Финансовая политика РФ
Финансовая политика. Содержание, значение и задачи финансовой политики Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Содержание финансовой политики охватывает комплекс мероприятий: 1. Выработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и задач; 2. Создание адекватного финансового механизма; 3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективы использования финансов и предусматривают решение главных задач – сущность финансовой стратегии. Одновременно с этим государство осуществляет выбор тактических целей и задач использования финансовых отношений, они связаны с проблемами государства в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов. Стратегия и тактика взаимосвязаны. Задачи финансовой политики: 1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 2. Установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов; 3. Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; 4. Выработка финансового механизма и его развитие в соответствие с изменением целей и задач стратегии; 5. Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ее разделяют на три вида: · Политика экономического роста – это система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости; · Политика стабилизации – использование мер фискальной политики и политики государственных расходов для удержания объема выпуска продукции на типичном для рассматриваемой стране уровне и поддержания стабильности цен; · Политика ограничения деловой активности – политика, направленная на уменьшение реального объема ВНП, по сравнению с его потенциальным уровнем. Принимается в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Типы финансовой политики: 1. Классическая финансовая политика. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции и использование рыночного механизма как главного регулирования хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов и обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Задачами государства является управление государвстенным долгом и финансирование военных расходов. Система управления сосредоточена в одном органе – Минфине. 2. Регулирующая финансовой политики. Финансовая политика стала использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения, основным инструментом вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и обеспечивается рост предпринимательской деятельности и создаются новые рабочие места. Государство активно развивает применение долгосрочных и краткосрочных займов для финансирования бюджетного дефицита. Рынок ссудных капиталов становиться вторым по значению источником доходов бюджета. Изменена система управления финансами – вместо единого органа возникает несколько самостоятельных. Т.е. выделяются службы, занимающиеся планированием бюджета, финансированием бюджетных расходов, контролем за поступлением налогов и управлением государственным долгом. 3. Планово-директивная финансовая политика. Применяется в странах, использующих административно-командную систему управлении я экономикой, основана на государственной собственности и на прямом директивном руководстве экономикой и социальной сферой. Цель финансовой политики – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего их перераспределения в соответствие с гос. планом. Основной задачей финансового механизма является изъятие всех неиспользованных финансовых ресурсов. Расходы бюджета определялись исходя из приоритетов, установленных гос. планом. Средства выделялись на затраты без увязки с получаемым эффектом. Финансовые ресурсы используются непроизводительно, покрытие расходов на социальные нужды осуществляется остаточным методом по минимальным нормам. Управление финансами происходит из единого центра, который занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.
Финансовая политика РФ В связи с переходом к рыночным отношениям и приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм, это нашло выражение: 1. во взаимоотношениях между государством и предприятиями перевелись на налоговую основу; 2. изменились межбюджетные отношения, территориальные бюджеты получили большую самостоятельность в расходовании средств; 3. в вышестоящих бюджетах (федеральном, региональном) созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стала поступать помощь, размер которой определяется с учетом налогового потенциала и численности населения территории; 4. бюджетный дефицит стал покрываться на основе выпуска государственных ценных бумаг; 5. с организацией фондового рынка изменяется порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их купле-продажей на фондовых биржах. 6. с созданием частных страховых компаний в стране стали функционировать страховые рынки и страховые фонды; 7. из гос. бюджета выделяются средства на социальное страхование и создаются государственные социальные внебюджетные фонды; 8. созданы новые финансовые и контрольные ведомства (счетная палата, министерство по налогам и сборам, налоговая полиция и т.д.).
Финансовый механизм Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Элементы: 1. Финансовые отношения охватывают: i , - отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции, оказанию услуг; - отношения с банковской системой по расчетам за банковские услуги, при получении и погашении кредитов/покупке и продаже валюты и другие операции; \ • .. ■ ',' \; - отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию коммерческих и финансовых рисков; - отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами; - отношения с инвестиционными институтами по размещению инвестиций; - отношения с филиалами и дочерними предприятиями; - отношения с персоналом предприятия; - отношения с акционерами предприятия; - отношения с налоговой службой; - отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами. 2. Правовое обеспечение действующего финансового управления включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы, распоряжения министерств и ведомств, инструкции и методические указания. 3. Финансовые методы - это методы финансового управления. К ним относятся: финансовый учёт, анализ, планирование, прогнозирование, финансовый контроль, кредитование, налогообложение, материальное стимулирование и ответственность, страхование, лизинг, аренда, факторинг. 4. Информационное обеспечение – процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих нормативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности фирмы. 5. Финансовые инструменты – это документы, имеющие денежную стоимость. 6. Финансовые показатели. Подразделяются на: - показатели оценки имущественного состояния фирмы; - показатели ликвидности и платежеспособности фирмы; - показатели структуры капитала фирмы; - показатели состояния оборотных средств; - показатели рентабельности. Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики, его изменения происходят в связи с решением тактических задач и поэтому он чутко реагирует на особенности текущей обстановки в экономике и социальной сферы. Различают 2 типа финансового механизма: 1. директивный – разрабатывается для финансовых отношений, в которых участвует государство; 2. регулирующий – определяет правила игры в определенном сегменте финансов и прямо не затрагивает интересы государства.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |