Государство и государственная служба - базовые понятия
Лекция № 2 Основные задачи и цели государственной и муниципальной службы 1. Государственная и муниципальная служба - базовые понятия. 2. Законодательство Российской Федерации о государственной и муниципальной службе3. Основные принципы организации государственной и муниципальной службы Государство и государственная служба - базовые понятия. Государственная служба представляет собой сложное социальное явление, включающее в себя ряд аспектов: экономический, политический, правовой, социальный, организационный, кадровый. Все они отражают многогранность государственной службы как сферы профессиональной деятельности государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Понятие «государственная служба»неотрывно связано с понятием государства и представляет собой деятельность по реализации конституции и законов государства, его политических, экономических и социальных задач. Государственная служба в государстве, в том числе и федеративном и развитом местном самоуправлении, должна быть целостной, основанной на общих принципах и подходах. Это не сумма служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единая государственная служба одному государству, её создавшему. Она может быть по уровням: -федеральной государственной службой; -государственной службой субъектов (регионов); -муниципальной службой. По видам государственная служба делится на: -гражданскую (управленческую) государственную службу: в органах представительной, исполнительной и судебной власти; -военную государственную службу: в армии и приравненных к ней структурах; -специализированную (правоохранительную) государственную службу. В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. государственная служба Российской Федерации– это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: · Российской Федерации; · Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; · субъектов Российской Федерации; · органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; · лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации – Президента РФ, Председателя Правительства РФ, депутатов и др.); · лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, руководителей высших исполнительных органов власти. Учитывая федеративное устройство России, государственная служба включает: • федеративную государственную службу, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; • государственную службу субъектов РФ. Согласно положениям Хартии государственных служб мира, цель государственной службы − стать сферой и основой социальных услуг населения. В демократическом, правовом, социальном государстве функционирование государственной службы по своему характеру представляет процесс служения отечеству, народу, той политической системе, которая народом создана. Цели государственной службы: - государственно-политические: · укрепление правового социального государства; · создание условий для связи государственного аппарата с населением; · выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы; · обеспечение благосостояния общества; - организационные: · обеспечение полномочий государственных органов; · приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы; · совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижение по службе; · профессионализация государственного аппарата. - экономические: · повышение эффективности государственного регулирования экономики; · осуществление от имени государства управления государственной собственностью; · поддержка предпринимательства; · обеспечение финансирования затрат на содержание государственного аппарата. - социальные: · создание условий для связи государственного аппарата с народом; · реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни граждан; удовлетворению их материальных и духовных потребностей; а также конституционных требований о государственной поддержке образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда и т.д. Под муниципальной службой понимают профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. До принятия Конституции РФ 1993 г. понятия муниципальной службы вообще не существовало, а работники местных органов считались государственными служащими. С выделением органов местного самоуправления из системы органов государственной власти вопросы муниципальной службы потребовали правого регулирования. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», принятый в 1998 г., разделил муниципальные должности на 3 категории: ♦ категория «А» — выборные муниципальные должности, т. е. должности, замещаемые в результате муниципальных выборов и занимаемые депутатами представительных органов, главами и иными выборными должностными лицами местного самоуправления; ♦ категория «Б» — замещаемые по трудовому договору (найму) для непосредственного обеспечения деятельности лиц, замещающих должности категории «А». К этой категории относятся заместители, помощники, референты и другие служащие. Трудовой договор с таким служащим заключается, как правило, на срок полномочий должностного лица категории «А», работу которого обеспечивает данный служащий; ♦ категория «В» иные муниципальные служащие, работающие по трудовому договору. Муниципальной является только служба на должностях категорий «Б» и «В», не являющихся выборными и замещаемых по трудовому договору. Таким образом, глава местного самоуправления или депутат представительного органа занимают муниципальные должности, не находясь на муниципальной службе и не являясь муниципальными служащими. Не относится к муниципальным служащим вспомогательный и технический персонал (водители, секретари, маргинал по обслуживанию зданий и др.), поскольку эти работники не исполняем полномочий местного самоуправления. Муниципальная служба, как и труд на выборных муниципальных должностях, финансируется за счет средств местных бюджетов. 2. Законодательство Российской Федерациио государственной службеСтановление законодательной базы государственной службы в Российской Федерации началось с 1993 года в соответствии с принятой Конституцией РФ. Первыми нормативными актами в этой сфере явились Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года, Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации и Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденные Указами Президента от 11 января 1995 года. В июне 1994 г. была открыта Российская академия государственной службы, а в апреле 1995 г. – региональные академии госслужбы.Законодательство РФ о государственной и муниципальной службе состоит из:1. Конституции РФ и федеральных законов, иных нормативно-правовых актов РФ;2. Конституций, уставов, нормативно-правовых актов субъектов РФ.Основными федеральными законами, регулирующими государственную и муниципальную службу РФ, являются:- Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.1995 № 119-ФЗ;- Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 №58-ФЗ;- Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.04.2004 №79-ФЗ- Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01.1998 №8-ФЗ.Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» является основополагающим нормативным актом, служащим правовым фундаментом для формирования законодательства о государственной службе. Закон ввел понятие «государственная должность», установил категории государственных должностей, определил понятие государственной службы и государственного служащего, установил основы правового положения государственного служащего, порядок прохождения государственной службы и урегулировал ряд других вопросов, установил социально-правовую защищенность государственного служащего. Основные принципы и положения данного закона распространяются на всех государственных служащих независимо от вида и уровня государственной службы.Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет общие положения и условия государственной службы, а также систему управления государственной службой. Система государственной службы РФ включает следующие виды государственной службы: 1. Государственная гражданская служба –видгосударственной службы,представляющей собой профессиональнуюслужебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службыпо обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Она подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъекта РФ. 2. Военная служба- вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и в органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. 3. Правоохранительная служба- вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Таким образом, военная и правоохранительная службы являются видами федеральной государственной службы. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79 определяет государственную гражданскую службу как вид государственной службы, которая подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъекта РФ. Достаточно обширно государственная служба регулируется подзаконными актами: - Указами Президента РФ – «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» от 03.09.1997 № 981 (в ред. от 16.01.2004); «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности РФ» от 09.04.1997 № 309 (в ред. от 25.06.2002); «Общие правила служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 №885 и др.;- Распоряжениями Президента РФ;- Постановлениями Правительства РФ;- Актами министерств и других федеральных органов исполнительной власти.Специальными правовыми актами и нормами регулируются вопросы государственной службы:- в военизированных органах – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 № 58-ФЗ (в ред. 22.02.2004);- правоохранительных органах – Федеральный закон «О милиции», Постановление Правительства РФ «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» от 30.12.2000 № 1027 (в ред. от 06.02.2004);- в органах, работники которых соприкасаются с населением, деятельностью различных предприятий, учреждений и организаций, то есть осуществляют контрольно-надзорные функции.В различных правовых актах предусматриваются особенности прохождения государственной службы в таможенных, налоговых и иных государственных органах.Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» установлены основные принципы муниципальной службы, порядок установления классификации муниципальных должностей и присвоения квалификационных разрядом муниципальным служащим. Установлены также ограничения, связанные с муниципальной службой, права и социальные гарантии для муниципальных служащих. На уровне субъектов РФ должны быть приняты законы о муниципальной службе. В этих законах должны быть установлены реестры муниципальных должностей, соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной службы субъекта РФ, порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов муниципальных служащих при изменении места работы, рамочные требования к установлению прав и обязанностей муниципального служащего, системы поощрений и наказаний для него, установление денежного содержания муниципального служащего, порядок поступления на муниципальную службу и ее прохождения, порядок управления муниципальной службой. С учетом перечисленных рамочных требований вопросы регулирования муниципальной службы определяются уставами и нормативными правовыми актами муниципальных образований. На муниципальных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе. Граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Критериями доступа к муниципальным должностям могут быть только наличие образования и квалификация работника.
Основные принципы
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1089)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |