Диалектический характер познания. Чувственное и рациональное познание ,их формы и взаимосвязь
Процесс познания – совокупность процессов обеспечивающие человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. Схема познания: S-субъект познания (тот кто познается): отдельный человек, социальная группа, общество в целом в его историческом развитии. О – объект познания (то на что направлена познавательная деятельность :отдельные предметы мира в целом. S---взаимодействие----O В результате их взаимодействия возникают познавательный образ. Познавательный образ – это тончайшая оболочка тела, материальная копия тела, оторвавшись от тела обретает самостоятельность и существует сама по себе. Образ- явление субъективное по форме, но объективное по содержанию. Основной чертой является идеальность!!! По отношению к субъекту: чувствительные (конкретность, наглядность);рациональные ( абстрактность, обобщенность) Процесс познания делится на 2 уровня: чувствительное и рациональное познание. 3) Чувствительное познание: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - отображает отдельные свойства объекта возможные в результате его воздействия на отдельные органы чувств (зрительные слуховые образы, обоняние, т.д. ) в Ощущении заложена субъективная форма восприятия. Восприятие - целостный образ в результате взаимодействия между собой и органов чувств. Представление – чувствительный целостный образ возникающий в результате опоследовательного взаимодействия субъекта и объекта. В возникновении учитывается 2 фактора: опыт прошлого восприятия; способность субъекта в воображению. 4) Рациональное мышление, рациональное познание. Рациональный уровень вскрывает вскрытые существенные стороны объекта. Мышление – функция мозга, форма бытия сознания обеспечивать отвлеченные и обобщенные освоения бытия путем вскрытия его существенных сторон, свойств, связей. 3 основных формы рационального мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - мыслимое отражение объекта в его общих и существенных признаках. Формы - слово. Содержание: существенные свойства, признаки, связи объекта. Понятие существует в словестной форме.Понятие формируется при помощи основных логических процедур: - Абстрагирование - отвлечение от существ. - Идеализация – слаживание. - Сравнение. - Определение. Суждение – форма познания, в которой под средством связи и понятия что-либо отрицается или отчуждается. S – то о чем идет речь в суждении. Р- предмет (то что характеризуется субъектом) S P Суждения могут быть истинными и ложными. Умозаключения – форма познания, которая происходит из исходящих знаний, логическим путем получение логических знаний. Умозаключения состоят их суждений. S1: посылка 1. S2: посылка 2. Заключение (вывод) Формы: - Индуктивные :полная, не полная. Дает вероятностное знание. - Дедуктивные – дают 100% знаний. Силлогизм – полное дедуктивное заключения. Интуиция - форма рационального познания, особый тип мышления, который имеет способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
71. Познание и практика, их диалектическое единство. Гносеологические функции практики. Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. Важнейшими чертами практики являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем. В тесной связи с практикой развивается и познание. Оно и есть процесс получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную сторону, познание – практическую. Гносеологические функции практики: 1.базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением; 2.детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового знания и его преобразование; 3.критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины; 4.целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете, что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение истинного знания. Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике: -информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; -познание является средством практической деятельности; -проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее; -регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает управление практикой, практическими действиями. Практика и познание взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта..
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (906)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |