Во имя правды и справедливости
Принято считать, что тот кит, на котором держится все разумное на земле, – диалектика. Глубочайшее заблуждение. На самом деле никакой диалектики никогда не было, нет и быть не может. Единство и борьба противоположностей не более чем злонамеренная выдумка Аристотеля, Гегеля, Белинского, Маркса, Ленина. То, что они называли диалектикой, всего лишь промежуточное, сумеречное состояние ума, попытка примирить непримиримое, совместить несовместимое. Если диалектика что и отражает, то исключительно состояние житейской смуты, социально-психологических комплексов неполноценности, потери ориентиров конструктивной мысли и целеустремленных действий. Неудивительно, что диалектика стала опорой левоориентированного сознания, исповедующего босяцкий популизм и социальную демагогию. В действительности миром, его прогрессом управляет здравый смысл. Именно он показывает, что основой всякого движения, всякого развития является не единство и борьба противоположностей, завершающаяся взаимным проникновением, или, как было модно это называть, «конвергенцией», а их, этих самых противоположностей, непримиримое столкновение по манихейскому принципу «либо – либо». Никаких переходов из одного состояния в другое не происходит. Такие превращения либо заведомое вранье, либо самообман. Диалектика не признает возрождения Христа именно потому, что в его смерти и воскрешении нет превращения, перехода из одного состояния в другое. Смысл выражения «смертью смерть поправ» в том и состоит, что смерть побеждена смертью же, а не жизнью. Смерть была повержена, побеждена сама собой, погибла сама в себе. Без всяких там единств и борьбы противоположностей. Силы добра и зла накапливают потенциал, обретают упругость вовсе не в борьбе друг с другом. Не борются же воздух с водой, а земля с небом. Условие победы – в преодолении. А суть – в отрицании. Чтобы победить, необходимо направлять энергию не вовне, а внутрь, не на борьбу, а на самосовершенствование. Лев Толстой, перед гением которого склоняется весь мир, призывал не противиться злу насилием, а стремиться к победе над ним за счет самосовершенствования. За это наши доморощенные диалектики, считавшие, что «добро должно быть с кулаками», с «Аврорами», «Катюшами» и прочей смертоносной стратегической и тактической атрибутикой «добра», обозвали Л. Толстого «непротивленцем». Но где сегодня изможденные борьбой со злом диалектики и где «непротивленец» Толстой?! Добро не должно вести изнурительной и бессмысленной борьбы со злом. Оно должно подниматься, набирать вес на собственных дрожжах. Тогда его будет становиться все больше и больше, оно заполнит собой все пространство, просто вытеснит зло за пределы житейской квашни. И наоборот, чем активнее зло проявляет себя, тем оно быстрее погибает. Именно в его собственной активности источник самоликвидации зла. (Надеюсь, хотя бы умеренно интеллигентные читатели понимают, что речь идет не о бандитах с большой дороги, варварах и вероломных агрессорах, а о духовной, нравственной стороне дела). К чему это я, однако? А все к тому, что приверженность диалектике стала первопричиной многих бед, которые постигли человечество. Причем самых масштабных, острых и глубоких. Одна из последних таких бед, переживаемых на наших глазах и с нашим непосредственным участием, – демократия. Диалектика – идейная основа, интеллектуальное горючее демократии. Диалектика, ее понятия и категории навязывают человеческому сознанию, обществу наркотическую тягу к постоянному поиску альтернативы, в котором «нет» не означает категорического отрицания, а «да» – безусловного утверждения. В результате получается шизофренический коктейль: «да, но вместе с тем...» «нет, хотя с другой стороны...». Выбор по логическим и математическим законам демократии консервирует неопределенность, нечеткость, неясность. Поэтому демократия – самая недееспособная власть, демократическое диалектическое сознание в жизни и в политике в конечном итоге всегда ведет в тупик. Нельзя постоянно жить в состоянии выбора. Надо когда-то его сделать и действовать в соответствии с логикой победы, отметая действия и аргументы, противоречащие этой логике. Но ведь просуществовала же демократия не одно столетие? Сколько конкретных достижений на ее счетах! Значит был в ней какой-то позитивный смысл. Конечно же был, но, как говорится, весь вышел. Демократия долгое время была сопутствующим интеллектуально-психологическим антуражем для целого ряда технологических революций – промышленных, экономических, информационных, научных и прочих, прочих, прочих. Душевное состояние людей не поспевало за творениями их же пытливого, раскованного разума. Нужны были исторические «заминки», компенсирующие быстрые темпы и высокое напряжение качественных социально-политических и научно-технических революций. На преодоление этих «заминок» ушло несколько сот лет. Последняя из «заминок» завершилась разрешением так называемого исторического спора двух мировых систем – социализма и капитализма. То есть между идейно-политической абстракцией, порожденной болезненным диалектическим сознанием, и капитализмом, воплощением сурового, временами даже жестокого, здравомыслия. Хрестоматийно знаменитые диалектические витки исторической спирали в результате разрешения этого спора вдруг обернулись лентой Мёбиуса, где с чего ни начни, тем и закончишь – собственность, капитализация, производство, рынок, товар, деньги, прибыль. Выбирать, собственно, стало нечего. Надо исполнять. Демократия с диалектикой для этого не приспособлены. Но мы этого не поняли и пустились вдогонку за демократией с опозданием, когда бежать нужно было уже в совершенно другую сторону. Особенно обидно, что мы сделали это, не будучи ни к демократии, ни к диалектике ни по природе, ни по рождению предрасположены. Во-первых, исторически, по всем временным и качественным параметрам, включая духовные и нравственные, русский человек отличается природным здравомыслием. Мы сильны и удовлетворены только тогда, когда все четко и ясно: вот «добро», вот «зло», вот «тьма», вот «свет», вот «царь», вот «народ», вот «бог», вот «порог». Переходные состояния, единство и борьба противоположностей – не для русского человека. Мы крепчаем, когда делаем выбор лишь между жизнью и смертью. Любой другой выбор нас расслабляет, деморализует. Во-вторых, диалектика и демократия пришли на нашу российскую землю, когда они уже исчерпали свой функциональный ресурс. На Западе, на родине диалектики и демократии, обе эти категории сохраняются как предмет национальной гордости, памятник общественно-политической мысли и культуры. Наконец, как декоративный антураж в угоду консервативному потенциалу массового сознания. На самом деле на Западе уже давно ничто не решается в диалектически-демократическом режиме. Жизнью правит сила воли, сила власти, сокрушительная мощь оружия и магическая сила денег. А всякие там выборы, парламенты, референдумы – маскарадная мишура, ярмарочные аттракционы для почтенной, но наивной публики. В действительности Запад развивается в направлении имперского авторитаризма, не имеющего ничего общего с диалектическим мышлением и демократическим жизнеустройством. Мы же в России, исторически и по духу ближе всего стоящие к идее имперского авторитаризма, вместо того чтобы быть впереди, оказались в хвосте. И это попятное состояние может оказаться навсегдашним, если мы самым решительным образом не покончим с диалектикой и демократией. Тем более что для этого и нужно-то всего ничего – отказаться от выбора и выборов, которых от нас все равно никто не ждет, никто не требует. Да и нужды в них, как мы убедились на собственном опыте, никакой нет. Один из наших отечественных провидцев и мудрецов, отличающийся особым природным здравомыслием, Николай Бердяев еще в 1923 году писал: «Демократия провозгласила свободу выбора, но нельзя долго задерживаться на этой свободе, нужно ею воспользоваться, нужно сделать выбор правды, подчиниться какой то истине. А это выводит за пределы демократии. Единственным оправданием демократии будет то, что она себя преодолевает. В этом будет её правда. Современные демократии явно вырождаются и никого уже не привлекают. Веры в спасительность демократии уже нет...» Мы должны, наконец, понять, что демократия, как и всякая другая общественно-политическая идея или явление, несет в себе не диалектические гены борьбы и единства противоположностей, а зародыш самоликвидации, который обязательно начинает активно проявляться, как только пробьет роковой час. Для диалектики и демократии этот роковой час пробил. Выбирать отныне стало нечего и, следовательно, некого. Поэтому сегодня самой главной графой избирательных бюллетеней становится графа «против всех». Ведь в диалектически-демократическую политику ломятся сплошь непрофессионалы, заурядные люди, в большинстве случаев не заслуживающие ни уважения, ни доверия. Тех, кто питается падалью, не уважают нигде, никто и никогда. Нынешние российские власти стараются не замечать, что протестный потенциал российского общества, причем в его самых развитых и интеллектуальных центрах, стремительно растет. Некоторым кажется, скорее они надеются, что высокий рейтинг президента нейтрализует антидемократические настроения российского общества и спасет власть от «протестантов». Призрачные, напрасные надежды. Высокий рейтинг президента – это лицевая сторона медали, у которой на оборотной отчеканено «против всех». Авторитет личности на фоне абсолютной дискредитации демократических органов власти и управления не может вести никуда, кроме как к «имперскому авторитаризму». Популярность президента и нарастающие антидемократические протестные настроения неизбежно сойдутся в одной точке. Это подсказывает нам всемогущий здравый смысл – величайший провидец на свете.
«Я знаю, who is Putin & что есть Россия», стр. 3-8, Москва, 2005.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |