Функции государства: понятие и классификация
Функции государства – особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий(механизм) главные направления и содержание его деятельности по кправлению обществом. Существенными признаками функций государства являются: - устойчиво сложившиеся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества - непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, ко- торая реализуется в функционировании государства - направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение це- лей, встающих на каждом историческом этапе -особые формы реализации функций государства( правовые и организационные), обуслов- ленные применением специфических методов управления, в том числе властно-принуди- тельных. Классификация функций государства. Классификация функций государства по формам деятельности, основанная на принципе разделения властей. Соответственно эти функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные(правоохранительные). Данная классификация отражает меха- низм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, сово- купностью государственных органов, принадлежащих к одной из ветвей власти – законода- тельной, исполнительной и судебной. По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и вре- менные. Первые выполняются в теение длительного времени и чаще всего присущи госу- дарству на многих стадиях его существования, вторые – обусловлены спецификой обще- ственного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утра- чивают значение По значимости – главные и производные. К главным относятся функции, имеющие приори- тетное значение на том или ином этапе(экономическая, социальная. Экологическая функции. Производные – функции сопутствующего или обслуживающего характера, например функ- ция финансового контроля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к эконо- мической, социальной функциям, а также функции обеспечения законности и правопорядка. Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на внешние и внутренние. Внутренние функции характерезуют цели и задачи государства вну- три данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Они связаны между собой, действуют в определен- ном единстве, дополняя друг друга. Общие функции: Экономическая( обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэко- номич. Связей и прочее), политическая( направлена на обеспечение государственной и об- щественной безопасности, социального и национального согласия. Подавление сопротивле- ния противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета от внешнего посягательства и тп), социальная( охрана прав и свобод населения или его чести, осущ. мер по удовлетворе- нию соц потребностей людей, поддержнию необходимого уровня жизни населения обеспече- ние надлежащих условий труда и тд), идеологическая(поддержание опр. Идеологии, в том числе религиозной, организация образования, поддержание науки, культуры идр), экологиче- ская( охрана окр. Среды). Однако большинство ученых различают внутренние и внешние функции поскольку они име- ют различные формы и методы реализации. При этом к внутренним функциям относят поли- тическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения и финансового контроля, правоохранительную, а к внешним – обеспечение интеграции в мировую экономи- ку, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с др странами в различ- ных сферах, в том числе в решении глобальных проблем современности. 29. Формы и методы реализации функций государства. Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобрета- ет деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства и приемы, используемые при функционировании государства. Различают правовые и неправовые формы реализации функций государства. Под правовы- ми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает го- сударство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную также , информационно-техническую, иные виды гос деятельности. Данная классификация не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государ- ства регламентируется нормами права. Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функ- ций государства, согласна которой выделяются правовые и организационные формы. Среди правовых обычно называют законодательную(правотворческую), управленческую(исполни- тельную), судебную(правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связа- ны с изданием правовых актов, а организационные чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществле- нию принятых юридических актов. К организационным форм можно отнести создание кон- кретны гос органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров – специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство статистику идр. Долгое время в ТГП признавались только методы убеждения и принуждения, однако произо- шло усложнение управлением обществом, что требует разнообразия управленческих мето- дов. Следующие группы методов: - метод нормативного правового регулирования, те издание законов, других НПА, регламен- тирующих деятельность и общественные отношения. - метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний, и метод убеждения - метод рекомендаций те ориентация на конкретный вариант поведения или действий, жела- тельных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому ва- рианту, стимулирующий общественно полезную деятельность -метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только част- ных, но и публичных интересов. - методы надзора и контроля. Государство в частности лицензирует отдельные виды пред- принимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует про- дукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие качество. - метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о при- нятых государством решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков итд 30. Законодательная власть: понятие, структура и компетенция. Законодаа тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государствен- ному органу, занимающемуся разработкой законодательства. Законодательная власть осуществляется представительным органом, избираемым населе- нием страны, который решает вопросы в коллегиальном порядке. В разных странах законо- дательный представительный орган имеет разные названия, но его принято обозначать од-
ним термином – парламент. Структура, состав, компетенция парламента регулируются чаще сего конституцией конкретного государства и др актами конституционного законодательства. В большинстве стран парламент состоит из двух палат: верхней и нижней. Нижняя палата формируется, как правило, путем прямых выборов, и депутатов избирают на определенный срок. Существует принцип несовместимости избрания депутатом законодательного органа и работы на гос службе. Это обеспечивает независимость депутатской деятельности и про- фессионализм в законотворчестве. Верхняя палата формируется различным путем: В Великобритании в Палате лордов места переходят по наследству, в др странах верхняя палата создается путем назначения(Италия, Канада, Индия), в ряде стран избирается( США, Бразилия). В некоторых государствах создается однопалатный парламент( Алжир, Ангола). В федеративных государствах верхняя палата представляет интересы субъектов федера- ции. Функции, выполняемые парламентом, разнообразны но главная – законодательная, приня- тие законов по определенной законодательной процедуре. Парламент также осуществляет представительные функции, которые вытекают из его приро- ды как выборного органа народа, призванного выражать интересы всего общества. Парламенту принадлежит учредительная функция, которая позволяет ему непосредственно создавать высшие органы государства. Парламент обладает исключительными бюджетными правами: только ему принадлежит пра- во принятия закона о гос бюджете. Парламент ратифицирует важнейшие международные до- говоры. Контрольная функция, которая выражается в контроле за работой правительства и осуще- ствяется в форме запросов, отчетов, объявления вотума недоверия, контроля за делегиро- ванным законодательством и тд. В отдельных странах парламенту принадлежат судебные полномочия. В Великобритании Су- дебный комитет Палаты лордов выступает высшей суд инстанцией по гражданским делам. Кроме того, парламент обладает квазисудебными полномочиями, например, решает вопрос об импичменте президенту страны. К внутренним органам относятся партийные фракции, объединяющие депутатов, принадле- жащих к одной партии, избирательному объединению или блоку партий. Важную роль в пар- ламенте и его палатах играют постоянные комиссии и комитеты, создаваемые из членов па- латы. Законодательная власть может осуществляться и вне парламента, например путем принятия законов монархом или путем референдума. 31. Исполнительная власть.Понятие,структура,компетенции. Исполнительная власть - разветвленная система государственных органов, многочислен- ных и разнообразных по выполняемым полномочиям. 3 уровня территориальной организации исполнительной власти: 1)Общегосударственная исполнительная власть 2) Исполнительная власть субъекта федерации 3) исполнительная власть органов местного самоуправления Органы : -общей компетенции (президент, правительство , губернатор) -отраслевой ( министерства , ведомства) Что входит в компетенцию: -Подзаконодательное регулирование -осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реа- лизацию государственной политики в различных сферах жизни общества. -административное правоприменение -осуществление политики государства по лицензированию , сертификации, регистрации -административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил -охрана правопорядка,т.е. непосредственное обеспечение безопасности граждан и обще- ства. -информационное обеспечение органов государственной власти Признаки: (на всякий случай) 1)Самостоятельность и независимость 2)Универсальность 3)подзаконность 4)структурированность 5)Организующий характер 6) Строгая иерархичность ( органы исполнительной власти основаны на строгом вертикаль- ном подчинении : вышестоящие органы вправе давать нижестоящим органам обязательные для исполнения указания) 32. Судебная власть.Понятие,структура , система. Судебная власть – деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. -совокупность судебных органов , судебной системы. -определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функ- ций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов. Сфера осуществления судебной власти состоит из двух главных элементов ( форм осуще- ствления судебной власти): 1)Правосудие,под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных дел. 2)Судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль ( административная юстиция) Признаки: -Самостоятельность и независимость, обладание всей полнотой собственной компетенции -Наделение только ей присущими функциями , главными из которых являются правозащит- ная, судебного контроля, толкования права, правовосстановительная, превентивная - Осуществление правосудия в строго определенной законом процессуальной форме. -Осуществления правосудия только судом , выступающим от имени государства -Обладает правом законодательной инициативы -Занимает особое место в системе сдержек и противовесов другим ветвям власти -Судебная практика служит источником права Функции: -Правосудие -Судебный контроль за законностью и обоснованностью принуждения применения мер процессуального -Толкование правовых норм -удостоверение фактов , имеющих юридическое значение -ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |