Педагогическая диагностика. Диагностика личности
Диагностика – это научная система о принципах и методах распознавания в многообразном единичного, выделение этих единичных явлений в определенный класс проблемных ситуаций. Акмеологическая диагностика – в теоретико-методологическом смысле – особый вид комплексного, междисциплинарного, интегративного познания, находящегося между подлинным знанием и сущности особенностей процесса личностно-профессионального развития человека и распознаванием единичных явлений и проблемных ситуаций в этом процессе. Диагностические показатели – это такие объективные и субъективные характеристики изучаемого объекта, которые являются его операциональной моделью, строящейся на базе концепции и методологических принципов, и раскрывающиеся через признаки-индикаторы (т. е. переменные величины). Как правило, диагностический показатель выражен дихотомичной оценкой (больше – меньше и т. п.) или уровневой (высокий, средний, низкий). Под педагогической диагностикой понимает сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. Наиболее важным элементом диагностической деятельности педагога выступает педагогический диагноз. Педагогический диагноз – заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые может быть направлено педагогическое воздействие, или которые могут быть исследованы в воспитательных целях, а также о педагогически значимых факторах, оказывающих влияние на воспитанников. Он должен содержать: а) описание действий, состояний, отношений объекта воспитания в педагогических и психологических понятиях; б) их объяснение на основе педагогической и психологической теории; в) прогноз развития событий в данной ситуации и в будущем; г) аргументированную педагогическую оценку имеющих место и прогнозируемых фактов; д) заключение о педагогической целесообразности принимаемого решения. Основные объекты педагогической диагностики: а) воспитанность и сформированность интегративных качеств личности; б) поведение и деятельность воспитуемых; в) воспитательное влияние в зоне социального окружения; г) возможности и особенности семейного, общешкольного, группового коллективов, их педагогическая характеристика; д) содержание и эффективность школьной деятельности. Теоретико-методологические положения:(А.С. Макаренко) - во-первых, диагностика должна учитывать главную цель воспитания - преобразование личности с учетом ее индивидуальных и общественных интересов; - во-вторых, диагностика является педологическим направлением, изучающим особенности развития ребенка, в основе которого - разнообразные методы рефлексологии, психологии, экспериментальной психологии и других наук; - в-третьих, результаты диагностического изучения воспитанника должны незамедлительно реализовываться в практической деятельности воспитателя; - в-четвертых, диагностическое знание - результат не отвлеченного и безразличного изучения личности, а необходимое условие совместной воспитательной работы воспитателя и воспитанника; - в-пятых, диагностика поведения основывается на системном подходе, так как диапазон применяемых ею методов зависит от особенностей личности, времени, цели и других обстоятельств. Предмет педагогической диагностики - развивающаяся личность дошкольника, младшего школьника, подростка и старшеклассника. Поэтому каждый, кто хочет овладеть теорией и практикой профессионально-диагностической деятельности, должен хорошо знать предмет педагогической диагностики, т.е. разбираться в современной трактовке понятия личность, в основных положениях теории развития личности и в возрастных особенностях становления личности школьника. В философско-социологических науках личность – относительно устойчивая целостная структура, формирующаяся в процессе человеческой деятельности. На этом уровне анализа выделяются общие тенденции развития личности в обществе. Выделяют основные направления анализа личности учащегося в педагогике. 1. Воспитание личности в детском возрасте — это целостный процесс. Целостность процесса формирования личности школьника обеспечивается реализацией функций (свойств) воспитания: стимулирующей, соответствием деятельности, в которую вовлекаются учащиеся, общественно ценной деятельности человека; целостностью компонентов процесса воспитания. 2. Развивающий, воспитывающий потенциал обучения в формировании личности 3. Общение школьника как процесс становления субъекта общения. Поведение школьника как субъекта общения определяют социальные установки. Одна из самых важных социальных установок школьника как субъекта общения — «образ Я» (А.В. Мудрик). 4. Самовоспитание личности школьника. Самовоспитание определяется активностью личности, направленной на собственное формирование и совершенствование (А.А. Арет, 5. Преодоление отклонений в развитии и поведении личности. Направленность и активность личности, отношение к ведущим деятельностям, индивидуально-психологические особенности и качества — основные критерии трудновоспитуемости детей и подростков (М.А. Алемаскин,
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1030)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |