Особенности воспитательных технологий
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить: 1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса. 2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств. Термин “технология” появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и “логия” - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. Воспитательные технологии– это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты: · диагностирование; · целеполагание; · проектирование; · конструирование; · организационно-деятельностный компонент; · контрольно-управленческий компонент. Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить: научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта. Существует множество классификаций технологий воспитания. 1. По научной концепции: - деятельностные; - поведенческие; - интериоризаторские, - нейролингвистического программирования. 2. По философской основе: - гуманистические, - материалистические; - прагматические; - антропософские. 3. По категории объекта: - коллективные; - индивидуальные; - групповые; - массовые. Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ. В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий, которые используются педагогами в школе: · шоу-технологии; · технология обучения; · технология “Коллаж”; · диалоговые технологии; · технология педагогического общения; · технология педагогики сотрудничества; · модель трудового воспитания А.А. Католикова; · технология “Экология и диалектика” Л.В.Тарасова; · технология педагогического разрешения конфликта; · информационно-коммуникационная технология (ИКТ); · технология предъявления педагогического требования; · технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова; · технология педагогической оценки поведения и поступков детей; · авторская модель “Русская школа” (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина); · технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского; · технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко); · технологии воспитания на основе системного подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова); · технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, Н.П.Капустин); · технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой); · технологии личностно-ориентированного обучения: гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания; · многочисленные здоровьесберегающие технологии (по классификации, предложенной Н.К.Смирновым): медико-гигиенические технологии (МГТ), физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ), экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Профессиональное овладение педагогическими технологиями даст педагогу возможность так организовать педагогическое воздействие, что ребенок из позиции объекта перейдёт в позицию субъекта. Подробнее остановимся на воспитательных технологиях, которые я чаще всего использую в своей практике. Технологический подход к организации воспитания в условиях современной школы, необходимость разработки новых развивающих технологий является одной из наиболее острых проблем отечественной педагогики. Воспитательная технология, используемая в процессе культурного развития учащихся, должна внести свой вклад в формирование отношенческих позиций, социальных и нравственных качеств, необходимых на данном этапе развития общества. Не умаляя роли учителя, следует подчеркнуть важнейшее значение использования педагогических технологий в личностном становлении современного школьника. Использование воспитательных технологий должно учитывать существенные характеристики современной трактовки этого понятия: * разработка под конкретный замысел; в основе лежат определенные философские идеи, ценностные ориентации автора; * целевая установка как конкретно ожидаемый результат «выстраивает» технологическую цепочку действий, операций, коммуникаций; * взаимосвязь деятельности педагога и учеников с учетом индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческого, технического потенциала, включения диалога; * любой учитель должен ориентироваться в поэтапном планировании и последовательном воплощении элементов технологии, что, в частности, гарантирует достижение планируемых результатов; * диагностические процедуры - органическая часть технологии, включающая критерии, показатели и инструментарий измерения результатов работы.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (616)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |