений. Воспроизводство трудовых ресурсов – составная часть воспроизводства населения страны в целом. Под воспроизводством трудовых ресурсов понимают естественный, исторически и социально-экономически обусловленный процесс непрерывного возобновления поколений людей, способных к труду, и их использования в общественно полезной деятельности. Особенность воспроизводства трудовых ресурсов состоит в том, что оно охватывает не только процессы, протекающие в сфере экономики, но и политические, правовые, моральные, этические и другие отношения. Экономическую основу воспроизводства рабочей силы составляет фонд жизненных средств, который представляет собой совокупность материальных благ и услуг, предназначенных для личного потребления участниками производственного процесса. Основной экономической формой и источником фонда жизненных средств является заработная плата. Часть этого фонда выступает в виде общественных фондов потребления, направляемых на воспроизводство рабочей силы, развитие личности и охватывающих образование, повышение квалификации, медицинское обслуживание, разного рода льготы, выплаты и др. Другая часть фонда жизненных средств формируется в личном подсобном хозяйстве или поступает из общественных, благотворительных фондов и пожертвований. Поскольку процессы воспроизводства населения и трудовых ресурсов неразрывны, то в обоих случаях различают виды и типы. Наряду с этим в воспроизводстве населения выделяют еще режимы, а в воспроизводстве трудовых ресурсов – фазы или стадии. Виды воспроизводства, как правило, связаны с формами движения населения (естественное, территориальное и социальное) и трудовых ресурсов (естественное, территориальное, социальное, отраслевое, профессиональное, квалификационное). Типы связаны с условиями воспроизводства (для населения – архетип, традиционный, современный; для трудовых ресурсов – экстенсивный, интенсивный). Режимы отражают количественную сторону воспроизводства (расширенное, простое, суженное). При рассмотрении воспроизводства трудовых ресурсов в экономической литературе наибольшее внимание уделяется фазам (стадиям) воспроизводства. При этом выделяют три фазы: формирования (производства), распределения (перераспределения) и использования (потребления)[18]. В последнее время часть экономистов выделяет еще фазу обмена (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Фазы воспроизводства трудовых ресурсов (ТР)[19]
Процессы воспроизводства трудовых ресурсов на той или иной стадии нельзя рассматривать изолированно, в отрыве друг от друга. Они могут происходить в большей или меньшей степени и на других стадиях.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2483)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |