ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / классификация
Дидактическими средствами являются предметы, которые, предоставляя учащимся сенсомоторные стимулы, воздействующие на их зрение, слух, осязание и т. д., облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности. Слово «предмет» в приведенном определении относится как к предметам реальной действительности, так и к их модельным, образным, словесным или символическим заменителям.
Понимаемые таким образом дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции:
Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Так, например, в процессе ознакомления учащихся с новым материалом познавательная функция выступает наряду с дидактической и формирующей функциями. Аналогичным образом формирующая функция связывается как с познавательной, так и с дидактической функцией, так как, чтобы развивать у учащихся, например, прочность запоминания или умение самостоятельно мыслить (формирующая функция), мы должны сначала создать для этого соответствующие условия, т. е. определить предмет, с которым будут связаны действия по запоминанию, действия по решению проблем и т. п. (дидактическая функция). Следовательно, представленное выше деление функций дидактических средств является не разделительным, т. е. таким, компоненты которого исключали бы друг друга, а скорее ориентирующим, определяющим основные тенденции и доминирующие моменты. Существует множество различных классификаций дидактических средств. Чаще всего используются классификации, основания которых связаны с характером воздействия этих средств, а именно визуальным, аудиальным и аудиовизуальным. В соответствии с этим критерием дидактические средства также подразделяются на визуальные (оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т. п.), аудиальные (радио, магнитофон и т. п.) и аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение). Кроме того, известна классификация, основанная на своеобразно понимаемом принципе: «от простого и конкретного к сложному и абстрактному».
Авторы этой классификации выделяют следующие виды дидактических средств: оригиналы, демонстрируемые в естественных условиях; оригиналы, помещенные в искусственные условия; модельные эквиваленты оригиналов; символы; программированные учебники и дидактические машины [см.: Klingberg L. etc. S. 163; Fuchs R. und Kroll K. S. 9; Berezowski E., Dlugoszowa J. S. 10—11].
Наконец, существует классификация дидактических средств с точки зрения их степени сложности. В соответствии с таким делением различают дидактические средства простые и сложные. К числу простых относятся естественные образцы в естественных условиях, естественные образцы, демонстрируемые в искусственных условиях, препарированные образцы, модели, картины, карты, диаграммы и т. д. Сложными средствами являются разнообразные механические и электрические устройства: кинопроекторы, телевизионная аппаратура, устройства, автоматизирующие процесс учения, и т. п. При таком делении виды чувственных воздействий оказались подчиненными критерию сложности самих средств. Поэтому как среди простых, так и среди сложных средств можно выделить визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства, а также не входящие в эти группы программированные учебники и дидактические машины [см: Okon W. 1968].
Еще одну классификацию дидактических средств предложил М. Годлевский, который разделил их на: доски — для написания мелом, фланелевые, магнитные, специальные (перфорированные), монтажные и др. устройства для светопроекции — проекторы неподвижных изображений, проекторы немого фильма, оптические скамьи и лампы для теневой проекции, устройства для освещения поля наблюдения, специальные устройства (стробоскопы, эластооптические устройства и др.), вспомогательные устройства, каковыми являются разнообразные экраны, затемнения и т. п.; устройства для усиления записи и воспроизведения звука — устройства для озвучивания учебных помещений, магнитофоны, адаптеры и проигрыватели, совмещенные устройства (радиолы и др.); аудиовизуальные средства — видеофоны, проекторы звукового фильма, совмещенные устройства диафильмо-магнитофоны, школьное телевидение в замкнутой системе, видеомагнитофо ны; дидактические машины — устройства для закрепления знаний (репетиторы, информационно-инструктирующие и другие машины), устройства для быстрого контроля успехов учащихся (экзаменаторы и др.), тренинговые устройства и симуляторы, полифункциональные устройства, специальные устройства, например лаборатория для изучения иностранных языков, и др.; устройства для воспроизводства текстов и образов — множительный аппарат клише, ротапринты, ксерографы, фотокопирующие устройства; средства массовой информации — радио, телевидение; электронные цифровые машины — ЭЦМ общего назначения, ЭЦВМ дидактические; техника научной информации — устройства для чтения микрофильмов, классификаторы, классификационные картотеки; комплексные учебники и программированные тексты— для обучения традиционными методами, для программированного обучения, для изучения иностранных языков; аппаратура объемного изображения — стереопроекторы, стереокинопроекторы, голография.
Обобщая результаты рассмотрения различных классификаций дидактических средств, можно сказать, что и классификация функций, и классификация средств не отвечают жестким требованиям разделения. Отдавая себе отчет в том, что этот недостаток действительно есть, мы выбираем классификацию, предложенную в начале данного параграфа, дополнив ее компонентом, охватывающим различные устройства, предназначенные для частичной автоматизации учебной работы.
В соответствии с этой классификацией дидактические средства делятся на: визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, машины, устройства, препараты, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.; аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные ленты вместе с устройствами, облегчающими пользование ими, радиоаппаратуру, музыкальные инструменты и т. д.; аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — телевизионные аппараты, кинопроекторы; частично автоматизирующие процесс обучения — программированные учебники, дидактические машины, лаборатория для изучения языка, так называемые автоматизированные классы и т. д.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |