СТАТУСНЫЕ СИМВОЛЫ И ОДЕЖДЫ
Оказывается, статус можно рассматривать в качестве элемента не только социальной структуры общества, но и культуры. Тогда статус как культурный феномен обставляется соответствующими его рангу почестями, символами, знаками и атрибутикой. Чем выше ранг, тем больше почестей и ярче отличительные знаки статуса. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, предписывает ему обладание определенными правами и обязанностями, требует адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, т.е. психологического отождествления себя со своим статусом. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Военные носят специальную униформу, которая выделяет их из массы гражданского населения. Но и среди воинского контингента существуют знаки различия, которые определяются иерархией воинских званий. У рядового, майора, генерала различные нагрудные знаки, погоны, головные уборы, цвет и форма одежды. Статусные символы— внешние знаки отличия социального ранга. Это могут быть одежда, речь, прическа, жесты, головной убор, домашняя утварь и мебель, а также многое другое. «Мигалка» на крыше персонального автомобиля — очень мощный статусный символ. Мобильный телефон поначалу выступал статусным символом преуспевающего бизнесмена, а затем стал необходимым средством связи среднего класса во всем мире. Часы «Ро-лекс» — статусный символ для банкира средней руки, а личный зоопарк — для губернатора. Rolex — великий брэнд, который у многих вызывает смешанные чувства. С одной стороны, это культовые часы, а золотой Rolex — символ успеха, но с другой — Rolex носит тот, кто разбогател совсем недавно, это первые часы богатого человека. Быть богатым или хотя бы казаться богатым хотят многие. Поэтому ни одни часы в мире не подделывают так неутомимо, как Rolex. И эти подделки — не просто дешевые копии. «Липовый» Rolex бывает золотым с бриллиантами, с качественным механизмом. На Манхэт-тене такие часы обойдутся в 5 тыс. долл. Фальшивые Rolexдаже передают по наследству. Статусные различия определяют, кто должен начинать беседу и кто — ее заканчивать, кто может нарушить личное пространство других и кто — нет, и т.д. «Синие воротнички», т.е. рабочий класс, и «белые воротнички» — рядовые служащие, могут получать одинаковую заработную плату, но при этом по-разному использовать деньги. Рабочие, в отличие от служащих, владеют меньшим числом машин и телевизоров, пьют меньше пива и водки, имеют меньше удобств, покупают мебель по отдельности, а не в наборе и т.д. Социологи отмечают, что уровень образования и престиж профессии сильнее влияют на стиль жизни, чем доход. В России в наиболее отчетливой форме статусные позиции среднего слоя формируются из директоров и главных специалистов предприятий, т.е. управленцев среднего и высшего уровней. Причем высокая статусная позиция представителей этих групп закрепляется путем включения в условия труда, в средства производства многих предметов статусного потребления. Символы положения — персональный автомобиль, отдельный кабинет, дорогая офисная мебель и др. В качестве символов, которые называют также индексами статуса, могут выступать и другие предметы. Так, американский социолог Э. Уилсон, изучая вкусы и пристрастия различных слоев общества конца 1940 гг., использует такие индексы, как: одежда, мебель, полезные предметы, развлечения, салаты, напитки, чтение, скульптура, пластинки, игры, темы разговоров1. Признаком элитарного стиля в одежде того времени был дорогой твидовый костюм фирмы «Хэррис» и отсутствие шляпы, а двубортный костюм, галстук с блестками и шляпа свидетельствовали о принадлежности их владельца к нижнему слою среднего класса. Матерчатая обувь являлась индексом самого низкого статуса человека. Показателями элитарного развлечения служили балет и театр, людям попроще нравились популярные музыкальные фильмы и ковбойские вестерны. В исследовании Уилсона великолепными статусными различителями выступали марочные вина и дешевое пиво, зелень с оливковым маслом и салат из капусты, поэтические сборники и массовые комиксы, бизнес-ведомости и бульварная пресса, симфоническая и джазовая музыка. Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необходимости выполнения служебных обязанностей (отдание чести старшему по званию); кроме того, они маркируют род войск. В средневековой Европе торжественный обряд, называемый «оммаж» (от лат. homo — человек), скреплял статусные отношения между королем и бе-нефициарием: король делался сеньором («старшим»), бенефициарий («облагодетельствованный») становился вассалом (от гэльского gwas — человек). Именно в средние века возникло выражение «мои люди» в отличие от антич- Wilson E.K. Sociology: Rules. Roles, and Relationships. Homewood, 1966. ного «мои рабы». Церемония передачи феода в пользование от сеньора новому вассалу именовалась инвеститурой и сопровождалась символическим вручением вассалу некоего предмета (посоха, кольца, знамени или горсти земли). Как правило, вассал, получая инвеституру, также дарил сеньору подарок, установленный обычаем: это мог быть боевой конь, копье или денежная сумма. Такая церемония означала переход прав пользования феодом (это германское слово первоначально означало «скот», т.е. движимое имущество). В 1620—1630-е гг. Голландию охватило массовое увлечение тюльпанами —в те времена неизвестным заморским цветком. Как и большинство других декоративных растений, тюльпан попал в Европу с Ближнего Востока, его завезли из Турции в середине XVI в. Вскоре тюльпан стал статусным символом принадлежности к высшему слою голландского общества. Букет тюльпанов в гостиной у знатных горожан означал примерно то же, что сейчас собственная яхта или «Роллс-Ройс». Новым символом преуспевания заинтересовались многие европейские королевские дворы. Тюльпаны подскочили в цене. В 1623 г. луковица редкого сорта Semper Augustus («Вечный август»), пользующегося большим спросом, стоила тысячу флоринов, а в разгар тюльпанового бума в 1634—1636 гг. за нее платили до 4600 флоринов. Для сравнения: свинья стоила 30 флоринов, а корова — 100. Все свое имущество — землю, дом, обстановку, даже одежду — готовы были заложить голландцы ради того, чтобы купить пару луковиц сверхприбыльного цветка. Тем, кто не мог позволить себе приобрести живой тюльпан, приходилось довольствоваться его изображением. Сейчас за натюрморт с тюльпанами XVII в. можно купить вагон живых цветов. Врезка Ж. Бодрийяр «Стэндинг» В рамках «общества потребления» понятие статуса как критерия, определяющего достоинство члена общества, имеет тенденцию все более упрощаться, совпадая с понятием «стэндинга». Конечно, «стэндинг» определяется и такими факторами, как власть, авторитет, ответственное положение, но ведь в конечном счете «нет настоящей ответственности без часов марки «Лип»! Реклама всякий раз откровенно отсылает к вещи, как к некоторому императивному критерию: «О вас станут судить по тому...», «Элегантная женщина опознается по тому...» и т.д. Разумеется, вещи всегда составляли систему социальных опознавательных знаков, но лишь параллельную и вспомогательную по отношению к другим системам (жесты, ритуалы, церемонии, язык, родовое происхождение, кодекс нравственных ценностей и т.д.). Для нашего же общества характерно то, что другие системы опознавания все более поглощаются одним-единственным кодом «стэнлинга». Естественно, этот код выступает с большей или меньшей императивностью в зависимости от социальной среды и уровня экономического развития, но в том и заключается коллективная функция рек- ламы, чтобы обращать нас в его религию. Это моральный кодекс, поскольку он санкционирован социальной группой и всякое его нарушение так или иначе сопровождается чувством вины. Это тоталитарный кодекс — от него никому не уйти; даже если мы не поддаемся ему в своей частной жизни, это еще не значит, что мы не соучаствуем каждодневно в его коллективной выработке. Можно не верить в него, а всего лишь верить, что в него верят другие, и этого уже довольно, чтобы участвовать, пусть иронически, в его игре. Общество, подчиненное этому кодексу, держит в зависимости от себя даже попытки ему противиться. Источник: Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. С. 161-162. В 1636 г. тюльпаны превратились в предмет большой биржевой игры. Появились спекулянты, рисковавшие перекупать «бумажные» цветы в течение лета, чтобы продать их еще дороже следующей весной перед началом сезона. Современник описывал сценарий подобных сделок так: «Дворянин покупает тюльпаны у трубочиста на 2000 флоринов и сразу продает их кресть-янину, при этом ни дворянин, ни трубочист, ни крестьянин не имеет луковиц тюльпанов и их иметь не стремится. И так покупается, продается, обещается больше тюльпанов, чем их может вырастить земля Голландии». Цены росли, как на дрожжах. Луковицы тюльпанов Admiral de Maan, стоившие 15 флоринов за штуку, продавались через два года уже по 175 флоринов. Художник Ян ван Гойен за десять луковиц заплатил гаагскому бургомистру аванс 1900 флоринов, в залог остальной суммы предложил картину Саломо-наван Рёйсдаля, а также обязался написать собственную. Рис. 15. В 1630-е гг. Голландию охватило массовое увлечение тюльпанами Тюльпановая лихорадка породила легенды. Одна из них — про то, как портовый босяк, увидев входящий в гавань корабль, бросился в контору его владельца. Купец, обрадованный известием о возвращении долгожданного судна, выбрал из бочки самую жирную сельдь и наградил ею оборванца. А тот, увидев на конторке луковицу, похожую на очищенный репчатый лук, решил, что селедка — это хорошо, но селедка с луком еще лучше, сунул луковицу в карман и отбыл в неизвестном направлении. Через несколько минут купец хватился луковицы тюльпана Semper Augustus, за которую заплатил 3000 флоринов. Когда босяка нашли, он уже доедал селедку с «луком». Бедняга попал в тюрьму за хищение частной собственности в особо крупных размерах2. Когда разведением тюльпанов занялись рядовые граждане и за новое дело взялся крупный бизнес, цены на них упали, тюльпаны стали доступными Петухов С. Цветочная лихорадка // Деньги. 2000. № 43(294). всем слоям населения. Ныне они потеряли присущую им статусную символику, хотя не лишились эстетической привлекательности. Статусным символом выступала княжеская дружина — личная охрана правителя, ядро войска, инструмент сбора дани. Княжеская дружина трансформировалась в царскую свиту, и это тоже статусный символ, но уже эксклюзивный, доступный лишь первому лицу в государстве. Сегодня мы видим личную охрану у «новых русских». Она тем многочисленнее, чем выше статус ее хозяина. ВЕРБАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ Статусная символика проявляет себя не только в материальных вещах, но и в человеческой речи. В любом языке существуют общепринятые формы вежливости: «Будьте добры», «Прошу прощения», «Вас не затруднит?» Формулы вежливого обращения очень важны в разговорном языке, ими нужно научиться Врезка Пурпур и нувориши В середине 1990-х гг. только ленивый не иронизировал по поводу малиновых пиджаков «новых русских». Но почему нувориши облачились именно в эти цвета? Почему не выбрали, например, коричневый, черный, желтый, зеленый? Интересный ответ нашла группа под руководством кандидата филологических наук Александра Василевича из Института языкознания РАН. Исследователи считают, что цвет пиджаков «новых русских» выбран вовсе не случайно. Это своеобразный отголосок имперского сознания, отражающего подсознательное стремление с помощью цвета приобщиться к власти если не по существу, то хотя бы по форме. Дело в том, что в России до сих пор сохраняется особый статус слова «пурпурный», которое пришло к нам с Запада. Поначалу так называли улиток, обитающих в Средиземном море и выделяющих желтый секрет, который на воздухе темнел и превращался в пурпурный. Легенда рассказывает, что первыми пурпур в качестве красителя стали использовать финикийцы. Собака пастуха царя Фонник-са случайно разгрызла засохшую раковину, и ее морда стала пурпурно-кровавой. Так выяснилось, что моллюски после высушивания дают яркий цвет. Тогда и началось производство красителя. Пурпур был очень дорогим: для получения одного грамма красителя требовалось выловить 10 000 моллюсков! Не удивительно, что носить одежду этого цвета могли позволить себе только высокие сановники и императоры. Кстати, пурпур имел множество оттенков, но из всех особо выделялся так называемый «императорский», или «тирский». Именно он стал цветом Римской империи, цветом плаща прокуратора Иудеи Понтия Пилата и знаком гонения, насилия и жестокости. Этот цвет еще долго оставался символом высокого сана, а в народном сознании ассоциировался с властью, чаще всего жестокой и высокомерной. Возможно, по этой причине им никогда не украшали народные костюмы. В русский язык слово «пурпур» пришло в эпоху Петра I вместе с его ореолом — принадлежностью к власти. Годы шли, а пиетет к нему остался. Скажем, в советские времена в пурпурный цвет красили занавесы ведущих театров и скатерти, покрывающие огромные столы для торжественных заседаний. Он украшал официальные мундиры дипломатов. На Западе изначальный ореол слова давно исчез. Правда, мантии епископов и почетных докторов Оксфордского университета по-прежнему пурпурные, но само слово активно используют для обозначения цвета. А в российской среде, как показывают исследования ученых, оно и сегодня не употребляется всуе. Язык упорно не допускает его низведения до уровня обыкновенного наименования цвета. Поэтому у новых русских нет шанса носить «пурпурные пиджаки»: в сознании обычных людей они не избранные и не власть. Так что пусть утешатся «малиновыми». Источник: Российская газета. — http://www.rg.ru. хорошо владеть. К примеру, вежливые обороты «Пожалуйста», «Не будете ли Вы так любезны» всегда служили приметой благородного сословия и воспитанных людей, прежде всего интеллигенции. Напротив, нецензурная речь и употребление грубых выражений характеризовали рабочий класс и представителей социальных низов. Интеллигентные люди, например профессор и студент, обращаются друг к другу, употребляя слово «глубокоуважаемый». До революции 1917г. словом «уважаемый» обращались к половому в трактире, к извозчику. «Уважаемый товарищ» — это классический советизм. Так называемые транзитивные статусы, а именно возрастные, могут обозначаться совершенно неожиданным образом. Задумывалисьли вы когда-нибудь над тем, почему к ребенку мы обращаемся по имени, а к пожилому человеку — по имени и отчеству? Действительно, никто не называет 5-летнего ребенка, 14-летнего тинейджера или даже 19-летнего студента по имени и отчеству. Студенты 1-го и 2-го, а нередко и 3-го курсов подписывают свои письменные работы, как и в школе: «Николай Анисимов» или коротко «Н. Анисимов», но почти никогда «Н.В. Анисимов». Появляется невидимая грань, начиная с которой отношение человека к самому себе, точнее сказать, к своему общественному состоянию, начинает меняться. Уже на 4-м курсе студенты чувствуют себя не совсем ловко, когда к ним обращаются только по имени. И уж совсем дискомфортно ощущает себя 50-летний мужчина, когда незнакомый или малознакомый человек обращается к нему по имени. Точно также неловко почувствует себя пятиклассник, если к нему обратятся по имени и отчеству. Существует несколько исключений из сложившихся возрастных правил. Во-первых, нарушение правил происходит в сословно-классовой иерархии: к шестилетнего царскому отпрыску все обращаются на «вы» и называют его исключительно по имени и отчеству. Статус сына короля вынуждает подданных держать почтительную дистанцию, даже на вербальном уровне. По имени разрешается называть его только родителям и близким родственникам. На противоположном конце социальной пирамиды обращение на «ты» вышестоящего — общее правило. Помещик никогда не называл по имени и отчеству пожилого крестьянина или своего дворового, разве что в исключительных случаях. В XVIII в. у русских крестьянок были в ходу такие имена, как Василиса, Мавра, Федосья и Фекла, а у дворянок: Александра, Екатерина, Елизавета, Мария, Наталья, Ольга, Юлия. Вербальное статусное поведение проявляется в процессе коммуникации и не требует обращения ни к каким материальным символам, например медалям, погонам, дипломам, деловому костюму или дорогому автомобилю. Воспитанного человека видно уже из того, каким языком он говорит и как обращается к собеседнику. При этом в России воспитанный человек чаще всего ассоциируется с высокостатусными позициями, например представителем аристократии, элиты общества, дипломатических кругов или писательской среды. Книжные выражения и тон полицейского допроса — совершенно разные речевые жанры, характеризующие почти противоположные статусные миры. В романе Дж. Фенимора Купера «Шпион» описывается знакомство хозяина усадьбы Уортона с путешественником, застигнутым непогодой и остановившимся в доме у мистера Уортона3. Поднимая бокал за здоровье своего гостя, См. аналитический разбор статусной ситуации из этого произведения в: Карасик В.И. Язык социального статуса. М., 2002. С. 262-270. хозяин усадьбы устанавливает статусную дистанцию между собой и своим собеседником и одновременно обозначает свой статус (подчеркнутые характеристики джентльмена) посредством церемонной фразы: «Я имею честь выпить за Ваше здоровье и надеюсь, что дождь Вам не повредил». Гость поддерживает предложенную дистанцию, поклонившись в ответ. Выражение: «Я имею честь выпить за Ваше здоровье» — атрибутика книжной речи. Соответствующий речевой жанр усиливается рядом видимых признаков социального статуса — осанкой, позой, жестикуляцией, мимикой, длительностью и направленностью взгляда, ритуальными действиями. Как выяснил В.И. Карасик4, статусная индикация речи прослеживается в произношении, выборе слов и соблюдении правил нормативной грамматики со стороны представителей разных групп населения. Выделяются специфические характеристики речи образованных и менее образованных людей, мужчин и женщин, взрослых и детей, людей, говорящих на родном и неродном языке, использующих развернутый и ограниченный речевой код. Уважение как показатель оценки социального статуса проявляется в речи посредством частого использования вежливых обращений, описательных выражений уважения, модальных операторов снижения категоричности высказывания. Свой статус можно выразить нейтральными словами, а можно — стилистически маркированными словами: ругательства в речи начальника, распекающего подчиненных; официально холодное обращение к другу, при помощи которого показывают утраченную сокровенность отношений. Фраза «Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста», обращенная к старинному приятелю, может вызвать у него если не шок, то недоумение: что случилось в их взаимоотношениях. Но если привычная для дружеского общения сло- Врезка И. С. Кон
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6932)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |