Тема 10. Развивающая среда – источник и средство развития интереса к познанию математической стороны сущности
Задание 1. Продолжить предложения: а) Развивающая среда – это … б) Педагогическая среда – это … в) Обстановка детского сада – это… Задание 2. Составить развернутый план раздела «Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников» книге З.А. Михайловой и Е.А. Носовой «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» (2008). Задание 3. Раскрыть содержание принципов построения развивающей среды. Результаты анализа занести в таблицу:
Задание 4.Изучить историю проблемы построения развивающей среды – обстановки дошкольного учреждения – с точки зрения различных педагогических школ: вальдорфский детский сад, «дом ребенка» М. Монтессори, детский сад по С. Френе, авторский детский сад по Е.И. Тихеевой и др. Подготовить реферативное сообщение. Задание 5.Метод «ИНСЕРТ» (интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления) Чтение текстов статей, предложенных в МО 7 с маркировкой: V - «знаю»; + - «новое»; – - «информация противоречит имеющемуся личному опыту» (или содержит противоречие в тексте); ? - «информация вызывает вопрос, сомнение или несогласие». Составление обобщающей таблицы и последующее обсуждение материалов анализа текстов:
Список литературы для самостоятельного изучения Основная 1. Грюнелиус, Э.М. Вальдорфский детский сад / Э.М. Грюнелиус. – М., 1992. – 72 с. 2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – Изд. 2-ое. – СПб., 2000. – 224 с. 3. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – С. 322-352. 4. Монтессори, М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка / М. Монтессори. – М.: Тип. Госснаба, 1993. – 168 c. 5. Образовательная работа в детском саду по программе «Радуга» / Сост. О.М. Дьяченко, А.И. Булычева и др. – М., 1996. – 112 с. 6. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 320 с. 7. Радуга: Программа и руководство для воспитателей / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1993. 8. Френе, С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. / С. Френе. М.: Прогресс, 1990. – 301 с. Дополнительная 1. Ерофеева, Т.И. От 0 до 10: математический праздник для детей старшей группы / Т.И. Ерофеева // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 12. – С. 44-49. 2. Кербс, Е.В. Математические досуги / Е.В. Кербс // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 3. – С. 21-23. 3. Ковалева, О.А. Математические старты: занятие-досуг: старший дошкольный возраст / О.А. Ковалева // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 5. – С. 35-36. 4. Математические конкурсы: подготовительная к школе группа // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3. – С. 11-18. 5. Мусиенко, С. И в шутку и всерьез: Математические праздники, методика их подготовки / С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 10. – С. 18-25. 6. Прокофьева, М.Ф. Математический досуг / М.Ф. Прокофьева // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 3. – С. 72-76. 7. Сапожникова, А. Десять игр – в одной: математическое лото для детей старшего дошкольного возраста / А. Сапожникова // Дошкольное образование – Первое сентября. – 9/2007. – № 17. – С. 19. 8. Чуднова, Р. Математические конкурсы: для старших дошкольников / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 7. – С. 12-22. Работа в группах Студенты работают в группах по результатам выполнения заданий для самостоятельной работы № 4.
Метод «Презентация» 1. Каждой подгруппе предлагается подготовиться к презентации выполненных заданий для самостоятельной работы № 4. 2. Работа в творческих группах. 3. Презентация и оценка представленных проектов с помощью оценочного листа. МО 7 А.Г. Гогоберидзе, А.М. Вербенец. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада («Справочник руководителя дошкольного учреждения», 2010, № 4). Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию. Основания для проектирования предметно-развивающей среды дошкольного учреждения Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе: · реализуемой в детском саду образовательной программы; · требований нормативных документов; · материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); · предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; · общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка). Проблемы в организации предметно-развивающей среды На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, выделим ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада. 1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80-х гг. прошлого века) или формального (девиз «Куплено – красиво оформлено – расставлено») подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса. 2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т.п.). 3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, «устаревших» игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов). 4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости. 5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению. 6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды. 7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды. 8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора «Лего», трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90-х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры. Целостная модель построения среды Продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени. К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование. Следует отметить большое число выпускаемого промышленностью разнообразного и качественного оборудования (сенсорных столов, столов-лабораторий для экспериментирования, эстетически привлекательной и динамичной детской мебели), вызывающего интерес у современных дошкольников и снискавшего одобрение у педагогов и родителей. Но важно не столько их количество, сколько верный выбор и использование в педагогическом процессе. Дети младшего и старшего дошкольного возраста по-разному воспринимают игрушки, реагируя на их художественный образ, внешние свойства, детали, функциональность. В зависимости от возраста, опыта детей и должно варьироваться наполнение и расположение данных материалов. Первый шаг в проектировании среды – определение расположения центров в группе детского сада. При этом следует учитывать комплиментарность и взаимообогащение видов деятельности. Традиционно организуют центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр науки (познания), куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный центр. В ряде случаев в зависимости от возраста детей и вида учреждения оформляют центры кулинарии и ручного труда, манипулятивный центр, центры развития моторики и сенсорного развития. Модели конкретных центров варьируются исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространствообразующих материалов. Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка или коврик на полу. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного «Я», развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов. Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений можно использовать различные «неожиданные» материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства. Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада (гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов, коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, «комнаты сказок» и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, компьютерного класса, участка). Принципиально неверно прилагать усилия только для оформления и организации отдельного помещения (мини-музея, изостудии или лаборатории) или одного из центров. Не меньше внимания следует уделить обустройству других помещений. Данных правил следует придерживаться и при оформлении пространства участка. Можно использовать некоторые переносные элементы: украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья; элементы декора бассейна, периметра песочницы, ограждений деревьев привлекательными узорами (разноцветными рейками, нарисованными божьими коровками, бабочками, стрекозами). В канун праздников предусматривается украшение здания и прилегающей территории светящимися гирляндами, небольшими букетиками цветных листьев, снежинками и мозаиками на окнах. В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии: · времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года); · освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного); · стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности). Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения дошкольного учреждения Идеи относительно проектирования предметно-пространственной среды составляют основу Перечня оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия*. Представляемые материалы являются результатом научных исследований и обобщения педагогического опыта современных дошкольных образовательных учреждений, проводимых в 2006 г. под научным руководством директора Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Н.А. Ноткиной и заведующей кафедрой дошкольной педагогики А.Г. Гогоберидзе. Созданию методических рекомендаций, Перечня оборудования и материалов предшествовала масштабная работа по изучению практики современных дошкольных учреждений. Отличие данных материалов от существующих разработок и пособий в том, что предпринята попытка обосновать модели построения предметно-развивающей среды и составить перечни оборудования и пособий не узконаправленного характера (по видам детской деятельности или возрастам), а одновременно по нескольким линиям, что создает целостное видение особенностей построения предметно-развивающей среды современного детского сада. Для того чтобы подчеркнуть специфику используемого оборудования, обосновать отбор и рекомендации по использованию пособий, компоновка перечней материалов и оборудования осуществлялась одновременно по следующим направлениям: · возрастные группы. Представлены рекомендации по оснащению среды начиная с 1-й группы раннего возраста и заканчивая подготовительной группой детского сада, что позволяет более четко очертить линии преемственности в организации и наполняемости среды каждой возрастной группы; · основные направления работы детского сада. Оборудование и материалы компонуются по направлениям развития детей (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое). Отдельным блоком представлена игровая деятельность детей как ведущая и составляющая основу педагогического процесса в дошкольном возрасте; · функциональное назначение помещений детского сада (приведены рекомендации по оснащению и организации групповых помещений (с подробным описанием пространств игровой комнаты, спального помещения, раздевальной, умывальной и туалетной комнат), а также музыкального зала и кабинета музыкального руководителя, физкультурного зала, бассейна, кабинетов психолога, логопеда, медицинского, методического кабинетов, кабинетов дополнительного образования (изостудии, театральной студии, компьютерного класса, экологической лаборатории и др.)); · виды дошкольных образовательных учреждений. При описании перечней оборудования, игрушек и материалов выделены инвариантный (минимальный основной перечень, обязательный для дошкольных образовательных учреждений всех видов) и вариативный (дополнительный) перечни. Основной перечень является достаточным для детских садов. Детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего и комбинированного видов, центры развития могут дополнять основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в соответствии с реализуемыми целями и задачами. Следует отметить, что в данных рекомендациях представлен своеобразный минимум – нижняя планка разнообразия и количества оборудования и игровых материалов. Понимая различия в материальных условиях дошкольных образовательных учреждений разных регионов, ориентирах построения предметной среды в разных образовательных программах, авторский коллектив стремился создать достаточно реалистичный перечень оборудования и игровых материалов. Опытные педагоги заметят отсутствие в предлагаемых перечнях некоторых широко используемых в практике современных детских садов пособий, материалов, оборудования (например, медиапроекторов, технических приспособлений). Предлагаемый перечень составлялся с учетом положений разных образовательных программ. В случае отсутствия некоторых представленных в перечне пособий и материалов педагоги могут комплектовать среду группы пособиями-аналогами, указанными вариантами пособий. Именно с этой целью в кратких пояснениях к каждому перечню будут представлены обоснование отбора материалов и рекомендации по их использованию. Перечни-таблицы помимо названий материалов и пособий содержат ориентировочные количественные показатели (на подгруппу, группу детей, для индивидуального пользования). Это позволит педагогам провести анализ и оценить имеющиеся в наличии материалы (ориентир для диагностики оснащения среды), дополнить среду недостающими материалами, более рационально организовать пространство группы. На протяжении последних пяти лет данные методические материалы активно внедряются и апробируются. Содержащиеся в них идеи и основные положения регулярно обсуждаются на семинарах для руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Тема 11.Диагностика компетентности дошкольника в области предматематики Задание 1.Завершить фразы: 1) Назначение диагностики состоит ….. 2) В ходе диагностики выясняется…… 3) Критерии уровня развития следующие:… Задание 2. Законспектировать лекцию № 21 в книге А.В. Белошистой («Формирование и развитие математических способностей дошкольников», 2004, с. 377-395). Задание 3.Познакомиться с разными диагностическими методиками (не менее двух):
Задание 4. Охарактеризовать подход А.В. Белошистой к объяснению функции диагностики в дошкольном математическом образовании («Формирование и развитие математических способностей дошкольников», 2004, с. 364-369). Задание 5. 5.1. Определить проблемы, связанные с внедрением компьютерных технологий в сферу обучения и диагностики знаний (философские, психолого-педагогические, санитарно-гигиенические). 5.2. Опираясь на анализ литературы, выяснить особенности использования компьютера, учитывая специфику воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения, сформулировать требования к использованию компьютера для обучения и диагностики дошкольников. Список литературы для самостоятельного изучения Основная 1. Галабова, Д. Тестирование: мотивация и результат : диагностика математических достижений детей дошкольного возраста / Д. Галабова // Пралеска. - 2000. - № 11. - С. 16-18. 2. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы компьютеризации обучения / Б.С. Гершунский. – М., 1987. – 264 с. 3. Житко, И. В. Диагностика компетентности младших дошкольников в области математики / И. В. Житко // Пралеска. - 2004. - N2. - С. 19-21. 4. Житко, И. В. Педагогическая диагностика компетентности старших дошкольников в области математики / И. В. Житко // Пралеска. - 2004. - N1. - С. 9-12. 5. Конобеева, Е. А. Преемственность между детским садом и начальной школой в формировании элементарных математических представлений / Е. А. Конобеева // Начальная школа. - 2005. - N2. - С. 82-85. 6. Корнеева, Г. Современные подходы к обучению дошкольников математике / Г. Корнеева / / Дошкольное воспитание. - 2000. - N3. - С. 46-49. 7. Математика – это интересно: Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений / Сост. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина – СПб., 2002. – 37 с. 8. Новоселова, С.Л., Петку, Г.П. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М., 1997. – 123 с. 9. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 320 с. Дополнительная 1. Атаханов, Р. Системы начального обучения: учебники по математике и математическое образование учащихся / Р. Атаханов // Педагогика. - 2000. - N1. - С. 40-47. 2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – С.364-395. 3. Картавенко, Л. Д. Компьютер в детском саду / Л. Д. Картавенко // Ребенок в детском саду. - 2009. - N1. - С. 60-61. 4. Конобеева, Е. А. Преемственность между детским садом и начальной школой в формировании элементарных математических представлений / Е. А. Конобеева // Начальная школа. - 2005. - N2. - С. 82-85. 5. Кушнир, Н.Я. Детский сад – школа: Проблемы преемственности: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Я. Кушнир. – Мн.: Полымя, 2000. – С. 11-25, 63-72. 6. Программа для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. – Минск: НИО, 2004. – С. 94-99. 7. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях / Под ред. Н.Я. Кушнир. – Минск, 1996. – 241 c. Тема 12. . Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника Задание 1. Найти правильное определение понятий:
Задание 2. Завершить фразу: «Планирование эффективно при соблюдении главных условий: 1) знание педагогом ……. 2) четкое представление о …… 3) выбор……» Задание 3.Изучить месячный план работы воспитателя одной из возрастных групп и выписать все формы специально организованной работы с детьми по математическому развитию. Указать время проведения каждой формы работы в течение дня.
Сделать педагогические выводы. Задание 4. Составить перспективные планы работы на неделю для детей младшей, средней и старшей группы. В качестве примера использовать материалы МО 8. Задание 5. На основе изучения главы «Профессиональная подготовка воспитателя к проведению занятия по математике» из книги А.В. Белошистой «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» (2004, с. 295-324), учебной программы дошкольного образования составить советы для воспитателя конкретной возрастной группы (младшей, средней или старшей) по планированию работы с детьми по математическому развитию. Указать формы специально организованной работы, частоту их планирования и математическое содержание, которое осваивают дети в процессе каждой формы работы. МО 8 СТРУКТУРА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА (СТАРШАЯ ГРУППА)
Список литературы для самостоятельного изучения Основная 1. Житко, И.В. Нас окружают пространство, время и число: Учеб. пособ. для воспитанников ст. ступени (от 5 до 6 лет) / И.В. Житко – Минск: «Сэр-Вит», 2003. – 56 с. 2. Жытко, І.Ул. Гуляем, навучаем, развіваем, знаёмім дзяцей з матэматыкай / І.Ўл. Жытко, В.П. Бараноўская, Л.С. Хадановіч. – Мінск: Нар. асвета, 1997. – 181 с. 3. Планирование занятий по математике в старшей разновозрастной группе // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4. - С. 17 - 20. 4. Планирование работы дошкольного учреждения: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.В. Житко, О.П. Жихар, З.В. Кощеева, А.М. Сташенкова. – Минск: Універсітэцкае, 2001. – С. 41-71. 5. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 320 с. 6. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6-ти частях / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1994. – Ч. 4-6. – С. 108-164. 7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – С. 287-290. Дополнительная 1. Белошистая, А.В. О возможности влияния математического образования на личностное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. - 2007. - № 1. - С. 16-22. 2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – С. 295-324. 3. Богатенко, А. Введение в мир математики: планирование / А. Богатенко // Пралеска. - 1999. - N1. - С. 31-34. 4. Ботян, Т.В. Психолого-педагогическое обоснование сущностной характеристики понятия «предматематическая подготовка» / Т.В. Ботян // Псiхалогiя. - 2007. - № 4. - С. 42-47. 5. Галабова, Д. «Предматематика»: от теории к практике / Д. Галабова // Пралеска. - 2000. - № 12. - С. 18-19. 6. Гербова, В.В. Планирование занятий по математике / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 14-22. 7. Ерофеева, Т.И. Планирование занятий по математике / Т.И. Ерофеева // Ребенок в детском саду. - 2004. - № 4. - С. 3-10. 8. Калинина, Г.П. Формирование математической культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Г.П. Калинина // Начальная школа. - 2007. - № 4. - С. 35-39. 9. Калинченко, А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А.В. Калинченко // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. - С. 13-21. 10. Калинченко, А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А.В. Калинченко // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 6. - С. 2-5. 11. Калинченко, А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А.В. Калинченко // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 1. - С. 2-5. 12. Калинченко, А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А.В. Калинченко // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 3. - С. 13-19. 13. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 9. - С. 36-41. 14. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 26-29. 15. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 10. - С. 12-15. 16. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике в подготовительной к школе группе / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1999. - N6. - С. 17-22. 17. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике в подготовительной к школе группе / Е. Соловьева / / Дошкольное воспитание. - 1999. - N8. - С. 9-12. 18. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе детского сада (2-4,5 года) / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 10. - С. 38-41. 19. Соловьева, Е. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе детского сада (2-4,5 года) / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 12. - С. 5-15. 20. Соловьева, Е. Развитие математических представлений и логических операций по программе «Радуга» / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 8. - С. 2-9.
Вопросы к зачету по курсу «Т и МФЭМП»
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1429)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |