Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки)
Проявление агрессии в детском возрасте является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога должны стать психикоррекционная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но, как определить это «более» или «менее»? Ответ на этот вопрос невозможен без достаточно точного определения понятий «агрессии» и «агрессивности». Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда отдельных смыслов. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для « защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ар-дри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Мал-лер, Дуб, Доллард). Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъективных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерноераз-витие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и'неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый — мотивациониая агрессия как самоценность, второй — инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия, как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия* и «враждебность» и определил последнюю как «... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций: 1. физическая агрессия — использование физической силы против другого лица; 2. косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; 3. раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); 4. негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; 5. обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; 6. подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; 7. вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); 8."чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет»-. Вопросник«Басса-Дарки» 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим (да-нет). 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю (да-нет). 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь (да-нет). 4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню (да-нет). 5. Я не всегда получаю то, что мне положено (да-нет). 6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной (да-нет). 7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать (да-нет). 8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести (да-нет). 9. Мне кажется, что я не способен ударить человека (да-нет). 10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами (да-нет). 11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам (да-«ет). 12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его (да-нет). 13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами (да-нет). 14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал (да-нет). 15. Я часто бываю несогласен с людьми (да-нет). 16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь (да-нет). 17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему (да-нет). 18. Когда я раздражен, я хлопаю дверями (да-нет). • 19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется (да-нет). 20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор (да-нет). 21. Меня огорчает моя судьба (да-нет). 22. Я думаю, что многие люди не любят меня (да-нет). 23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной (да-нет). 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины (да-нет). 25. Тот, кто оскорбляет меня1 и мою семью, напрашивается на драку (да-нет). 26. Я не способен на грубые шутки (да-нет). 27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются (да-нет). 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались (да-нет). 29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится (да-нет). 30. Многие люди завидуют мне (да-нет). 31. Я требую, чтобы люди уважали меня (да-нет). 32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей (да-нет). 33. Люди, которые изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» (да-нет). 34. Я никогда не бываю мрачен от злости (да-нет). 35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь (да-нет). 36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания (да-нет). 37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть (да-нет). 38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются (да-нет). 39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям (да-нет). 40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены (да-нет). 41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня (да-нет). 42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь (да-нет). 43. Иногда люди раздражают меня одним свои присутствием (да-нет). 44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел ; (да-нет). 45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам» (да-нет). 46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что яо нем думаю (да-нет), г 47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею (да-нет). 48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь (да-нет). 49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева (да-нет). 50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться (да-нет). 51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать (да-нет). 52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня (да-нет). 53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ (да-нет). 54. Неудачи огорчают меня (да-нет). 55. Я дерусь не реже и не чаще других (да-нет). 56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее (да-нет). 57. Иногда я чувствую, что готов первым начать.драку (да-нет). 58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо (да-нет). 59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю (да-нет). 60. Я ругаюсь только со злости (да-нет). 61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть (да-нет). 62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее (да-нет). 63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу (да-нет). 64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся (да-нет). 65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить (да-нет). 66. Я не умею поставить человека на место, даже если оп того заслуживает (да-нет). 67. Я часто думаю, что жил неправильно (да-нет). 68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки (да-нет). 69. Я не огорчаюсь из-за мелочей (да-нет). 70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня (да-нет). гээ 71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение (да-нет). 72. В последнее время я стал занудой (да-нет). 73. В споре я часто повышаю голос (да-нет). 74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение клюдям (да-нет). 75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить (да-нет). При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами: 1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. 2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения на ответ на вопрос. Ответ оценивается по восьми шкалам следующим образом: 1. Физическая агрессия: «да» = 1,«нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68«нет» = 1, «да» = 0: 9,17 2. Косвенная агрессия: «да» = 1, «нет» =*0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63«нет» = 1, «да» = 0: 26, 49 3. Раздражение: «да» = 1,«нет» = 0: 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72«нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69 4. Негативизм: «да» = 1,«нет» = 0:4,12,20,28 «нет» = 1, «да» * 0: 36 5. Обида: «да» = 1,«нет» = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58 6. Подозрительность: «да» = 1,«нет» = 0: 6,14, 22, 30, 38, 45, 52, 59«нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75 7. Вербальная агрессия: «да» = U «нет» - 0: 7,15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73«нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75 8. Чувство вины: «да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 Индекс враждебности включает в себя 5 иб шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности — 6,5 — 7± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. 5.4. Проективная методика Рене Жиля •«Межличностные отношенияребенка» Для исследования сферы межличностных отношении ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Простота и схематичность, отличающие методику Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных. 1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.о 2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, осторожность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Все авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. ключ
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (491)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |