Тема 2.4. Дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностямиздоровья
Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего видадля детей с нарушениями слуха.Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения.Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Специальные (логопедические) группы в детских садах комбинированного вида.Логопедические пункты в детских садах общего типа и в центрах развития ребёнка.Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.Логопедическая помощь в системе здравоохранения.Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с трудностями в обучении (задержкой психического развития).Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением умственного развития (умственной отсталостью). Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства, в процессе развития детских видов деятельности. Коррекционно-педагогическая работа ведется в следующих направлениях: - физическое воспитание детей - коррекция отклонений в моторном развитии, развитие ориентировки в пространстве; - формирование игровой деятельности, обучение игре способствует социальному развитию, нравственному и умственному воспитанию, особое значение придается овладению игровым замещением; - изобразительная и конструктивная деятельность - сенсорное воспитание (развитие различных видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, двигательного); - трудовое воспитание; - ознакомление с окружающим миром - преодоление свойственной детям с нарушенным слухом бедности и фрагментарности представлений об окружающем; - развитие речи. Ведущие разделы: - развитие языковой способности; - накопление словаря и работа нал значением слова; - формирование разных форм речи (устной, письменной, тактильной); - отработка различных видов речевой деятельности; - проведение элементарных языковых наблюдений; - развитие остаточного слуха и обучение произношению: - обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний; - создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи; - формирование навыков речевой коммуникации; - развитие обучения произношению; - создание потребности в устном общении; - формирование приближенной к естественному звучанию устной речи; - широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры; - формирование элементарных математических представлений; - музыкальное воспитание: - формирование восприятия музыки; - вокально-интонационное развитие голоса; - развитие ритма движений и речи; - развитие слухового восприятия музыки; - развитие динамического, ритмического, тембрового слуха. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях: - специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей; - детских садах комбинированного вида; - дошкольных группах, отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе); - образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа - детский сад» для глухих или для слабослышащих детей. В детских садах комбинированного вида наряду с группами для слышащих детей организуются компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5-2 лет. Продолжительность обучения и воспитания - 4-5 лет. Режим круглосуточного пребывания, но родители могут забирать детей ежедневно. В структуре образовательных учреждений «Начальная школа - детский сад и «Школа - детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут быть группы для детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с 1-го по 10 - 11-й кл.) школы для слабослышащих или для глухих детей. Здесь реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для глухих или для слабослышаших и позднооглохших детей. Деятельность указанных выше образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих. Работа по обучению детей грамоте (чтению и письму печатными буквами) начинается с 2-летнего возраста. Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа. Негативные стороны: - изолированность от семьи; - неразвитая языковая среда; - невозможность комплектования групп детьми примерно с равным слухоречевым уровнем развития (дети со средней и легкой тугоухостью совместно с еще не говорящими детьми). В условиях семьи коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение слуха, ведется в основном родителями под руководством сурдопедагога. Дети, воспитывающиеся дома, могут получать квалифицированную коррекционную помощь: в учреждениях здравоохранения по месту жительства; группах кратковременного пребывания; Центрах реабилитации слуха и речи. Основное содержание работы в этих учреждениях - развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков. Специалисты: - проводят коррекционные занятия с детьми; - обучают родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания в семье; - оказывают психотерапевтическую помощь. Занятия проводятся при обязательном присутствии родителей. Дошкольные учреждения комбинированного вида в современных условиях развития представляют собой реальную модель интегрированного (совместно со слышащими) воспитания и обучения Формы интеграции: - временная (все воспитанники специальной группы объединяются со слышащими детьми 1-2 раза в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера); - частичная (дети с нарушением слуха пребывают в группе со слышащими часть дня); - комбинированная (дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующем возрастной норме или близким к ней, по 1-2 чел. наравне со слышащими воспитываются е массовых группах при поддержке учителя-дефектолога специальной группы). Специальные дошкольные учреждения: ✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей; ✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей; ✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией; ✓ специальные дошкольные учреждения смешанного вида. Цели данных учреждений: ✓ воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей; ✓ подготовка слепых и слабовидящих детей к школьному обучению. Обучение и воспитание осуществляютсяпо специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Наполняемость группы. ✓ слепые и слабовидящие дети — 10 чел.; ✓ дети с косоглазием и амблиопией — 10—12 чел. Особенности учебно-воспитательного процесса: ✓ развитие зрительного восприятия; ✓ формирование предметных представлений; ✓ социальная адаптация; ✓ ориентировка в пространстве; ✓ развитие осязания; ✓ развитие слухового восприятия; ✓ лечебная физкультура; ✓ ритмика; ✓ коррекция нарушений речи. Основные принципы: ✓ широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного); ✓ использование оптических средств коррекции зрительного восприятия; ✓ проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения; ✓ развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация и др.); ✓ организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, между общественным и семейным воспитанием. Как отмечает Л.И. Плаксина, важное место в педагогическом процессе занимает работа по взаимосвязи коррекционно-воспи- тательной и лечебно-восстановительной деятельности, по развитию и активизации зрения, его охране, укретению общего состояния здоровья. В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогической комиссии. Коррекционные занятия проводятся специалистами. Специальное образование дошкольников с нарушенным зрением осуществляется с учетом требований лечебно-восстановительной работы. В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы соответствующие консультативные группы (при дошкольных учреждениях). 3. Для эффективного воспитания и обучения детей с нарушением зрения необходимо: ✓ создать соответствующие условия для зрительного восприятия; ✓ оптимально использовать наглядные пособия; ✓ применять специальные методы обучения и вести коррекци- онно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка; ✓ подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей. Условия для зрительного восприятия: ✓ достаточная освещенность; ✓ удобное размещение детей; ✓ доступное расположение наглядного материала; ✓ регулирование зрительных нагрузок; ✓ организация коррекционных упражнений для зрения. 4. Программы обучения и воспитанияобеспечивают всестороннее развитие и подготовку к школе детей с нарушенным зрением. Специальные элементы в содержании образования: ✓ физическое воспитание: • преодоление недостатков физического развития, возникающих на фоне зрительной патологии: скованность, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и др.; • развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление; ✓ трудовое обучение: • систематическая работа по формированию навыков самообслуживания; • поэтапное выполнение действие: сначала — по образцу, затем — по инструкции; • развитие зрительного анализа и формирование предметных образов и предметно-практических действий; ✓ игра: • пропедевтические занятия по обучению игре; • преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры; • дидактические и творческие игры — важное средство развития зрительного восприятия, формирования полисенсорных взаимосвязей, умственного, нравственного воспитания; • формирование элементарных математических представлений; • формирование сенсорных эталонов (геометрические фигуры, меры длины, меры веса и др.) по принципу нарастающей сложности; • формирование элементарных математических представлений с опорой на практические действия с реальными предметами (или их изображениями); ✓ изобразительная деятельность: • формирование поэтапного обследования предметов, умения анализировать их основные признаки; . повтор одной темы на занятиях по лепке, аппликации, рисованию; • формирование пространственной ориентировки в самом процессе изображения; • ознакомление с окружающим миром; • формирование чувственного опыта (с использованием остаточного зрения, полисенсорных взаимосвязей — слухо-двигатель- ных, тактильно-двигательных, осязательных); . развитие речи в процессе познания окружающего мира; . расширение и систематизация представлений об обществе, природе; овладение элементарными математическими и эстетическими знаниями; • основные методы и средства: наблюдения, обследования, экскурсии, дидактические игры, средства наглядности (картинки, игрушки, муляжи и т. п.), слушание грамзаписей и т. п.; ✓ музыкальные занятия: • воспитание музыкальной восприимчивости; • формирование музыкальной деятельности — от показа к подражанию — на полифункциопальной основе: речевой, слуховой, музыкально-двигательной; • использование предметов (ленты, флажки, обручи, мячи и т. п.) в музы ка.| 1ьно-ритмических упражн ениях. 5. Основные направления коррекционно-педагогической работы: ✓ специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации, пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений; ✓ организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности; ✓ для слепых — занятия по развитию осязания и мелкой моторики, слухового восприятия; ✓ для слабовидящих — занятия по обучению использованию зрения и других анализаторов; ✓ значительный объем практических заданий и упражнений; ✓ формирование различительных способностей анализаторов; ✓ овладение эталонами признаков и свойств; ✓ формирование у детей представлений о собственных сенсорных возможностях (программа "Ребенку с нарушением зрения — о нем самом"); ✓ занятия по лечебной физкультуре и ритмике для преодоления недостатков двигательной сферы; ✓ взаимосвязь с лечебной и общеобразовательной работой. 6. Сенсорное воспитание — составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятий. Сенсорное развитие включает: ✓ усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений; ✓ овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объемно воспринимать окружающей мир. Содержание сенсорного воспитания охватывает широкий объем признаков и свойств предметов: знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве и времени. Методика сенсорного воспитания предусматривает: ✓ обучение детей обследованию предметов; ✓ формирование представлений о сенсорных эталонах. Специальные занятия и упражнения способствуют развитию ощущений и восприятий слепых и слабовидящих детей. Прежде всего следует развивать: ✓ тактильное восприятие; ✓ слуховое восприятие; ✓ восприятие речи. 7.Характервзаимосвязи психолого-педагогической коррекции с лечением зренияпроявляется прежде всего в максимальном сближении педагогических и медицинских коррекционных средств, с помощью которых осуществляется преодоление или ослабление нарушений развития детей. Логопедические пункты в детских садах общего типа и в центрах развития ребёнка.
В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего диагноз «общее недоразвитие речи, нерезко выраженное недоразвитие речи» уже ставят детям с 4—5-летнего возраста. Количество таких детей неуклонно растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что заметно усугубляет их психологическое состояние и речевое развитие. Выход из этой ситуации большинству родителей таких детей видится в посещении ими дошкольного логопункта и в проведении с детьми коррекционно-развивающей работы. Однако необходимо принять во внимание, что: · открытым остается вопрос о методическом и правовом обеспечении: в отличие от работы в логопедической группе, нет программ для работы на логопункте, нет положения о логопунктах, принятого на государственном уровне; · происходит значительное увеличение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи; · группа детей для занятий очень разнопланова. В последнее время прослеживается тенденция на утяжеление речевого дефекта (ФФНР с дизартрическим компонентом, ОНР, задержка темпа речевого развития и т. п.) у детей массовых групп. Группа детей с чисто фонетическими нарушениями немногочисленна; · форма занятий в основном индивидуальная или в малых подвижных микрогруппах; · воспитатели массовых групп, как правило, не участвуют в коррекционной работе (в отличие от логопедических групп), так что процесс закрепления материала ложится на плечи логопеда и родителей; · целью работы логопеда на логопункте является коррекция фонетического дефекта, что априори не подходит для ребенка с общим недоразвитием речи или для ребенка с замедленным (индивидуальным) темпом речевого развития. Дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), — это дети с системным речевым нарушением, характеризующимся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не могут повторить фразу из 4—5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы. Все вышеперечисленные проблемы создают дополнительные трудности в организации и планировании работы учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта. Доказано, что во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р. Е. Левина выделяет нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Все это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышления и внимания. По данным современных психологов, физиологов, логопедов, педагогов, в возрасте 4—5 лет начинается интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»(Л. С. Выготский). Таким образом, на сегодняшний день особенно актуальной становится проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы в условиях логопедического пункта ДОУ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели,в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении единых целей и задач.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (839)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |