Действительные причастия прошедшего времени с суффиксами на все-
гда твердый шипящий ш (-вш- и -ш-) имеют твердый тип склонения: де- лавш/ыj, делавш/эго, делавш/эму... и т. д. Графически имеют окончания мяг- кой разновидности: делавш/иj, делавш/эго, делавш/эму... и т. д. Переход причастий в прилагательные и существительные Причастия могут утрачивать глагольные признаки и переходить в при- лагательные (адъективация причастий). Некоторые из них полностью пере- шли в прилагательные и как причастия больше не употребляются: надмен- ный, сокровенный, откровенный, обыкновенный и т. д. – полная адъектива- ция. Другие могут употребляться и как причастия (блестящие на солнце ка- пли росы), и как прилагательные (блестящий оратор) – частичная адъекти- вация. При частичной адъективации, помимо утраты глагольных свойств, часто происходит изменение лексического значения слова: выдающийся на поверхности реки камень – выдающийся писатель и т. п. В некоторых случаях адъективное прилагательное может субстантиви- роваться, то есть переходить в существительные. Ср.: трудящиеся за стан- ками люди – трудящиеся люди – трудящиеся вышли на митинг.
34)Дееприч ка форма глаг. Виды, образование. Варианты форм. Перех деепр в наречия Деепричастие – неизменяемая форма глагола, обозначающее добавоч- ное действие, характеризующее главное действие, обычно выраженное ска- зуемым: Мальчик читал, посмеиваясь. Оно соединяет в себе признаки глаго- Ла и наречия. 1. Деепричастие сохраняет общее категориальное значение глагола – значение процессуального признака (признака-процесса): читая, думая, наклонясь. 2. Деепричастие имеет морфологические свойства, общие как с глаго- лом, так и с наречием. Глагольные признаки: 1) Сохраняет категорию вида: читая – несовершенный вид, прочитав – совершенный вид. 2) В предложении выражает относительное время (см. ниже). 3) Может быть переходным и непереходным: читая (кого?, что?) – пе- реходное, смеясь – непереходное. 4) Имеет возвратные формы: склонив (голову) – склонившись (над книгой). 5) Сохраняет залог: Он сидел, чистя пуговицы – действительный залог; Пуговицы, чистясь им каждый день, блестели на солнце – страдательный залог. 6) Управляет падежом зависимых слов: рассматривая картинки (ви- нительный без предлога), говоря о приятеле (предложный), спускаясь с горы (родительный с предлогом). Признаки наречия: Неизменяемая форма глагола (наречие – неизменяемая часть речи). Основная синтаксическая функция деепричастия та же, что и у наре- чия – функция обстоятельства. Образование деепричастий Образование деепричастий несовершенного вида 1) Большинство деепричастий несовершенного вида образуется от формообразующей основы глагола настоящего времени при помощи формо-образовательного суффикса -а: читаj/ут – читаj/а, грем’/ат – грем’/а, стуч’/ат – стуч’/а. 2) Обычно считается, что от глаголов с суффиксом -ва- деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего вре- мени): узна/ва/т’ (узна/ва/ла) – узна/ва/j/а. Однако здесь непонятным оста- ется происхождение суффикса настоящего времени -j-. Дело в том, что в этом случае глаголы одного из непродуктивных классов (узнава/т’ – узнаj/ут) не образуют деепричастие от реальной основы настоящего времени (узнаj/ут – [узнаj/а]), а образуют его от гипотетической основы настоящего времени гла- гола первого продуктивного класса (узнава/т’ – [узнаваj/ут] – узнаваj/а). Точно так же: создава/т’ – [создаваj/ут] – создавj/а, отстава/т’ – [отста- ваj/ут] – отставаj/а и т. п. 3) Некоторые глагол могут образовывать деепричастия несовершенно- го вида от основы настоящего времени при помощи суффикса -учи: сид’/а и сид’/учи, гляд’/а и гляд’/учи, играj/а и играj/учи, ед/учи и др. Формы на -учи малоупотребительны в современном русском языке и встречаются, главным образом, в старых текстах и фольклорных произведениях. Некоторые из них полностью перешли в наречия и разошлись по значению с соответствующи- ми формами с суффиксом -а. Ср.: играя в мячик и сделать что-нибудь иг- раючи (‘легко, без усилий’). 4) Раньше возможны были образования деепричастий несовершенного вида с помощью суффиксов деепричастий совершенного вида -ши, -в, -вши: евши, не имев, вязав, хохотав и т. п. В современном русском языке они не употребляются. 5) Довольно значительное количество глаголов несовершенного вида Вообще не образует соответствующих деепричастий: жать, тереть, пить, Бежать, стричь, резать, писать, гаснуть, вянуть, брать, звать, лезть и Др. Образование деепричастий совершенного вида Деепричастия совершенного вида образуются от основы прошедшего Времени. 1) От основы на гласный звук при помощи суффиксов -в -вши: сказа/ла – сказа/в и сказа/вши, пойма/ла – пойма/в и пойма/вши, отказа/ла – отка- за/в и отказа/вши. Деепричастия с суффиксом -вши употребляются редко. Но возвратные причастия имеют только этот суффикс: насмея/вши/с’, за- кры/вши/с’, выспа/вши/с’. 2) От основы на согласный при помощи суффикса -ши: принес/ла – принес/ши, вытер/ла – вытер/ши, изнемог/ла – изнемог/ши, запер/лас’ – запер/ши/с’. У некоторых глаголов согласные перед суффиксом прошедшего времени -л- выпадают (расцвет/ут – расцве[т]/ла – тасцве/ла), но сохра- няются в соответствующем деепричастии: расцвет/ши. 3) От некоторых глаголов возможно образования деепричастий совер- шенного вида от основы настоящего времени на согласный при помощи суффикса несовершенного вида -а: увид’/ат – увид’/а (при обычном: уви-де/ла – увиде/в и увиде/вши). Многие из таких образований вошли в состав фразеологизмов: спустя рукава, сломя голову и др. 4) От глаголов второго непродуктивного класса с суффиксом -ну-, ко- торый выпадает в форме прошедшего времени (мерз/ну/т’ – мерз/ну/т – мерз/л/а), допускается двоякое образование деепричастий совершенного ви- да. А) от основы инфинитива при помощи суффиксов -в -вши: высохну/т’ – высохну/в и высохну/вши, промокну/т’ – промокну/в и промокну/вши. Б) от основы прошедшего времени при помощи суффикса -ши: вы- сох/ла – высох/ши, промок/ла – промок/ши. Временное значение деепричастий В предложении деепричастие поясняет глагол-сказуемое, обозначая добавочное действие и относительное время его осуществления. Ср.: Мы шли и разговаривали – мы шли, разговаривая. В первом предложении одно- родными сказуемыми обозначаются равноправные действия, во втором – гла- гол сказуемое обозначает основное действие, деепричастие, являясь обстоя- тельством, обозначает добавочное действие, осуществляемое одновременно с главным. 1. Деепричастия несовершенного вида, как правило, обозначают дейст-
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |