№ п/п
| Задания для обследования детей раннего возраста
| Направление заданий
| Оборудование (диагностический инструментарий)
| Критерии оценки действий ребенка и фиксация результата
|
| Поймай шарик
| Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.
| Желобок, шарик
| 1б-ребенок не начинает сотрудничать даже после обучения ведет себя не адекватно (бросает шарик, берет в рои и т.д)
2б –ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить и ловить шарик; но это не всегда получается.
3б- ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать шарик удается не всегда из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.
4б– ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.
|
| Спрячь шарик
| Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.
| Две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету
| 1б– ребенок не понимает задание; не стремится к цели; после обучения задания не понял.
2б– ребенок не понимает задания; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
3б- ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
4б – ребенок сразу принимает задание; выполняет его; применяет соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.
|
| Разбери и сложи матрешку
| Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
| Две двусоставные (трехсоставные) матрешки
| 1б –ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно (берет в рот, кидает, стучит, зажимает матрешку в руке)
2б – ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.
3б – ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого (используется указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.
4б–ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его самостоятельно; заинтересован в конечном результате.
|
| Разбери и сложи пирамидку
| Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
| Пирамидка из трех (четырех) колечек
| 1б – ребенок действует неадекватно (даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т.д)
2б- ребенок принимает задание , при сборке не учитывает размеры колечек; после обучения нанизывает колечки, но их размер по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.
3б – ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения выполняет задание безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий не выражена; адекватно оценивает результат.
4б-ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.
|
| Найди парные картинки
| Задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.
| Две (четыре) пары предметных картиной (грибок, дом, зонтик, бабочка).
| 1б-ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д.)
2б– ребенок понимает задание, но выполнить его сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
3б– ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку; после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.
4б – ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.
|
| Поиграй с цветными кубиками
| Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.
| Цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих.
| 1б – ребенок не различает цвета даже после обучения.
2б – ребенок сличает два цвета; но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.
3б- ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.
4б– ребенок сличает цвета; выделяет их по слову; называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.
|
| Сложи разрезные картинки
| Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
| Две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник).
| 1б- ребенок после обучения действует неадекватно (не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом)
2б- ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен; самостоятельно сложить картинку не может.
3б-ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно, понимает, что конечный результат положительный.
4б – ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезные картинки, заинтересован в конечном результате.
|
| Построй из палочек (молоточек или домик).
| Задание направлено на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.
| Четыре (шесть) плоских палочек одного цвета.
| 1б –ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (бросает палочки, кладет их рядом, машет ими); безразличен к результату.
2б – ребенок после обучения пытается построить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.
3б- ребенок сразу понимает задание; но строит молоточек только после подражания действия взрослого, заинтересован в конечном результате.
4б– ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.
|
| Достань тележку
| Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку).
| Тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой — ложная.
| 1б– ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели.
2б –ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.
3б- ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.
4б- ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.
|
| Нарисуй (дорожку или домик)
| Задание направлено на выявление понимания речевой инструкции, уровень развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действия рук, отношения к результату.
| Карандаш, бумага
| 1б– ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя не адекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.
2б– ребенок стремится что то изобразить (черкание); к конечному результату безразличен; определена ведущая рука; нет согласованности обеих рук.
3б – ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука; наблюдается согласованность обеих рук.
4б- ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции; заинтересован в конечном результате; определена ведущая рука; наблюдается согласованность обеих рук.
|