Морфогенез мозга: созревание коры (основные процессы)
Морфологическое созревание (морфогенез) мозга определяется размерами и различиями по клеточному составу как целого мозга, так и отдельных его структур. Кроме этого, оценивается способ организации различных частей мозга, нейронных ансамблей и нейронов, а также характер взаимосвязи между ними. В качестве функциональных критериев развития мозга выделяют биоэлектрические, рефлекторные и собственно поведенческие показатели. 1. Мозг достигает морфолог. зрелости в целом к 18-20 годам жизни. Максим. увеличение веса мозга приходится на 1ые годы ж., увеличение веса замедляется в 7-8 лет, и макс. вес у муж. в 19-20 лет. у жен. — в 16-18 лет. Вес ГМ новорожденного -примерно 30 % от веса взрослого, к 2г — 70 % и к 6г — 90%. 2. Существуют пики макс. готовности разных мозговых структур к работе. 3. Развитие различных областей мозга происходит неравномерно. наиболее рано- зоны, относятся к работе анализаторных систем, позднее и постепенное созревание структуры, обеспечивает связи м\у анализаторами. Наиболее медл.- лобные отделы, функцией которых является произвольная регуляция всех видов псих. деятельности. 4.Принцип гетерохронного развития можно наблюдать и в формировании различных анализаторных систем, кот. в целом созревают раньше, чем ассоциативные зоны мозга. 5. Для норм. псих. развития в разные возрастные периоды н-мо полноценное совместное функционирование разных зон мозга, формирующее его интегративную активность, и необходимой базисной предпосылкой для этого является морфологическая зрелость соответствующих отделов НС.
11.Структурно-функциональная модель работы мозга А.Р.Лурия. 1-ый блок мозга.Энергетический блок регуляции тонуса и бодрствования. Структура блока: ствол мозга; лимбическая система (таламус, гипофиз, гипоталамус); диэнцефальные ядра (подкорковые ядра). Функции:1. основная- активация БП-й - поддержание бодрствования. 2. модально неспецифическая память - эпизодическая, личностная, память на события. 3. обеспечение базальных эмоций - страх, удовольствие. Отрицательных центров больше, чем положительных. 4. функция поддержания жизни в организме. 5.регулятор (инстинктивных) генетически-закрепленных форм поведения, поведение в ситуации стресса, аффекта, половое поведение. 6. регуляция мышечного тонуса. 2-ой блок.Блок приема, переработки и хранения информации - извне от рецепторов, органов чувств, а также от проприоцепторов - изнутри. Повреждение органов - работа 2 блока мозга. Проприоцепторы - отвечают за положение частей тела, о состоянии мышц. Функция - обработка информации. Поля 2го блока мозга делятся на: 1. первичные поля - первичная обработка импульсов, которые приходят от анализатора, непосредственно от рецептора. При разрушении первичных полей наступает корковая слепота. 2. Вторичные – дальнейшая обработка инф-ции: форма, глубина, анализ. При разрушении - агнозия, апраксия - нарушение предметности восприятия. 3. Третичные - ассоциативные - синтез информации. 3-ий блок. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием псих. деят. Функции: обеспечиваетт серию движений (письмо), Плавное переключение с одного действия на др.Целеполагание, контроль за всеми функциями псих. деят.
Функционалгенез мозга. Дифференциация систем мозг. коры происходит постепенно, и это приводит к неравномерному созреванию отдельных мозг. структур, входящих в 2 функциональных блока мозга. При рождении у ребенка почти полностью сформированы подкорк. образования и близким к завершению является созревание проекционных областей мозга, в кот. заканчиваются нервные волокна, идущие от рецепторов, относящихся к разным органам чувств, и берут начало моторные проводящие пути. Указанные области выступают материальным субстратом всех трех блоков мозга. Но среди них наибольшего уровня зрелости достигают стр-ры 1го блока мозга (блока регуляции активности мозга). Во 2м (блоке приема, переработки и хранении инф-и) и 3м (блоке программирования, регуляции и контроля д-ти) блоках наиболее зрелыми оказываются только те фрагменты коры, которые относятся к первичным полям, осуществляющим прием информации (2-й блок) и выступающим выходными воротами двигат. импульсов (3-й блок) (Лурия А. Р., 1973). Др. зоны коры к этому времени не достигают еще достаточного уровня зрелости. от 2 до 5 лет идет активное созревание вторичных, ассоциативных полей мозга. Эти структуры обеспечивают процессы перцепции в пределах отд. модальностей и выполнение послед-ти действий. Т.о., каждый из трех функциональных блоков мозга достигает полной зрелости в разные сроки и созревание идет в последовательности от первого к третьему блоку. Это путь снизу вверх — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых структур к первичным полям, от первичных полей к ассоциативным. Повреждение при формировании какого-либо из этих уровней может приводить к отклонениям в созревании следующего в силу отсутствия стимулирующих воздействий от нижележащего поврежденного уровня.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (635)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |