Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля
Министерство финансов РФ занимает важнейшее место в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Минфин осуществляет финансовый контроль
· целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
· поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
· доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ;
· обеспечением платежеспособности страховщиков;
· формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ;
· использованием и хранением драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними;
· расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом;
· качеством аудиторских проверок.
В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.
Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия
Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.
Однако, принимая во внимание Бюджетный кодекс, отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.
Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Однако Минфин имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначены именно для проведения финансового контроля: Департамент государственного финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и др. органы.
Департамент государственного финансового контроля и аудита
В задачи
· исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,
· организацией денежного обращения,
· использованием кредитных ресурсов,
· состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,
· предоставлением налоговых льгот и преимуществ.
Департамент государственного контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует использование федеральных средств, в том числе в иностранной валюте; организует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок.
В случае установления нарушений использования федеральных средств, израсходованных незаконно или не по целевому назначению средства, а также доходы от их использования, по предписанию Департамента, подлежат возмещению в течение одного месяца после выявления нарушений.
Территориальные контрольно-ревизионные органы
· контролируют целевое использование средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
· проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;
· в ряде случаев на договорной основе проводят ревизии и проверки поступления и расходования средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
· контролируют своевременное устранение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций, а также возмещение ими причиненного ущерба и т.д.
Территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина России имеют право
· проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы;
· получать от должностных лиц ревизуемых организаций объяснения;
· получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций данные, необходимые для осуществления своих функций;
· направлять предложения о приостановлении и прекращении финансирования ревизуемых организаций при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также непредставления ими бухгалтерских документов, связанных с использованием этих средств;
· ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушениях, передавать материалы проверок и ревизий в правоохранительные органы и т.д.
Органы федерального казначейства
В этих целях Главное управление федерального казначейства:
· организует контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
· организует и осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
· организует и осуществляет сбор и анализ информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов.
Органы федерального казначейства по субъектам РФ, по городам, районам в городах:
· контролируют своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также целевое направление использования указанных средств;
· передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность и др.
В целях осуществления контроля финансовое казначейство наделено следующими правами
· проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, связанные с зачислением, переначислением и использованием средств федерального бюджета;
· получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
· приостанавливать операции по счетам организаций, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
· изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях бюджетной дисциплины;
· накладывать на кредитные организации штраф в случае несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление средств в федеральный бюджет;
· взыскивать в бесспорном порядке денежные средства используемые не по целевому назначению.
Функции органов Государственного страхового надзора
Важное место в их функциях занимает предварительный контроль, осуществляемый ими в процессе выдачи лицензий на осуществление страховой деятельности. По результатам текущего и последующего контроля они вправе приостановить, ограничить действие лицензии или отозвать ее.
Заключение
Анализ проведенного исследования взглядов и мнений ученых и практикантов в области финансового права позволяет сделать следующий вывод:
Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы и на современном этапе претерпевает серьезные изменения. Эти изменения также затрагивают и систему контрольных органов.
Среди всего многообразия органов, осуществляющих финансовый контроль, выделяется Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Прежде всего, Минфин осуществляет контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, а также контролирует направление и использование государственных инвестиций.
Финансовый контроль осуществляю все структурные подразделения Минфина РФ. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета и др. полномочия; органы Государственного страхового надзора осуществляют контроль в страховой деятельности.
Минфин осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительно власти, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Литература Положение о Министерстве финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 [2] Положение о Министерстве финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 [3] Положение о Министерстве финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 [4] Чиркин В.Е. Государственное управление, стр. 122 [5] Бюджетный кодекс Российской Федерации [6] Положение о Департаменте управления делами и контроля от 23 июня 2006г. № 208 [7] Положение о Департаменте бюджетной политики от 11 июля 2005г. № 167 [8] www. minfin.ru [9] Пикулькин А. В. Система государственного управления, стр. 84 [10] Положение о Министерстве финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 [11] Бюджетный кодекс Российской Федерации [12] Федерального закона «Об основах государственной службы» [13] Указ Президента «О перечне государственных должностей Российской Федерации» [14] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79 [15] Приказ Минфина РФ от 14 сентября 2005 г. N 114н "Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации" [16] В. Кривенко. Сборник кратких сведений о правительственных учреждениях, стр. 128 [17] Положение о Министерстве финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 [18] Карасева М.В., Финансовое право, стр. 158
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1317)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |