Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы 7 страница
Основные решения о расширении практики применения института лишения свободы все же принимались законодательным путем. Более того, они часто были реакцией, и в значительной степени небезосновательной, на негативные социальные явления в обществе. В подтверждение можно назвать, например, указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об усилении охраны собственности граждан», от 4 января 1949 г. «Об усилении уголовной ответственности за изнасилования»32 и др. Очевидно, эти решения, предусматривающие достаточно длительные сроки лишения свободы, поддерживались большинством населения нашей страны. Таким образом, сложившаяся к началу 1950-х годов и включившая в свою орбиту миллионы советских граждан исправительно-трудовая система, основным видом уголовно-исполнительного учреждения в которой стал исправительно-трудовой лагерь (колония), была сформирована не узковедомственными интересами НКВД, а карательной политикой государства того периода. Объективности ради следует сказать вот о чем. Во-первых, в ИТУ рассматриваемого периода велась определенная воспитательная работа с заключенными, развертывалось социалистическое (трудовое) соревнование, развивалась художественная самодеятельность, организовывались литературные конкурсы, проводились политические занятия; хотя, как отмечает М.Г. Детков, эти аспекты были обычно второстепенными, особенно в военное время, несмотря на грозные ведомственные приказы, предписывающие усилить данную работу в ИТУ33. Во-вторых, развитие именно лагеря (колонии) как основного вида государственного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, объективно соответствовало социально-экономическим, атакже природно-территориальным и другим особенностям нашей страны. Итак, к концу 1950-х годов институт наказания в виде лишения свободы приобрел весьма характерные черты, проявившиеся прежде всего в формировании основного вида исправительно-трудового учреждения. Исправительно-трудовая система оказалась закрытой для общества, а порядок и условия содержания лишенных свободы регулировались подзаконными (ведомственными) нормативными актами.
114 115 Уголовно-исполнительное право § 5. Советское исправительно-трудовое законодательство и система в период с 1950 по 1980 год После смерти Сталина в общественно-политической жизни нашего общества, в том числе в правовой сфере, произошли существенные изме-1 нения, направленные на преодоление последствий культа личности," укрепление законности. Разумеется, это отразилось и на исправительно-трудовой системе, хотя ее материально-техническая база и органи* зационно-штатная структура практически не изменились. Деятельность ИТУ по-прежнему была направлена не только на исполнение кары, но и на использование труда заключенных в государственных интересах. Таким образом, основа исполнения наказания в виде лишения свободы была сохранена. Некоторым изменениям подверглась лишь политико-идеологическая и правовая надстройка этой системы. В частности, были проведены крупномасштабные амнистии 1953 и 1957 гг., многие были освобождены по реабилитации. Новые правовые акты, касающиеся наказания в виде лишения свободы, сняли ряд ограничений, явно противоречащих конституционным принципам в части прав и свобод гражданина, несколько были смягчены условия содержания заключенных в ИТУ, ставших более открытыми для общества, что было результатом наступления так называемой политической оттепели, впрочем, довольно быстро закончившейся. Наиболее значительным бьио то обстоятельство, что назначение наказания в виде лишения свободы постепенно вновь стало регулироваться на законодательном уровне. Указами Президиума Верховного Совета СССР «О порядке досрочного освобождения от наказания осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет» от 24 апреля 1954 г. и «О введении условно-досрочного освобождения из мест заключения» от 14 июля того же года был восстановлен отмененный приказом НКВД институт досрочного освобождения заключенных. В соответствии с циркулярами и приказами МВД СССР от 10 июля, 20 августа и 13 сентября 1954 г. в ИТУ предписывалось организовывать книжную торговлю, издавать свои периодические издания (уже в 1954 г. для заключенных выпускали 57 газет общим тиражом 105 тыс. экземпляров), вести работу по созданию самодеятельных организаций заключенных. 7 июля 1954 г. приказом по МВД СССР вводится в действие Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, одобренное Советом Министров (СМ) СССР. Основными задачами исправительно-трудовых учреждений признавались следующие: создание условий, исключающих возможность совершения осужденными преступлений, исправление и перевоспитание заключенных на основе при- 116 Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России общения их к общественно полезному труду. В октябре 1954 г. МВД СССР издает специальную инструкцию, регламентирующую режим содержания заключенных в местах лишения свободы. В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о прокурорском надзоре, где появилась специальная глава о надзоре за соблюдением законности в местах лишения свободы, что позволило значительно сузить возможности ведомственного произвола. Указанные партийные документы и ведомственные правовые акты положили начало процессу восстановления законности и расширения гласности в деятельности исправительно-трудовых учреждений. Дополнительным и существенным толчком к нормативным преобразованиям института лишения свободы стало проведение в июне 1956 г. XX съезда КПСС. Уже в октябре 1956 г. выходит совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР, где были определены перспективы дальнейшего развития исправительно-трудовой системы. В частности, было намечено произвести некоторую децентрализацию в руководстве ИТУ (как и в целом органов внутренних дел). До этого ИТУ подчинялись строго по вертикали ГУЛАГу, но теперь согласно постановлению они становились структурной частью местных органов управления. Предстояло ликвидировать ИТЛ (как вид ИТУ) и одновременно максимально расширить сеть исправительно-трудовых колоний, принять меры к созданию в них собственной производственной базы, широко привлекать общественность для реализации исправительно-трудовой политики. Устанавливался принцип отбывания наказания, как правило, по месту осуждения или жительства осужденного. Местным исполкомам вменялось в обязанность заниматься трудовым и бытовым устройством освобожденных из ИТУ. Воссоздавались наблюдательные комиссии, что законодательно подтвердилось сначала постановлением СМ РСФСР, апозже, в 1965 г., Указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Главной задачей ИТУ провозглашались исправление и перевоспитание осужденных на основе их подготовки к общественно полезной трудовой деятельности. Для организации воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы вводились политаппараты вместо существовавших долгое время культурно-воспитательных частей (это положение было реализовано в 1957 г. в форме организации отрядной системы). В определенной степени решался и кадровый вопрос: для работы в исправительно-трудовую систему было решено направлять лиц из партийно-советских органов, а также выпускников высших и средних специальных учебных заведений. 117 Уголовно-исполнительное право В декабре 1958 г. СМ СССР было утверждено Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах, которое, однако, действовала недолго, поскольку после принятия Основ нового уголовного законо-i дательства в республиках стали разрабатываться свои нормативные акты! Уголовный кодекс 1960 г. по сравнению с Кодексом 1926 г. претерпел принципиальные изменения, в том числе в регулировании институн та наказания в виде лишения свободы. Прежде всего это касается общих концептуальных положений. Основными факторами, определяющими вид и размер наказания, считались характер и степень общественной опасности совершенного преступления (ст. 37), что, собственно, и было руководством к действию для судов уже с 1930-х годов, несмотря на формально действовавшие и предполагавшие несколько иной подход нормы Общей части УК РСФСР 1926 г. Об этом свидетельствует, в частности, формулировка целей наказания (ст. 20 УК РСФСР 1960 г.), практически дословно воспроизведенная из Закона «О судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» 1938 г., где в ст. 3 говорилось: «Советский суд, применяя меры уголовного наказания, не только карает преступника, но также имеет своей целью исправление и перевоспитание преступников»34. Новый уголовный закон исключил возможность наказания, в том числе в виде лишения свободы, на основании так называемого опасного состояния. Лишение свободы по-прежнему предусматривалось за большинство составов преступлений, однако максимальный срок был снижен с 25 до 15 лет. Несмотря на то что перечень видов наказания в новом уголовном законе был, как и прежде, весьма обширным, лишение свободы предусматривалось лишь одним - одноименным - видом наказания. Пленум Верховного Суда СССР своим постановлением от 19 июня 1959 г. рекомендовал чаще применять условное осуждение, и число содержащихся в местах лишения свободы на некоторое время уменьшилось. Вместе с тем количество приговоренных к лишению свободы в дальнейшей практике судов оставалось достаточно большим (так, в 1970-е годы оно составляло 55-64%35 от общего числа осужденных). Еще одна отличительная особенность УК РСФСР 1960 г. состоит в увеличении числа санкций, предусматривающих лишение свободы, с 51,8до 55,2 (по сравнению с УК РСФСР 1926 г.) и уменьшении числа санкций, предусматривающих смертную казнь, с 9,4 до 5,5, а также в значительном увеличении числа санкций, которые сочетали лишение свободы с другими (как правило, более мягкими) видами наказания. Что касается исполнения наказания в виде лишения свободы, то в апреле 1961 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР о деятельности ИТУ было обнародовано и Указом Президиума Верховного Совета 118 Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России РСФСР в том же году утверждено Типовое положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах. Его нормы, регулирующие порядок и условия лишения свободы, содержались в еще не отмененном ИТК РСФСР 1933 г. И.В. ШмаровиМ.П. Мелентьев обращали особое внимание на установление в этот период судебного порядка распределения осужденных по видам ИТУ36 (ранее это было прерогативой органов НКВД, что также создавало условия для произвола). В 1963 г. появились колонии-поселения, куда должны были переводиться осужденные к лишению свободы, твердо ставшие на путь исправления, а в 1964 г. - институт условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду на стройках народного хозяйства. Следует отметить, что ничего принципиально нового данные нормы не вносили. В одних случаях (акцент на трудовое воспитание, введение элементов прогрессивной системы отбывания наказания, постановка цели исправления и перевоспитания осужденных) были реанимированы соответствующие положения исправительно-трудового законодательства 1920-1930-х годов, в других (определение исправительно-трудовой колонии как основного вида учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, разделение колоний по режиму, введение политзанятий с осужденными, создание собственных предприятий и др.) -отражалось фактически сложившееся положение дел в исправительно-трудовой системе, а также повторены нормы, принятые в 1953-1958 гг. Новыми были определенное нормативное упорядочивание целей, задач и условий реализации наказания в виде лишения свободы, несколько иная расстановка акцентов в свете изменившейся общественно-политической обстановки в стране. Все это в систематизированном виде, на уровне закона, было закреплено сначала в Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик37, а затем в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 г.38 § 6. Закрепление системы исправительно-трудовыхучреждений в Исправительно-трудовом кодексе 1970 г. В новом Исправительно-трудовом кодексе были отражены сложившиеся к концу 1960-х годов общественные отношения в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Это свидетельствует о его двух важных особенностях. Во-первых (и это, пожалуй, главное), принятый исправительно-трудовой закон оказался реализуемым практически по всем нормам, то есть в нем нашла отражение сформули- 119 Уголовно-исполнительное право рованная к тому времени модель развития исправительно-трудовой сферы. Во-вторых, разработке и принятию исправительно-трудового законодательства не предшествовали всесторонние дискуссии в ученых крут гах, где, собственно, и формируются законодательные концепции и со7 ставляются проекты соответствующих законов. Это объясняется тем, что в течение длительного периода (в 1930-1950-е годы) в силу закрытости исправительно-трудовой системы серьезные и объективные научные исследования не проводились, а прежние наработки уже не соответствовали социально-экономическим реалиям. Однако нельзя сказать, что в разработке ИТК РСФСР 1970 г. ученые не участвовали вообще. Со второй половины 1950-х годов в ряде учебных заведений (сначала в Высшей школе МВД СССР) было восстановлено преподавание курса исправительно-трудового права. Пенитенциарные проблемы стали предметом исследований таких известных ученых, как НА. Стручков, НА. Беляев, В.П. Артамонов, А.Е. Ната-шев, И А Сперанский, И.В. Шмаров, М.Д. Шаргородский, Л.Г. Крах-мальник и другие. В 1957 г. был выпущен учебник по исправительно-трудовому праву (авторы Е.Г. Ширвиндти Б.С. Утевский), Высшей школой МВД СССР изданы материалы теоретической конференции по вопросам советского исправительно-трудового права. ИТК РСФСР 1970 г. включал в себя Общую и Особенную части, где наиболее обширным являлся раздел о порядке и условиях исполнения наказания в виде лишения свободы. В ст. 1 ИТК указывалась задача Кодекса, состоявшая в обеспечении исполнения уголовного наказания, с тем чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но и исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности. В ст, 37 ИТК была указана и главная задача ИТУ - исправление и перевоспитание осужденных. Но, указав основную задачу ИТУ, закон не говорил прямо об иных задачах, хотя они и были изложены в других нормах Кодекса. Например, в ст. 22 условиями выполнения требований режима в местах лишения свободы назывались обязательная изоляция и постоянный надзор за осужденными, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений. (Полный перечень задач ИТУ был определен в 1993 г. в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».) К безусловным достоинствам ИТК РСФСР 1970 г. следует отнести включение в него норм о гарантиях законности в деятельности ИТУ. 120 Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России Соответствующие нормативные положения находились в разных разделах Кодекса, но в совокупности создавали достаточно прочные по тем временам правовые гарантии осужденным. Так, в ст. 4 указывалось, что основанием отбывания наказания и применения к осужденному мер исправительно-трудового воздействия является только приговор суда, вступивший в законную силу. Согласно ст. 10 вся деятельность ИТУ основывалась на строгом соблюдении законов; должностные лица несли ответственность за обеспечение законности в своей деятельности. В ст. 11 регулировались вопросы осуществления прокурорского надзора «заточным соблюдением законов при исполнении приговоров». Осуществляя от имени государства высший надзор, прокурор был обязан своевременно принимать меры к предупреждению и устранению всяких нарушений, от кого бы эти нарушения ни исходили, и привлекать виновных к ответственности. Предписания прокурора являлись обязательными для руководства ИТУ. Среди других норм Исправительно-трудового кодекса, направленных на усиление законности в ИТУ, можно назвать установление срока и порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания (ст. 14), внутреннего распорядка в ИТУ (ст. 23), регламентацию права подачи жалоб (ст. 36), условий труда осужденных (ст. 38), их материально-бытового обеспечения (ст. 56) и т. д. Особо следует подчеркнуть включение законодательных положений об оказании лишенным свободы юридической помощи, в том числе предоставлении возможности встречаться с адвокатами - наедине и без ограничений (ст. 27). Впервые на законодательном уровне в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы было закреплено равенство всех граждан. И хотя оно не было сформулировано как отдельный принцип (он записан в ст. 8 УИК РФ 1997 г.), однако следовало из ст. 8 ИТК РСФСР о правовом положении осужденных, где указывалось, что они «несут обязанности и пользуются правами, установленными для граждан СССР, с ограничениями, предусмотренными для осужденных, а также вытекающими из приговоров суда и режима, установленного Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик и настоящим Кодексом для отбывания наказания данного вида»39. Это законодательное положение принципиально важное, ибо теперь государство подчеркивало, что не выбрасывает осужденного из жизни общества. Рассматриваемая норма, наряду с другими, усиливала гарантии прав и свобод осужденных, создавая для этого исходную юридическую базу. ИТК РСФСР 1970 г. закрепил фактически сложившуюся структуру ИТУ. В ст. 12 указывались учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы: исправительно-трудовые колонии, тюрьмы и воспи- 121 Уголовно-исполнительное право тательно-трудовые колонии; подчеркивалось также, что исправительно-трудовые колонии являются основным видом ИТУ для содержания осуж-денных к лишению свободы, достигших совершеннолетия. Внутреннее устройство и оборудование ИТУ Кодексом не определялись; эти вопросы регламентировались Правилами внутреннего распорядка ИТУ (в редакции 1977 г.). Данный документ заслуживает особого внимания. По объему он почти такой же, как Кодекс. В соответствии со ст. 23 ИТК РСФСР Правила регулировали следующие вопросы: порядок приема осужденных в ИТУ, правила поведения осужденных во время работы и отдыха, перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных, перечень и количество предметов и вещей, которые они могли иметь при себе, порядок изъятия предметов, запрещенных к использованию, порядок производства проверок, свиданий, приема и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешенных к продаже осужденным. Кроме того, Правила дополнительно регламентировали вопросы оборудования ИТУ, организации политико-воспитательной работы с осужденными и их обучения, меры обеспечения изоляции осужденных, меры безопасности, порядок применения мер поощрения и взыскания и др. Некоторые положения Правил текстуально дублируют ИТК (например, о привлечении осужденных к труду, применении оружия), что объясняется, очевидно, несовершенством правотворческой деятельности. Однако более серьезные недостатки связаны с тем, что правилами (а не законом) регламентировались некоторые ограничения прав осужденных, имеющих важное значение для каждого человека, и прежде всего в местах лишения свободы. В их числе ограничение права наличную неприкосновенность путем применения к осужденным наручников (§ 47), смирительной рубашки (§ 48) и оружия (§ 49). Правилами внутреннего распорядка ИТУ устанавливался лимит наполнения ИТУ: для колоний общего режима - 1600 человек, усиленного режима - 1400, строгого режима - 1200, особого режима - 600, колоний-поселений - 700, колоний-поселений для лиц, совершивших преступления по неосторожности, - 2000 человек. В дальнейшем наблюдалось укрепление колоний, что было связано с расширением производственной деятельности в рамках исправительно-трудовой системы40 , и уже в 1986 г. цифры эти значительно возросли. В ИТК РСФСР 1970 г. были включены нормы, которые явно расходились с провозглашенной в нем концепцией об исправлении и перевоспитании осужденных как главной задачи ИТУ. Так, явно каратель- 122 Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России ный характер носит положение о том, что лица, содержащиеся в колониях особого режима, привлекаются, как правило, к тяжелым работам (ст. 37). Противоречили педагогическим целям и такие меры взыскания, как лишение осужденного свидания (ст. 53), ограничение переписки осужденных (ст. 30, 62-65, 70, 75, 76) и некоторые другие. Таким образом, ИТК РСФСР 1970 г. восстановил законодательное регулирование порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы, закрепил существующую систему исправительно-трудовых учреждений, сделал ее более открытой для общества, усилил государственный и общественный контроль за соблюдением законности в их деятельности, в определенной мере укрепил гарантии прав, свобод и законных интересов осужденных. Был сделан значительный шаг вперед по сравнению с предшествовавшим периодом, когда деятельность ИТУ регламентировалась в основном ведомственными нормативными актами. Существенным достоинством этого закона стало его максимальное приближение к действительности, а также более совершенная систематизация норм. Главной задачей деятельности ИТУ стало исправление и перевоспитание осужденных. С принятием ИТК РСФСР 1970 г. расширилось применение не только наказания в виде лишения свободы, но и других видов уголовных наказаний: исправительно-трудовых работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, условного осуждения, в том числе с обязательным привлечением к труду. Но Кодекс регулировал только исполнение наказаний в виде лишения свободы, исправительно-трудовых работ, ссылки, высылки и позже - условного осуждения и условного освобождения с обязательным привлечением к труду. Исполнение иных видов уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, наказаний в отношении военнослужащих регулировалось подзаконными нормативными актами, а исполнение наказания в виде смертной казни - специальным секретным приказом МВД СССР. § 7. Развитие уголовно-исполнительного права и законодательства в период реформ (1985—1996) Дальнейшее развитие института уголовных наказаний происходило довольно противоречиво. Период до середины 1980-х годов характеризовался определенной стабильностью. Уголовное законодательство оставалось практически неизменным. Являясь наиболее распространен- 123 Уголовно-исполнительное право ным видом наказания, лишение свободы применялось примерно к 40-42% осуждаемых преступников (в 1984 г. - к 49%, в 1987 - к 34%)4'. Исправительно-трудовые учреждения постепенно увеличивали объем промышленного производства и укрупнялись. С одной стороны, это затрудняло управление большой массой осужденных в отдельном ИТУ (что и послужило главной причиной разделения ИТУ на локальные участки), с другой стороны, получая прибыль как хозяйствующие субъекты, ИТУ могли расширять, обновлять и укреплять свою материально-техническую базу. Бытовые условия мест отбывания наказания улучшались, и это выгодно отличало рассматриваемый период как от предшествующих, так и от последующих лет. В исправительно-трудовом законодательстве появился ряд норм, расширявших права осужденных. Например, в 1977 г.в Кодекс была введена ст. 26 (1), предусматривавшая возможность краткосрочного выезда за пределы учреждения (до этого осужденные ни при каких личных обстоятельствах не могли покидать пределы ИТУ). В отношении лиц, отбывающих наказание в колониях особого режима, была отменена норма о привлечении их, как правило, к тяжелым работам; такое решение было педагогически оправданно и практически необходимо, поскольку было весьма затруднительно использовать особо опасных рецидивистов на тяжелых работах в силу режимных особенностей ИТУ, и они фактически занимались сравнительно легкой физической работой. Заметим, что ранее, в Положении об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах 1961г., речь шла не просто о тяжелых работах, а о физически тяжелых. Изменения, внесенные в исправительно-трудовое законодательство, в основном связывались с производственной деятельностью, материально-бытовыми условиями и воспитательной работой. В то же время правовое положение осужденных с 1970 г. мало изменилось, к началу 1980-х годов разрыв стал весьма внушительным и оказывал все усиливающееся отрицательное влияние на морально-психологический климат среди осужденных и состояние правопорядка в ИТУ42. К началу 1980-х годов все ИТУ были разделены на изолированные участки, и осужденные большую часть времени в период отбывания наказания проводили в «обычном жилом помещении» и на огороженном возле него пятачке. Выход из локальных участков ограничивался и мог осуществляться только строем. Осужденные были обязаны носить одежду единого образца и быть подстрижены наголо. В порядке дисциплинарных взысканий их могли лишать свидания с родственниками, права приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости и др. У осужденных изымалась половина заработка, им не выплачивалась трудовая пенсия, время работы в период отбывания наказания в виде Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России лишения свободы не включалось в трудовой стаж. Они могли смотреть телепередачи с разрешения начальства не более 2 часов вдень, телевизоры предписывалось включать и выключать с единого пульта. Запрещалось пользоваться транзисторными приемниками, магнитофонами, иметь наручные часы. К тому же многие нормативные предписания, определяющие правовой статус осужденных, имели секретный или ограниченный характер, что затрудняло их исполнение и контроль, а также противоречило международным нормам. Есть основания полагать, что указанные ограничения правового статуса осужденных к лишению свободы были одними из самых жестких в истории законодательного регулирования отечественной пенитенциарии. В прошлом, например, даже осужденные к каторжным работам имели возможность довольно активно общаться со свободным населением, перемещаться внутри острога, а в отряде исправляющихся - выходить за его пределы. Даже в суровые годы ГУЛАГа, если иметь в виду чисто режимные ограничения, заключенные не были столь стесненными в свободе передвижения, выборе одежды, прически и в другом. На повышенную суровость ИТК РСФСР 1970 г. по сравнению с предшествовавшими уголовно-исполнительными документами, а также на усиление в целом жесткости наказаний обращалось внимание в литературе43. При таком положении ни определенное улучшение бытовых условий, ни усиление политико-воспитательной работы, которая приобретала все более назойливые формы, не могли полноценно обеспечить реализацию концепции исправления и перевоспитания осужденных, поскольку их «застывший» правовой статус заметно отстал от развития общества в целом, а также во многом не соответствовал общечеловеческой морали. В довершение этого 5 апреля 1985 г. был принят У .л Президиума Верховного Совета РСФСР, ограничивавший применение условно-досрочного освобождения. В результате накопившиеся недовольство и раздражение осужденных, сдерживаемые администрацией ИТУ с помощью режимных мер, выплеснулись на рубеже 1990-х годов, когда наступила эпоха гласности. Таким образом, прошедшая тогда волна массовых неповиновений, беспорядков, захватов заложников не возникла вдруг, а стала следствием непоследовательной пенитенциарной политики. В эти же годы под влиянием общественно-политических преобразований в нашей стране и под давлением правозащитньк организаций суды резко сократили применение наказания в виде лишения свободы. Такая судебная практика привела к заметному сокращению численности осужденных, направляемых в места лишения свободы. Это было воспринято государственными органами управления, прежде всего МВД 125 Уголовно-исполнительное право СССР, как закономерное и необратимое явление и привело к ликвидации «лишних» ИТУ, которая усугубила положение исправительно-трудовой (уголовно-исполнительной) системы уже в начале 1990-х годов, когда численность осужденных стала расти. Следует особо отметить такую форму лишения свободы, как наказание в виде направления в воспитательно-трудовой профилакторий (ВТП), введенное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1982 г. В этих учреждениях содержались лица, занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством, ведущие иной паразитический образ жизни; они осуждались в соответствии со ст. 341 и 209 УК РСФСР 1960 г. Данная мера обусловливалась необходимостью социальной реабилитации указанных категорий лиц и, как нам представляется, была оправданной, так как проблема пьяниц и бродяг (бомжей) для России всегда актуальна. Однако под воздействием правозащитной волны, исходящей из западных стран, ВТП были упразднены, на наш взгляд ошибочно. Фактическим лишением свободы было и принудительное лечение во введенных в 1974 г. лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП)44, впоследствии ликвидированных по той же причине.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (560)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |