ДИАТОНИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Интервалы из основных ступеней звукоряда называют диатоническими. Также диатоническими называют интервалы, построенные в натуральном мажоре или натуральном миноре. Интервалы, в состав которых входит хотя бы один альтерированный звук (производная ступень звукоряда) – хроматическими.
ТАБЛИЦА ИНТЕРВАЛОВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЗВАНИЯ ИНТЕРВАЛА
Дано: до-диез – соль-диез. Определить название (ступеневую величину) данного интервала. 1. Отбросить знаки (до – соль); 2. Заполнить звуками по порядку расстояние от нижнего звука интервала до верхнего (включая первый!): до – ре – ми – фа – соль. 3. Посчитать количество звуков между двумя данными. В данном случае получилось 5. Вывод:интервал до-диез – соль-диез: квинта.
ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕРВАЛА ОТ ЗВУКА Дано: от си построить вверх большую сексту (б.6). 1.От заданного звука си высчитать ступеневую величину по порядку звукоряда (си – до – ре – ми – фа – соль – прошли заданные шесть звуков). Записать полученные звуки без знаков. 2.В таблице найти количество тонов в заданном интервале (б.6 =4,5 тона). 3.Проверить, сколько тонов получилось в построенном интервале. Если это число не соответствует таблице, добавить соответствующий знак альтерации (си – соль = 4 тона, нужно увеличить на полтона при помощи диеза). Вывод:си – соль-диез.
УВЕЛИЧЕННЫЕ И УМЕНЬШЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Интервалы бывают увеличенными (ув.),уменьшенными (ум.), дважды увеличенными(дв.ув.),дважды уменьшенными(дв.ум.). Увеличенные и дважды увеличенные интервалы получаются путем изменения чистых и больших интервалов на полтона или тон соответственно; уменьшенные и дважды уменьшенные образуются при изменении чистых и малых интервалов на полтона или тон: м. б. дв. ум. ¾ ум. ¾ ч. ¾ ув. ¾ дв. ув.
чистый + полтона = увеличенный (ч.4 + полтона = ув.4); чистый – полтона = уменьшенный(ч.5 – полтона = ум.5); чистый + 1 тон = дв. увеличенный(ч.5 + 1 тон = дв.ув.5); чистый – 1 тон = дв. уменьшенный(ч.5 – 1 тон = дв.ум.5); большой + полтона = увеличенный(б.6 + полтона = ув.6); малый – полтона = уменьшенный(м.6 – полтона = ум.6).
Между большим и малым интервалом разница 0,5 тона, поэтому: большой – полтона = малый(б.6 - полтона = м.6); малый + полтона = большой (м.6 + полтона = б.6);
ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Интервалы, которые одинаково звучат (т.е. состоят из одинакового количества тонов и полутонов), но при этом по-разному называются и записываются на нотном стане, называются энгармонически равными. Образуются они при энгармонической замене одного (верхнего или нижнего) или обоих звуков интервала:
ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ Обращение – это перенесение нижнего звука интервала на октаву вверх или перенесение верхнего звука на октаву вниз, т.е. когда звуки интервала меняются местами. В результате возникает новый интервал.
Чтобы облегчить построение обращений, нужно запомнить три правила: 1. Новый интервал в сумме с первым должен составлять чистую октаву. Сумма цифр обращаемых интервалов (если складывать цифры их названий) должна равняться 9: - прима обращается в октаву (1+8 = 9); - секундаобращается в септиму (2 +7 = 9); - терция обращается в сексту (3 +6 = 9); - кварта обращается в квинту (4 +5 = 9). 2. С точки зрения тоновой величины обращения следующие: чистые ↔ чистые (ч.4 в ч.5; ч.8 в ч.1); большие ↔ малые (б.3 в м.6; б.7 в м.2); увеличенные ↔ уменьшенные (ув.4 в ум.5; ув.2 в ум.7). дважды увеличенные ↔ дважды уменьшенные (дв.ув.4 в дв.ум.5; дв.ув.1 в дв. ум.8). 3. Поскольку интервал в сумме с обращением должен составлять чистую октаву. то сумма тонов интервала и его обращения должна равняться 6: - ч.1 обращается вч.8 (0т. + 6т. = 6т.); - м.2обращается вб.7 (0,5т. + 5,5т. = 6т.); - б.3 обращается вм.6 (2т. + 4т. = 6т.); - ч.4 обращается в ч.5 (2,5т. + 3,5т. = 6т.).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |