Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика конфликтов в педагогическом процессе



2016-01-26 3724 Обсуждений (0)
Специфика конфликтов в педагогическом процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Конфликты встречаются в таком социальном институте, как школа. Для большинства российских школ характерны конфликты разной интенсивности. Так как педагогическая сфера является совокупностью всех видов целенаправленной социализации личности, а ее суть состоит в деятельности по передаче и освоению социального опыта, то именно здесь необходимо наличие благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих душевный комфорт для педагога, ученика и родителей.

Многочисленные публикации о проблемах современной школы часто отмечают, что главной ее бедой является отсутствие у педагога интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, это и становится причиной конфликтов между педагогами и учениками, школой и семьей.

Исследование проблемы конфликтов в педагогическом процессе нашло отражение в трудах В.И. Андреева, А.Я. Анцупова, Е.М. Бабосова, Г.Л. Воронина, а также в статьях Козырева Г.И., Данакина Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанского В.И. и многих других педагогов и психологов. Но данная тема актуальна в силу своей многогранности и многоаспектности.

Таким образом, цель данной контрольной работы – это изучить понятие и сущность педагогического конфликта, причины его возникновения и методы разрешения.

Из цели вытекают следующие задачи:

· Изучить особенности, виды, типы и группы педагогических конфликтов;

· Изучить причины возникновения конфликтов в школе;

· Изучить способы и методы разрешения педагогических конфликтов;

· Изучить стратегии поведения в конфликтной ситуации в педагогическом процессе.

 

Специфика конфликтов в педагогическом процессе

Педагогическое общение – это коллективная система социально-психологического взаимодействия. При этом линии общения постоянно взаимодействуют, пересекаются, взаимопроникают друг в друга. В педагогической деятельности коллективность общения является не просто коммуникативным фоном деятельности, а важнейшей закономерностью педагогического общения.

Теория и практика педагогики накопила значительный запас фактов и наблюдений для попытки поднятия вопроса об оформлении теоретического направления - педагогической конфликтологии, в качестве самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблему педагогических конфликтов относят к области научных знаний, которые имеют свое место во всех науках как социальных, так и технических [11].

Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» [5].

Конфликт в педагогической деятельности часто выражается в стремлении учителя утвердить свою позицию и в протесте ученика против несправедливости наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

В ходе педагогических ситуаций перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать особенности восприятия учеником сложившейся ситуации, причин его поступков[1, c.47].

Педагогические ситуации могут быть как простые, так и сложные. Простые учитель разрешает без встречного сопротивления учеников с помощью организации их поведения в школе. В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: остановка драки, предупреждение ссоры между учениками, просьба о помощи в подготовке к уроку, участие в разговоре между учениками – для всего этого необходимо проявление находчивости.

В сложных ситуациях большое значение придается эмоциональному состоянию учителя и ученика, характеру сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влиянию присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности из-за непредсказуемости поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно [8].

Ученик испытывает трудности в каждодневном выполнении правил поведения в школе и требований учителей на уроках и переменах, поэтому естественно возникновение незначительных нарушений общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и многое другое.

Проявляя правильную реакцию на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность при оценке поступка часто может привести к ошибкам, вызвать возмущение у ученика из-за несправедливости со стороны учителя, и тогда происходит переход педагогической ситуации в конфликт.

В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» [15].

Конфликты в педагогической деятельности могут надолго нарушить систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызвать у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.

Среди некоторых особенностей педагогических конфликтов стоит отметить:

· профессиональную ответственность учителя за педагогическое правильное разрешение ситуации: ведь школа выступает моделью общества, где учениками усваиваются социальные нормы отношений между людьми;

· различие в социальном статусе участников конфликтов (учитель-ученик), что и определяет разное поведение в конфликте;

· разницу в возрасте и жизненном опыте участников, которая разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

· различие в понимании событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» выглядит по-разному), потому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчиниться разуму;

· присутствие других учеников при конфликте, что делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них, об этом всегда необходимо помнить учителю;

· профессиональную позицию учителя в конфликте, обязывающую его брать на себя инициативу в его разрешении и на первое место ставить интересы ученика как формирующейся личности;

· факт, что всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

· конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить [9].

Отражение противоречий между участниками совместной деятельности - это межличностный конфликт, представляющий собой некую ситуацию взаимодействия людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы [2].

Возможно выделение трех фаз протекания конфликта в педагогической ситуации:

В 1 фазе - конфликтное острое начало с присутствием явного нарушения социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации;

Во 2 фазе – закономерная ответная реакция «соперника», от ее формы и содержания зависит исход конфликта;

В 3 фазе – происходит относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в двух различных направлениях - улучшение или ухудшение сложившихся ранее отношений [8].

Педагогические конфликты возможно разделить на три большие группы.

Первая группа – это мотивационные конфликты, возникающие между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своем основании мотивационный фактор, конфликтам этой группы свойственно разрастаться и в конечном итоге способствовать возникновению между учителями и ребятами неприязни, противостояния, даже борьбы.

Вторая группа – это конфликты, которые связаны с плохой организацией обучения в школе. Здесь можно выделить четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе.

Первый период – приход в первый класс: сопровождается сменой ведущей деятельности с игровой на учебную, появлением новых требований и обязанностей, длительность адаптации может быть от 3 месяцев до 1,5 лет.

Второй конфликтный период - переход из 3 в 5 класс. Одного учителя сменяют разные учителя-предметники, происходит появление новых школьных предметов.

Третий конфликтный период - начало 9-го класса сопровождает новая болезненная проблема: необходимость решить, что делать после 9-го класса - учеба в среднем специальном учебном заведении или продолжение учебы в 10-11 классе. Для многих молодых людей 9 класс - это черта вступления во взрослую жизнь.

Четвертый конфликтный период – проявляется в окончании школы, выборе будущей профессии, конкурсных экзаменах в ВУЗ, начале личной и интимной жизни.

Третья группа педагогических конфликтов – это конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты, причиной которых становится субъективный характер, личностные особенности конфликтующих, их целевые установки и ценностные ориентации [4].

 



2016-01-26 3724 Обсуждений (0)
Специфика конфликтов в педагогическом процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика конфликтов в педагогическом процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3724)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)