Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
Конституция РФ провозглашает: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3). Демократия как основа конституционного строя предполагает осуществление народом своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления(ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). Непосредственная демократия в системе местного самоуправления представляет собой прямое участие граждан в обсуждении, выработке и принятии решений по вопросам местного значения, а также контроля за проведением этих решений в жизнь. Самоуправление должно интерпретироваться в контексте свободы и демократии. Тенденция к самоуправлению в современных обществах выражена в принципах народного суверенитета и правилах большинства, являющихся основополагающими началами демократического принятия решений, демократического правления. Значимость непосредственной демократии для системы местного самоуправления определяется и тем, что «сообществу, состоящему из нескольких сотен или нескольких тысяч человек, организоваться на базе прямого участия гораздо легче, чем стране, в которой живут несколько миллионов жителей, или империи, где их сотни миллионов». В организации местного самоуправления наиболее ярко выражается идея приближения власти к народу. Единство непосредственной демократии и самоуправления видится в том, что оба института — разновидности народовластия, предполагающие участие граждан в обсуждении, принятии решений по вопросам местного значения. У них общая цель, состоящая в постепенном переходе к более широкому и эффективному участию граждан в самоуправлении. Различие непосредственной демократии и местного самоуправления заключается в том, что самоуправление — это прежде всего свойство (качество) местного сообщества решать вопросы местного значения. Оно реализуется «как через выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ'' от 01.01.01 г., с уставами муниципальных образований, так и через другие органы, создаваемые на основании уставов муниципальных образований, через территориальное общественное самоуправление и институты непосредственной демократии. Следовательно, непосредственная демократия выступает частью организационного механизма, который обеспечивает реализацию этого свойства, заключающее в себе систему форм и способов прямого участия граждан в местном самоуправлении. Иными словами, местное самоуправление и непосредственная демократия соотносятся как свойство и формы его реализации. Местное самоуправление, представляя собой органическое соединение представительной и непосредственной демократии, шире по формам, возможностям осуществления, чем непосредственная демократия. Непосредственную демократию можно представить в виде системы, имеющей три уровня: базовые ценности,составляющие содержание, суть непосредственной демократии; механизм реализации и достижения ценностей демократии;конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение. Итак, непосредственная демократия как механизм управления представляет собой совокупность институтов, процедур выработки решений, обеспечивающих функционирование всей системы местного самоуправления в соответствии с ценностями демократии, создающих возможность учета мнения местного сообщества по вопросам местной жизни. Непосредственную демократию можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. В системе местного самоуправления непосредственную демократию в объективном смысле характеризует совокупностьправовых норм , составляющих генеральный институт конституционного права Российской Федерации и регулирующих формы прямого волеизъявления членов местного сообщества при осуществлении местного самоуправления.Непосредственная демократия в субъективном смысле — это право гражданина путем прямого волеизъявления принимать участие в осуществлении местного самоуправления. Право на участие в местном самоуправлении посредством прямого волеизъявления членов местного сообщества реализуется через группу муниципальных прав публичного характера.
4. Конституционные основы государственной власти и управления в России
Конституционные основы государственной власти и государственного управления — те базовые принципы, на которых основаны государственная власть и государственное управление в России. Особенность данных принципов в том, что они закреплены в документе высшей юридической силы — Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Закрепление этих принципов в Конституции обеспечивает их: - главенство (не может быть принят закон, иной нормативный акт, противоречащий принципам); - длительность действия (конституция обычно — документ длительного действия); - стабильность (нынешнюю Конституцию в части основ конституционного строя практически невозможно изменить, что делает эти принципы очень устойчивыми и стабильными). Конституция РФ закрепляет следующие основополагающиепринципыгосударственной власти и управления: - республиканскую форму правления - государство может быть только республикой, исключено учреждение должности монарха и монархического правления как в России в целом, так и в ее отдельных частях; - принадлежность власти народу, признание народа единственным источником власти (т.е. ни один человек, ни одна партия не может присвоить власть, провозгласить себя источником власти); - осуществление власти народом непосредственно или через органы госвласти. Это значит, что: - народ может осуществлять свою власть или путем голосования (на выборах, референдуме), или через своих представителей в выборных или назначаемых органах власти; - власть может осуществляться только через официально установленные органы власти — ее нельзя осуществлять через какие-либо органы, учрежденные неправовым путем (например, через самопровозглашенный реввоенсовет или какой-либо личностью от собственного имени; - разделение государственной власти на 3 ветви — законодательную, исполнительную и судебную (это значит, что власть нельзя концентрировать в одних руках - невозможно, чтобы один и тот же орган принимал законы, исполнял их и судил (что было в средние века)); - разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Для этого Конституция РФ закрепляет: • вопросы исключительного ведения Российской Федерации; • вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ; • все иные вопросы — в ведении субъектов РФ; - самостоятельность местного самоуправления. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; - право граждан России участвовать в управлении государством, т.е. право избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также иметь равный доступ к государственной службе; - право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в органы государственной власти и местного самоуправления; - право граждан обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: 1. Президент Российской Федерации; 2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); 3. Правительство Российской Федерации; 4. Суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Местное самоуправление в систему органов государственной власти не входит. На практике реализацию предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектамиопределяют правовые отношения между различными субъектами — участниками в федеративном государстве. В них участвуют все органы власти по всей вертикали государственной системы. Доминирующее положение в этой системе занимают исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации и ее субъектов, основные принципы законодательных и исполнительных функций субъектов федерации при исключительной законодательной юрисдикции федеральныхорганов власти. Вместе с тем верховенство — это не право командовать, а право осуществлять общегосударственные функции от имени всех и отвечая перед всеми. При этом очевиден вспомогательный характер полномочий субъектов федерации, их функционирование на уже определенных законодателем «правилах игры». Важное значение имеет рамочное законодательство федерации, на основе которого осуществляется законотворчество ее субъектов. Общие принципы законодательства и формирования органов власти определяет федерация. Остаточное законодательство — это сфера деятельности субъектов федерации. Уточним понятия, которые используются в теме по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: Предмет ведения— конституционно закрепленная сфера общественных отношений, правовое регулирование которой осуществляют соответствующие органы государственной власти федерации и ее субъектов. Компетенция— включает в себя функции(направления, сферы деятельности) и конкретные властные полномочия (права и обязанности), закрепленные нормативными правовыми актами за органом государственной власти. Полномочия— юридически закрепленные за органом государственной власти (должностным лицом, выполняющим управленческие функции) права и обязанностипринимать правовые акты и осуществлять иные властные действия, направленные на решение конкретных задач и выполнение функций этого органа. Является составной частью компетенции соответствующего органа. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами – конституционное закрепление сфер общественных отношений за органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. В. 3.2. Статус Президента РФ и его полномочия[1] Согласно Конституции РФ Президент РФ - глава государства. Основные функции Президента РФ: • выступать гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; • принимать конституционные меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; • обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти; • определять основные направления внутренней и внешней политики государства; • представлять РФ внутри страны и в международных отношениях. Важнейшая функция Президента РФ — гарантировать соблюдение Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, которая осуществляется путем: - обеспечения положения, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции; - обнаружения неконституционности действий каких-либо органов власти и обращения к ним с требованием привести свои акты в соответствие с Конституцией РФ; - принятия мер по борьбе с преступностью; - принятия иных законных мер по защите прав и свобод личности. Важнейший элемент статуса Президента РФ — право личной неприкосновенности: • Президент РФ не может быть подвергнут уголовному и другому преследованию во время осуществления им своих полномочий; • обладает дипломатическим иммунитетом при поездках за границу; • его жизнь и деятельность охраняются законом. Президент РФ обладает как общими, так и специальными полномочиями. Общими называются полномочия, которые: § не нуждаются в специальной регламентации; § следуют из статуса главы государства. К таким полномочиям относятся: • назначение выборов Госдумы; • роспуск в предусмотренных законом случаях Госдумы; • назначение референдума в соответствии с законом; • право законодательной инициативы; • подписание федеральных законов; • обращение к парламенту с ежегодными посланиями. Общие полномочия в сфере внешней политики, обороны и безопасности. гражданства, наград, помилования: • осуществление руководства внешней политикой; • подписание международных договоров и ратификационных грамот; • принятие верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов; • введение в соответствии с Конституцией РФ военного или чрезвычайного положения; •решение вопросов гражданства и предоставление политического убежища; •осуществление помилования; • награждение государственными наградами РФ; • присвоение почетных, высших военных и специальных званий. Специальные полномочия Президента РФ — это полномочия, прямо указанные в Конституции РФ в качестве таковых. К специальным полномочиям относятся: • назначение с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ; • право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; • принятие решения об отставке Правительства РФ; • представление Госдуме кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановка перед Госдумой вопроса о его освобождении от этой должности; • назначение на должность по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров, также их освобождение от должности; • представление Совету Федерации кандидатуры Генерального прокурора РФ, судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов; • назначение на должность судей федеральных судов; • формирование Совета безопасности РФ и руководство его деятельностью; • формирование Администрации Президента РФ; • утверждение военной доктрины; • назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил РФ, • назначение и освобождение Полномочных представителей Президента РФ; • назначение и отзыв после консультаций с комитетами и комиссиями парламента дипломатических представителей РФ в международных организациях и иностранных государствах. Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Президента РФ - 4 года. Возможно повторное избрание. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РФ более, чем на два срока подряд. Ограничение президентского срока — важное демократическое завоевание, препятствующее узурпации власти одним лицом или группой лиц. В большинстве демократических государств президент избирается на 4- или 5-летний срок и не более чем на два срока. Конституционные требования к кандидату в Президенты РФ: • наличие гражданства РФ; • достижение 35-летнего возраста; • постоянное проживание в РФ в течение последних 10 лет. Из мировой практики известны более серьезные ограничения (например, требование гражданства по рождению; языковые, образовательные, национальные и другие барьеры). Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также, в случае если ко дню истечения 4 лет назначены повторные выборы — на 30-й день со дня опубликования общих результатов выборов. Исполнение обязанностей начинается с момента принесения присяги, текст которой утвержден Конституцией РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке на совместном заседании палат Федерального Собрания в присутствии судей Конституционного Суда РФ. С этого момента прекращаются полномочия предыдущего главы государства. Общее основание прекращения обязанностей Президента РФ - истечение конституционного срока полномочий - 4 или 8 лет (при повторном избрании). Момент прекращения полномочий - принесение присяги следующим главой государства. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, в соответствии с Федеральным законом "О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" от 12.02.2001 № 12-ФЗ имеет право: • на социальное обеспечение;• медицинское обслуживание;• пользование транспортом и связью, жилым помещением;• штат помощников. Бывший Президент РФ не может быть привлечен к юридической, в том числе уголовной, ответственности за деяния, совершенные в период осуществления им функций президента, кроме тяжких преступлений. После смерти Президента РФ члены его семьи находятся под защитой государства. Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения президентских полномочий в случаях: • отставки;• стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья; • отрешения от должности. В случае отставки Президент РФ представляет парламенту соответствующее заявление. Процедура прекращения полномочий по состоянию здоровья в настоящее время законодательно не урегулирована. Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности за совершения преступления, именуемая в международной практикепроцедурой импичмента. Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты три безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента президента — в 1865, 1974 и 1999 гг.). В РФ дважды предпринимались также безрезультатные попытки импичмента - в 1993 и 1999 гг. В 2004 г. подвергся импичменту и был досрочно смещен с поста президент Литвы. Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии: • выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ — начало процедуры; • заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ; • отрешение президента от должности Советом Федерации. Содержание стадий: • обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; • Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ ~ о соблюдении порядка выдвижения обвинения; • Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов — 2/3 голосов от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения; импичмент считается отклоненным, если решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета Федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения. В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномочий по любому основанию исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы. Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок. Президент РФ издает акты следующих видов: указы; распоряжения.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1548)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |