Практическое занятие № 15. Лексико-семантическая система языка. Фразеология
Термины:парадигматика в лексике, синтагматика в лексике, гипоним, гипероним, синонимия, антонимия, паронимия, фразеологически связанное значение, идиома, термин. Теоретические вопросы 15.1. Расскажите о парадигматических и синтагматических связях языковых единиц в лексике. 15.2. Раскройте содержание понятий «синонимический ряд», «доминанта». Назовите основные типы синонимов. Каковы источники и функции синонимов? 15.3. У всех ли слов языка есть антонимы? Что такое контекстуальные антонимы? Что такое энантиосемия? 15.4. Назовите основные типы фразеологизмов. Практические задания 15.5. Распределите лексемы по лексико-семантическим группам, укажите гипонимические отношения: зеленый, окунь, лещ, овчарка, бежать, тетя, родственник, пудель, красный, малиновый, идти, брат, щука, оранжевый, рыба, отец, ехать, собака, дог, сестра, синий, треска, зять. 15.6. Найдите в синонимических рядах доминанты, определите типы других членов ряда: а) высокорослый, рослый, долговязый, длинный, высокий, высоченный, дюжий; б) злиться, кипятиться, гневаться, рвать и метать, сердиться, досадовать, приходить в ярость. 15.7. (на основе К 3 с. 97) Подберите синонимы к словам, укажите типы синонимов: 1) спать, маленький, беспорядок; 2) Meer, Dame, Antlitz; 3) beautiful, big, begin. 15.8. Подберите антонимы к словам с учетом полисемии: низкий, подниматься, свежий, ясно, друг. 15.9. (ККР 420) С каждым сочетанием слов составьте по 2 предложения, в одном из которых эти сочетания употреблялись бы как свободные, а в другом – как фразеологизмы: пустить корни, лед тронулся, при открытых дверях, хлебом не корми, разинуть рот. 15.10.* (на основе Н 4.156) Ответьте на вопрос, используя известный фразеологизм, объясните игру слов: What is the worst weather for rats and mice? Литература Учебники А.А. Реформатского (§§ 16, 23), В.И. Кодухова (§§ 33-34); ЛЭС («Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизм»). Практическое занятие № 16. Расслоение и изменение словарного состава языка. Лексикография. Термины:архаизм, историзм, неологизм, заимствование, варваризм, табу, эвфемизм, калька, полукалька, этимология, этимон, деэтимологизация, народная этимология, лексикография. Теоретические вопросы 16.1. Какие группы лексем входят в пассивный словарь языка? 16.2. Расскажите о стилистических пластах лексики. 16.3. Каковы основные пути обогащения словарного состава? 16.4. В чем разница между энциклопедическими и лингвистическими словарями? Практические задания 16.5. Разделите устаревшие слова на 2 группы: ретироваться, сплин, ботфорты, епанча, кринолин, выя, урядник, денница, ликбез, драгун, хладный, дилижанс. 16.6. (Н 4.186) Определите, из каких языков заимствованы слова: а) барабан, башлык, сундук, каракуль, кавардак; б) вуаль, жакет, маникюр, сенсация, фельетон; в) фартук, слесарь, циферблат, концерн, лейтмотив, флигель; г) сейф, блюминг, аут, пуловер, джаз; д) ария, солдат, тенор, адажио. 16.7. Проанализируйте степень освоенности заимствований на разных уровнях языковой системы, сравните их с аналогами в языке-источнике (укажите отличия): митинг, имидж, бутсы, тайм, фрахт, штаб, пфенниг, фрейлейн. 16.8. Проанализируйте и сравните словарные статьи, посвященные слову дом, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» и в словаре синонимов. 16.9. (на основе К 6 с. 87) Выберите пары слов, имевших когда-то общий корень, но деэтимологизировавшихся: завтрак, колея, дуть, нож, перст, гром, подушка, колесо, заноза, зеркало, басня, горло, баян, созерцать, делить, ожерелье, упругий, перчатка, доля, утро, грянуть, пружина. 16.10. (на основе Н 4.179, 4.180) Объясните существование в детской речи таких слов: клейкопластырь, колоток, ветролет. Объясните аналогичные примеры из речи взрослых (из сборника задач И.А. Бодуэна де Куртенэ): гувернянька, прижим (режим), заштрафовать (застраховать). Литература Учебники А.А. Реформатского (§§ 19, 24-25), В.И. Кодухова (§§ 35-37); ЛЭС («Лексикография», «Словарь»).
Экзаменационные вопросы по курсу «Введение в языкознание»
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1141)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |