Школа физиократов возникла в конце XVIII в. во Франции
Ее представители - Пьер Буагильбер (1646-1714), Франсуа Кенэ (1694-1774) и др. Физиократы считали, что богатство нации создается не в сфере обращения, а в сфере национального производства. Правда, они ограничивали эту сферу только сельским хозяйством, полагая, что богатство создается только в земледелии и только земледельческий труд является производительным. Физиократы были сторонниками господства частной собственности, свободной конкуренции и ратовали за развитие внешней торговли. Учение физиократов получило дальнейшее развитие в работах представителей классической политической экономии. осуществивших анализ промышленного производства. Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823) создали классическую буржуазную политическую экономию. Важнейшее сочинение Уильяма Петти «Трактат о налогах и сборах» (1662) положило начало трудовой теории стоимости: стоимость товара определялась затратой труда на его создание. Своего наивысшего расцвета данная школа достигла в трудах А. Смита и Д. Рикардо. Главный труд А. Смита - «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), в котором предмет изучения -богатство народов - он характеризует как богатство. Смит выдвигает тезис о том, что стоимость создается трудом независимо от отрасли производства. Основной тезис звучит так: труд создает стоимость, источником всякого богатства является труд; капитал важен лишь в той мере, в какой он дает занятие труду. Смит считает, что главным мотивом хозяйственной деятельности является своекорыстный интерес, удовлетворение которого способствует разделению труда, являющемуся средством увеличения богатства через рост производительности труда. Таким образом, на первый план в своем экономическом анализе Смит выдвигает труд и разделение труда. Д. Рикардо - выходец из семьи крупного биржевого маклера, его главный труд - «Начало политической экономии и налогового обложения» (1817). Он сводит все категории к исходной -трудовой стоимости и через ее призму осуществляет свой дальнейший анализ. Величину стоимости Д. Рикардо определяет не только живым трудом, но и прошлым, т.е. тем трудом, который ранее был затрачен на создание средств производства. Стоимость их переносится на вновь произведенный товар либо целиком (сырье), либо по частям (машины и оборудование). Тем самым Д. Рикардо доказывает несостоятельность определения Смитом величины стоимости доходами, а также ошибочность исключения постоянного капитала из стоимости вновь произведенного товара. Д. Рикардо показывает, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества - заработной платы, прибыли, процента и ренты. Он делает вывод о том, что прибыль есть неоплаченный труд рабочего, но не может объяснить процесс возникновения прибыли с точки зрения закона стоимости, раскрыть сущность закона прибавочной стоимости. Таким образом, классическая школа: · положила начало трудовой теории стоимости, · сделала попытку проникнуть в сущность возникновения богатства, · поставила перед собой задачу исследовать способы увеличения богатства, · рассмотрела отдельные формы прибавочного продукта, используя при анализе экономических явлений и процессов метод научной абстракции, · они первыми научно доказали, что экономика развивается по своим внутренним законам.
Возникшая в Германии политическая экономия создавалась на позициях Ф. Листа (1789-1846) и получила название исторической школы. Ею выдвигались задачи создания национальной науки, изучения вопросов экономики в связи с правом, нравственной этикой, психологией. В 1841 г. Ф. Лист опубликовал свою основную работу «Национальная система политической экономии», в которой выступил с учением об исторических стадиях хозяйственного развития. Он выделил пять исторических этапов:
Он ратовал за идею протекционизма, предполагающего активное вмешательство государства в экономику с целью создания единого национального рынка и защиты национального производства.
В середине XIX в. возникает марксизм. Его создатели К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Главный труд К. Маркса - «Капитал». В работе проанализированы важнейшие экономические законы капиталистического способа производства:
С точки зрения классиков марксизма, предметом политической экономии являются производственные отношения людей, экономические законы и категории, в которых выражаются эти отношения, а не богатство, его источники, принципы распределения. Теоретики марксизма дают определение науки в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова политическая экономия - наука о производственных отношениях и экономических законах определенного способа производства, а в широком - наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных ступенях развития человеческого общества.
Продолжением теории К. Маркса применительно к новой исторической эпохе является ленинская теория империализма. В. И. Ленин (1870-1924) показал, что глубинную экономическую основу империализма составляют монополии, которыми охвачены все стороны экономической жизни: промышленное производство, банковское дело, международные отношения. Он открыл закон неравномерного экономического и политического развития в эпоху империализма, который помог ему сделать выводы о причинах войн при империализме, преходящем характере капиталистического общества.
В противовес марксистскому учению в 70-е гг. XIX в. возникает австрийская школа (К. Менгер (1840-1921), Ф. Визер (1851-1926)). Ее называют субъективной или субъективно-психологической. Представителями данной школы разработаны теория предельной полезности и основанная на ней теория капитала и процента. Экономисты австрийской школы считали, что политическая экономия должна изучать не производственные отношения и экономические законы, а сознание хозяйствующего субъекта во всем многообразии опыта. Центральное место занимает теория ценности, получившая название «предельной полезности». Используемые в политической экономии категории «товар» и «стоимость» заменены понятиями «благо» и «ценность». Предельной полезностью определяется ценность блага, которая зависит от соотношения запаса этого блага и потребности в нем.
Непосредственными преемниками австрийской школы стали английский экономист А. Маршалл (1842-1924) и Д. Кларк (1847-1938). А. Маршалл попытался объединить теорию издержек производства и предельной полезности. Д. Кларк сформулировал закон предельной производительности труда и капитала. Ссылаясь на него, Кларк утверждал, что каждое новое вложение труда в производство при данном капитале сопровождается падением производительности по сравнению с предыдущими вложениями. Перечисленные выше три учения (австрийская школа, А. Маршалла и Д. Кларка) принято называть маржинализмом, под которым понимают учение о предельной полезности и предельной производительности факторов производства с абсолютизацией количественного анализа. В современной экономической науке выделяют неоклассическое, неокейнсианское и институционально-социологическое направления. Современными представителями неоклассицизма являются Р. Солоу, М. Фридмени др. Основоположники неоклассической теории с самого начала отстаивали принцип невмешательства государства в экономическую систему. Однако под влиянием развития рыночной экономики они признали возможность подобного вмешательства посредством использования косвенных методов (кредитно-денежных). Одной из разновидностей неоклассического направления является монетаризм. Его главный представитель - американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен. Монетаристы придают решающее значение в экономическом развитии денежной сфере. Для устойчивого развития экономики, на их взгляд, необходимо увеличение на 4-5 % денежной массы в обращении. Государство должно резко ограничить формы вмешательства в экономику, ибо его политика порождает неустойчивость экономического развития.
Кейнсианская теория возникла в 30-е гг. XX в. Основные идеи были сформулированы Дж. Кейнсом (1883-1946) в работе «Общая теория занятости, процента и денег». Кейнс признал необходимость государственного регулирования экономики. Он акцентирует внимание на анализе макроэкономических величин: национального дохода, инвестиций, занятости, потребления, сбережений и т.д. Основные цели, которые ставят кейнсианцы перед государством - поддержание «эффективного спроса» и «полной занятости». Экономическая программа Кейнса включает: всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, антиинфляционную и циклическую политику, циклическое балансирование бюджета, регулирование занятости и т.д. В первой половине 50-х гг. XX в. отдельные положения учения Кейнса были пересмотрены и развиты в работах неокейнсианцев. Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Хансен основное внимание уделяют экономической динамике и экономическому росту; исходят из необходимости систематического прямого государственного регулирования экономики, а не косвенного, как у Кейнса. Неокейнсианцы разрабатывают модели экономического роста, предусматривающие инвестиции в научные исследования, новую технику, инфраструктуру с помощью государственного финансирования.
Институционально-социологическое направление возникло в конце XIX - первой половине XX в. Его основоположники Т. Веблен, У. Гамильтон, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт считали, что экономика развивается под воздействием экономических (монополии, собственность, конкуренция) и неэкономических (обычаи, нормы поведения людей, инстинкты) факторов. С введением категории «институции» осуществлялась переориентация предмета политической экономии: вместо рассмотрения законов развития рыночной экономики выдвигался вопрос о том, как различного рода социальные, правовые, этические процессы влияют на экономические отношения. Тем самым представители этого направления поставили важную проблему: об организационном и правовом оформлении экономических отношений с переходом на более высокую ступень развития (теории «индустриального» и «постиндустриального» общества) и уделили большое внимание разработке практических рекомендаций для экономической политики государства и монополии.
ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |