Общественное здоровье как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья. Основы политики отечественного здравоохранения
Методические рекомендации составлены на основании учебного плана (2000г.), примерной типовой программы по специальности 060101 (65) «Лечебное дело» (2005г.), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки специальности «Лечебное дело»
Рецензент: Р.М.Мустафин – профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела.
Составитель: Н.Х.Шарафутдинова, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, к.м.н.
Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения протокол № от « » 2012 года. 1. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: Показать цели, задачи и место дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» среди медицинских, гигиенических и общественных наук в системе медицинского образования и роль ее в практической деятельности врача, органов и учреждений здравоохранения. Ознакомить студентов с основными методами исследования дисциплины. Ознакомить студентов с отражением вопросов здоровья населения в документах государства, с принципами здравоохранения.
2. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЛЕКЦИИ – 2 часа
3. ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Общественное здоровье как наука, задачи. 2.Методы изучения общественного здоровья и здравоохранения. 3. Здоровье населения и факторы его формирующие. 4.Принципы здравоохранения.
4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК Общественное здоровье и организация здравоохранения – изучает здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения, организацию медицинской помощи населению, вопросы управления, планирования, финансирования, экономики здравоохранения, прогнозирование состояния здоровья населения, народонаселение, историю медицины и санологию. Здравоохранение – комплекс общественных, государственных, социально–экономических и медицинских мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья населения путем профилактики заболеваний и организации медицинской помощи населению. Методы изучения общественного здоровья и здравоохранения 1) статистический 2) Исторический 3) Экономический 4) бюджетный 5) экспериментальный 6) метод экспертных оценок 7) социологический 1) Статистика - наука о числовом выражении показателей здоровья и здравоохранения Статистика здоровья населения - показатели здоровья населения (рождаемость, смертность, заболеваемость и т.д.). Статистика здравоохранения - показатели деятельности учреждения здравоохранения. 2). Исторический : 1. в динамике оцениваются изменения показателей здоровья и здравоохранения; 2. - определяют насколько эффективны мероприятия, направленные на охрану здоровья (как они меняются в историческом аспекте). Сравнивают за 3 года, за 5 лет, за 10 лет. Сравнивают показатели со стабильным периодом развития общества. 1986-87г. – самые лучшие показатели их сравнивают с 1913г. 3.- для прогнозирования показателей (зная динамику показателей, путем математических моделей составляется прогноз на 5 лет, 10 лет). 3). Экономический – новый метод, в 60-е годы начал внедряться - для эффективности использования ресурсов здравоохранения, - оценить экономические потери за счет ухудшения здоровья населения - ЗВУТ, инвалидность, смертность в трудоспособном возрасте. 4) Бюджетный а) использование бюджета рабочего времени медицинских работников. Изучение рабочего времени с помощью хронометража - запись рабочего времени в течение дня (запись ведет постоянно). 5) экспериментальный – новые методы организации труда, оплата медицинских работников, новые направления в экспертизе стойкой и временной нетрудоспособности Все это должно апробироваться в каком-то учреждении. 6) Метод экспертных оценок – оценка экспертами качества диагностики, лечения, реабилитации. 7) Социологический метод Метод опроса а) интервьюирование б) анкетирование а) короткая информация за непродолжительный период (мнение населения); б) анкетирование, преимущества: - простой метод получения информации - экономичный - оперативность, быстрота получения информации -получение информации по единой методике у множества респондентов. Классификация анкет – анонимные, - с указанием фамилии По распространению: * Раздаточный метод – раздают анкеты, ждут, собирают - 100% возврат анкет. * Почтовый метод – через почту, вкладывают в конверт другой конверт и оправляют почтой - возврат 50%. * Через прессу (газеты) -возврат анкет 5%. По оформлению: – ответы на вопрос * Закрытого типа – на вопрос имеется готовый перечень ответов; * Открытые – свободный ответ на вопрос (впишите сами) * Смешанные – закрытые и открытые. По объему и охвату респондентов * сплошной – все группы населения * выборочной – часть сплошного Одноразовый – один раз По ВОЗ здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.(Записано в Уставе ВОЗ. 1948 г.) 3 уровня здоровья - I общественный II групповой III индивидуальный I – здоровья населения общества, страны, городов (медико-социальный ресурс – потенциал общества); II – отдельных групп населения, работающих, студентов, детей; III – индивидуальный Общественное здоровье – важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасность жизни людей. Критерии оценки I и II – определяется по четырем критериям или показателям: - демографические показатели; - заболеваемость; - физическое развитие; - инвалидность. III – критерии индивидуального здоровья: - функциональное состояние организма; - отсутствие и наличие болезни человека; - способность организма к адаптации в окружающей среде; -равновесие организма и окружающей среды - Соматические заболевания Факторы риска - это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода. Факторы риска первичные, зависящие от человека: 1. Курение 2. Злоупотребление алкоголем 3. Нерациональное питание 4. Гиподинамия 5. Психоэмоциональный стресс Вторичные - патологические состояния: 1. Инсулино-независимый диабет 2. Ревматизм 3. Артериальная гипертония 4. Атеросклероз 5. Иммунодефицит 6. Аллергозы Факторы и степень влияния этих факторов (количественная оценка в %) 1) Условия и образ жизни 49-53% курение, алкоголь, недостаточное и несбалансированное питание (по РФ от 20 до 80% населения белки потребляемые в недостаточном количестве, от 20 до 60% недостаток витаминов в ДДУ, неполноценное питание.) 2) генетические и биологические факты 18-22% предрасположенность к наследственным болезням (генетическим), предрасположенность к хроническим заболеваниям биологический риск - пол, возраст, темперамент. 3) внешняя экологическая среда 17-20% Загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами. На 60% загрязнение атмосферного воздуха происходит за счет автотранспорта, в Москве - 70%. По РБ от предприятий, заводов 1 млн. 400 тыс. тонн вредных веществ в год, на одного человека в день приходится 1кг. вредных выбросов. Вредные вещества: окись углерода, окись азота, фармальдегид, сероводород, бензопирен, фенол. Наиболее превышенный ПДК по бензопирену (канцерогенное вещество). Загрязнения воды – химические вещества: тяжелый метал, углеводород, - биологические вещества: кишечная палочка, микроорганизмы; - увеличение мин. Веществ, в повышение ПДК мин. веществ Загрязнение почвы – углеводороды, тяжелые металлы: медь, свинец, кадмий - бытовые отходы, в РБ ежегодно образуется 1 млн. тонн бытовых отходов, из них 400 тыс. тонн в г. Уфе. Нет централизованной переработки отходов ≈ 5% перерабатывают. В поселке Черкассы 90 га. Выделено для складирование отходов. Физические факторы – шум ≈ 70% населения проживают в условиях с повышенным ПД уровнем шума Климат – жаркий климат – гипертония СС заболевания - холодный климат – болезни ОД Резкая смена атмосферного явления, радиация и другие излучения Население получает большую часть от естественного радиоактивного излучения. Радона в помещении больше, чем на воздухе. 4) Здравоохранение, организация медицинской помощи 8-10% -неэффективные профилактические мероприятия; -низкое качество медицинской помощи; -несвоевременная медицинская помощь Принципы здравоохранения, сформулированные В.И. Лениным в 1919 г. 1. Государственный характер а) финансирование здравоохранения за счет средств государства (бюджет, фонда ОМС) можно за счет платных медицинских услуг; б) государство разрабатывает, принимает и финансирует целевые программы в 2002 г. 8 программ из федерального бюджета; в) все органы и учреждения здравоохранения принадлежат государству. г) Подготовка и переподготовка кадров. 2. Профилактическое направления – комплекс мероприятий, направленный на обеспечение высокого здоровья людей, творческого долголетия, устранение причин заболевания. 3. Связь науки и практики в здравоохранении. Все научные исследования и результаты должны быть внедрены в практику здравоохранения. Достижения в области науки: 1. Развитие молекулярной биологии и медицины, выявляющее закономерности процессов на субклеточном уровне; 2. открытия в области иммунологии, создание учения о защитных механизмах 3. Развитие рентгенорадиологии, показавшей современные возможности рентгеноскопии, томографии, ультразвуковых исследований, ядерно-магнитного резонанса 4. . раскрытие природы наследственности, расшифровка генов и хромосом и их химизма (ДНК, РНК) 5. . возможности генной инженерии в производстве биопрепаратов 6. . доказательство первостепенной роли экзогенных (прежде всего социальных) факторов (условий и образа жизни» в происхождении, развитии большинства заболеваний. 4. Доступность медико-социальной помощи, принятие органами правительства гарантированного объема бесплатной медицинской помощи 5. Участие общественных организаций в охране здоровья населения. Формы участия: 1) профсоюзные организации, трудовые коллективы (путевки в профилактории, диетпитание, культурные мероприятия); 2) Общество Красного креста и Красного полумесяца (раньше взносы, сейчас бюджет). Функции:– милосердие (медицинская помощь малоимущим, старикам) - обучение населения оказанию медицинской помощи - выполнения закона о донорстве (резерв доноров) - гуманитарная помощь населения - помощь при стихийных бедствиях (медицинская и гуманитарная). 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1.Что изучает общественное здоровье и здравоохранение? 2.По каким показателям изучается общественное здоровье и здоровье населения? 3.Какие факторы риска здоровью населения и их значение? 4.Принципы здравоохранения? 5. ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Общественное здоровье и здравоохранение: / В.А Миняев, Н.И. Вишняков.- М.: 2009. - 656с. 2. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению: / И.Н. Денисов, Д.И. Кича, В.И.Чернов. - М.:2009.-464 с. Дополнительная 1. Зайцев, В. М. Прикладная медицинская статистика : учеб. пособ. для студ. мед. вузов / В. М. Зайцев, В. Г. Лифляндский, В. И. Маринкин. - СПб. : Фолиант, 2003. - 432 с 2. Кобринский, Б. А. Телемедицина в системе практического здравоохранения: научное издание / Б. А. Кобринский. - М. : МЦФЭР, 2002. - 176 с. 3. Концепция долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан на период до 2015 года: брошюра. - Уфа : Б. и., 2002. - 22 с 4. Медик, Валерий Алексеевич. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению : учеб. пособ. для студ. мед. и фармац. вузов : В 3 ч. / В. А. Медик, В. К. Юрьев. - М. : Медицина, 2003 - . - (Учебная литература для студентов медицинских вузов). Ч. 1 : Общественное здоровье : курс лекций. - 2003. - 368 с.Ч. 2 : Организация медицинской помощи : курс лекций. - 2003. - 456 с.Ч. 3 : Экономика и управление здравоохранением : курс лекций. - 2003. - 392 с.
6. ПОДПИСЬ АВТОРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ. _______________ Н.Х.Шарафутдинова
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |