Вопрос 14.Социально-педагогическая служба в школе. Направления и методы взаимодействия социального педагога с классными руководителями и педагогами
С введением в нашей стране института социальных педагогов в системе общего образования (1991 г.) стало возможным говорить о целенаправленной социально-педагогической деятельности (работе) как специалистов, так и педагогического коллектива школы в целом. Для повышения эффективности социально-педагогической работы и обеспечения оптимального сопровождения образовательного процесса в школах стали формироваться социально-педагогические службы, которые кроме социальных педагогов включают и других специалистов ОУ, осуществляющих социальное воспитание. Как указывает Л.В. Мардахаев, «социально-педагогическая служба школы - это сложный многопрофильный организм. Его деятельность во многом зависит от организации, управления и компетентности сотрудников. Анализ функциональных возможностей каждого члена социальной службы школы и потребностей реальной практики позволяет выделить в ней основные звенья, обеспечивающие ее целостность и эффективность работы». Можно выделить следующие такие звенья. 1.Организационно-посредническое и прикладное звено - входят педагогический совет школы и родительское собрание, а в прикладное - непосредственные организаторы деятельности всей социальной службы школы, то есть соцпедагог и заместитель директора по УВР. Они определяют не только, что необходимо решать, но и в какой последовательности, как это нужно делать. 2.Исследовательское звено службы, включающее психолог школы. Он изучает, диагностирует различные явления школьной жизни, социальных групп и отдельных личностей. 3.Аналитическое звено службы. Оно может быть представлено ПМПК, включающим социального педагога, заместителя директора по УВР, психолога, специально приглашенных специалистов. Консилиум позволяет проанализировать ситуацию, утвердить окончательный диагноз социально-педагогической проблемы и ее влияние на решение учебно-воспитательных задач, выработать или обсудить предложения, направленные на ее разрешение. 4.Прикладное звено (практические работники). К ним следует отнести всех, кто может принять участие в решении социально-педагогических проблем школьников, классов, учителей и родителей- это заместитель директора по УВР, социальный педагог, психолог, педагог-организатор, педагог ДО, других специалистах социальной службы. Общественный контроль деятельности социальной службы могут осуществлять педагогический совет школы и родительское собрание. Основными направлениями деятельности социально-педагогической службы школы являются:
Принципами деятельности социальной службы являются: 1. Личностный подход к ребенку: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. 2. Оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, опора на положительное в нем. 3. Объективность подхода к ребенку — знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности. 4. Коммуникативность — способность к быстрому общению со всеми субъектами соц.воспит-я (администрации школы, педагогов, родителей и т.д.) для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи. 5. Неразглашение информации о ребенке и его семье. Основные функции соц. службы: Диагностическая: изучение и оценивание особенностей деят-ти личности, школьного коллектива в целом. Прогностическая: составление на основе наблюдений, исслед-й прогноза развития соц.ситуации, группы, личности. Консультативная: разработка методик коррекции поведения уч-ся, педагогов, родителей. Профилактическая: разработка мер по предотвращению развития негативных процессов, ослабляющих влияние на личность, коллектив, учебно-восп-й процесс в школе. Защитная: обеспечение мероприятий по охране и защите прав детей. Опекунская: организация питания, медицин.обслуж-я, продление времени пребывания детей в школе. Организаторская: организация социально-значимой деят-ти, разумного досуга детей в открытой среде.
Важное место в работе социального педагога стала занимать координация работы педагогического коллектива с трудными подростками, их семьями. Он периодически информирует учителей о социально-психологическом климате в отдельном классе и школе в целом, о трудных учениках и их проблемах со сверстниками или в семье и об оказании им необходимой помощи. Он может помочь учителю:
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей, прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих проявлений. Основные задачи, которые решают специалисты на уровне школы, можно сформулировать следующим образом: Классный руководитель:
Социальный педагог:
Только взаимодействие и комплексный подход классного руководителя и социального педагога может дать положительный результат в решение проблем учащегося. Если мы сравним функции, выполняемые классным руководителем и социальным педагогом, то они во многом сходны. Различия заключаются лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей, которые практически всегда имеют учебную нагрузку, у социального педагога на первом месте не обучающая и не образовательная функция. Классный руководитель является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. В каждой школе классные руководители в начале каждого учебного года заполняют социальный паспорт класса. Все эти данные затем составляют социальный паспорт школы и банк данных различных категорий семей и учащихся. Чаще всего классный руководитель обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата. Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у подростка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:
Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение совместных мероприятий. Взаимодействие социального педагога с классным руководителем осуществляется по следующим направлениям:
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1891)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |