Вопрос 5. Факторы, влияющие на модель объекта
Из изложенного выше понятно, что для любого объекта можно по- строить множество моделей. От чего зависит «характер» модели объекта? В первую очередь, от следующих факторов: 1) от объекта исследования (кого или что исследуем); 2) проблемы и задачи исследования (что хотим узнать об объекте); 3) априорной информации об объекте (что уже знаем об объекте исследования); 4) субъекта исследования (кто исследует объект); 5) от языка описания объекта (как исследуем и описываем объект). 1. 1.Объект исследования Объект исследования (от лат. objectum – предмет) – все то, на что направлена человеческая деятельность. Для моделирования и исследования объекта необходимо выделить его из окружающего внешнего мира, а также выявить все воздействия на объект со стороны других окружащих объектов и реакцию исследуемого объекта на эти воздействия. Каждый объект до начала исследования имеет свою структуру, свои свойства и характеристики. В теории моделирования воздействие со стороны окружающего мира на объект при его исследовании называют входным воздействием и представляют в виде входных факторов (в математических моделях их называют входными переменными). Поведение объекта и его проявления в окружающем мире, возникающие от внешнего воздействия, называют откликом объекта и представляют в виде выходных факторов (в математических моделях – выходных переменных). Внешнее воздействие на объект можно разделить на управляющее и возмущающее. Под возмущающим обычно понимают воздействие на объект со стороны окружающей среды, параметры и закономерности которого случайным образом изменяются во времени и недоступны для измерения, контроля и тем более изменения в момент непосредственного исследования объекта. Под управляющим обычно понимают целенаправленное воздействие на исследуемый объект, параметры и закономерности ко- торого могут быть измерены, проконтролированы и изменены по желанию субъекта в момент непосредственного исследования объекта. Параметры свойств и структуры объекта могут быть известны (или определены) на момент начала исследования объекта и в дальнейшем из- меняться под внешним воздействием, являясь объектами изучения. Ранее было использовано понятие «фактор». В моделировании фактор – некоторая переменная величина, принимающая в каждый момент времени некоторое определенное значение из своей области определения и отражающая внешнее воздействие на объект или его отклик на это воз- действие. Тогда входными факторами можно считать свойства и структуру объекта до начала исследования, а также управляющее и возмущающее воздействие на объект в процессе его исследования; выходными фактора- ми – свойства, структуру, поведение объекта, изменившиеся под влиянием входных факторов. Все объекты имеют следующие характеристики: ● сложность – определяется количеством состояний, в которых мо- жет находиться объект (по этому параметру различают простые объекты, сложные объекты и большие системы); ● управляемость – способность объекта переходить из одного со- стояния в другое под воздействием извне и находиться в этом состоянии с заданной точностью заданный промежуток времени; ● степень воспроизводимости результатов – если наблюдать объект в одном и том же состоянии в различные моменты времени, то разница в наблюдениях не должна превышать некоторого заданного значения (точ- ности измерения). 2. Проблема и задача исследования В моделировании различают понятия «проблема» и «задача». Проблема – разновидность вопроса, имеющая четко поставленную цель, но пути достижения этой цели в данный момент времени могут быть неизвестны. Задача – разновидность вопроса, имеющая четко поставленную цель и известные пути достижения этой цели. Рассмотрим классификации задач. 1. По поставленному вопросу: ● прямые задачи (отвечают на вопрос: «Какими будут поведение и проявления исследуемого объекта, если известны внешнее воздействие, структура и свойства объекта?»); ● обратные задачи (отвечают на вопросы: «Какими должны быть структура и свойства объекта, если при известном внешнем воздействии известны поведение и проявления объекта?» и «Каким должно быть внеш- нее воздействие на объект, если известны структура и свойства объекта, поведение и проявления объекта?»). 2. По количеству шагов решения: ● одношаговые (очень простые) задачи; ● многошаговые задачи. 3. По условиям: ● детерминированные задачи; ● стохастические задачи. 4. По количеству выходных переменных (факторов): ● однокритериальные задачи; ● многокритериальные задачи. 3. Априорная информация об объекте Информация (от лат. information – разъяснение, изложение) включает в себя какие-либо сведения и является объектом информационных технологий. Различают два вида информации: знания и данные. Знания – информация, на основании которой реализуется процесс логического вывода (философское знание о жизнедеятельности человека). Данные – информация, представленная в формализованном виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека (как правило, данные – это зарегистрированные сигналы). Можно сказать, что информация – это продукт взаимодействия дан- ных и адекватных методов их преобразования . Выделяют следующие особенности информации: ● динамический характер (информация меняется и существует толь- ко в момент взаимодействия данных и методов; информация существует только в момент протекания информационных процессов; все остальное время информация существует только в виде данных); ● диалектический характер взаимодействия данных и методов (ин- формация возникает и существует в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов). Рассмотрим классификации информации. 1. По области получения и использования: ● научная (логическая) информация – физическая, биологическая, химическая и др. (т. е. объективно существующая); ● техническая информация – конструкторская, технологическая, планово-экономическая, управленческая (т. е. созданная человеком). 2. По назначению: ● массовая информация; ● специальная информация. 3. По форме хранения и типу носителя: ● информация, представленная в машинном (цифровом) виде; ● информация, представленная в виде документа (на бумажном или другом подобном носителе). Наиболее важными свойствами информации считаются : ● объективность и субъективность; ● полнота; ● достоверность; ● адекватность; ● доступность; ● актуальность. В моделировании эти свойства можно рассматривать как требования к априорной информации. 4. Субъект исследования (моделирования) Совершенно очевидно, что субъектом моделирования является толь- ко человек . 5. Язык описания объекта Язык описания объекта соответствует виду моделирования, который выбирается исследователем (субъектом моделирования).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2269)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |