Социальная установка как механизм социального поведения личности. Социальный стереотип. Предубеждение
Важнейшим механизмом социального поведения человека является социальная установка (аттитюд). · Пытаясь объяснить слова или действия какого-либо человека, мы порой говорим: "У него такая установка...", "Он имеет предубеждение против абстрактной живописи...", "Ему вообще не нравятся журналисты, потому что они ищут жареные факты...". Социальная установка (аттитюд) – это предрасположенность личности воспринимать, переживать и действовать в отношении определенных социальных объектов (ситуаций взаимодействия, других людей и т.д.). Такая предрасположенность, как правило, складывается в результате неоднократного повторения удовлетворения потребностей в одинаковых условиях. Социальная установка – это предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи. Важность изучения установок в социальной психологии обусловлена тем, что установки, так или инач,е влияют на поведение человека. Структура социальной установки личности(по М. Смиту) · когнитивный компонент (знание об объекте, его осознание), · аффективный, или эмоциональный компонент (чувство симпатии или антипатии к объекту), · поведенческий, или конативный компонент (предполагает действия субъекта по отношению к объекту). В соответствии с трехкомпонентным подходом какая-либо наша установка представляет собой наше мнение об объекте, наши чувства о нем и наши поведенческие тенденции по отношению к нему. Все три компонента социальной установки являются источниками оценочного суждения человека. Проявляются они в виде мнений, чувств и прошлого поведения человека и могут детерминировать установки, как каждый из них сам по себе, так и в сочетании друг с другом. В социальном поведении людей социальные установки выполняют определенные функцию. Функции социальных установок: 1. Приспособительная – помогает адаптации человека к новым условиям; 2. Защитная – позволяет личности разрешать внутренние конфликты; 3. Экспрессивная – выступает как способ выражения человеческих ценностей и целей; 4. Организации знаний – организует знания в упрощенных схемах. Разновидностью социальной установки является социальный стереотип. Социальный стереотип – это социальная установка в отношении каких-либо групп – этнических, гендерных, возрастных, религиозных и т.д. Социальный стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие, какого либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы. Социальный стереотип – это упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Люди воспринимают многие стереотипы как образцы, которым надо соответствовать. Поэтому такие фиксированные представления оказывают довольно сильное влияние на людей, стимулируя у них формирование таких черт характера, которые отражены в стереотипе. Выделяют различные виды стереотипов: а) автостереотипы (отражают то, что люди думают сами о себе), и (гетеростереотипы, относящиеся к другому народу – наиболее критичные. Например, то, что у своего народа считается проявлением расчетливости, у другого народа – проявлением жадности). б) поверхностные и глубинные. Поверхностные стереотипы – это те представления о том или ином народе, которые обусловлены исторической, международной, внутриполитической ситуацией или другими временными факторами. Эти стереотипы меняются в зависимости от ситуации в мире и обществе. Глубинные стереотипы неизменны. Они не меняются в течение времени. Глубинные стереотипы обладают удивительной устойчивостью, и именно они представляют наибольший интерес для исследователя особенностей национального характера: сами стереотипы дают материал для изучения того народа, который является объектом стереотипизации, а оценки характеризуют особенности той группы, в которой они распространены. Социальный стереотип выступает основой, на которой вырастают предубеждения. Но сам по себе факт наличия у человека стереотипов не означает, что у него также имеются предубеждения, т.к. стереотипы могут содержать в себе и негативные, и нейтральные, и позитивные компоненты. Следовательно, в зависимости от какие компоненты в стереотипе преобладают, будут возникать либо позитивные, либо с негативные стереотипы. Негативный стереотип – это предубеждение, в основе которого лежит отрицательная установка в отношении определенной социальной группы. Предубеждение содержит в себе негативные эмоции, которые порождают нетерпимость, несправедливость, грубость, безнравственность и т.д., словом, враждебное поведение. Как правило, наличие предубеждений у себя людьми не осознается и, соответственно, их проявления не контролируется. Кроме того, большинство людей вообще отказывается признать их и у себя, и даже у представителей своей группы (например, этнической). Разумеется, это вовсе не означает, что в данном случае предубеждения действительно отсутствуют, свидетельствуя скорее о другом – о том, что с позиции современных социальных норм иметь предубеждения стыдно. Поскольку у всех нас имеются социальные стереотипы (они неизбежны, даже более того – необходимы – и мы об этом уже говорили), то все мы в той или иной мере обладаем предубеждениями. Другое дело, что у различных людей могут существовать предубеждения в отношении различных групп: у одних расовые, у других гендерные, у третьих классовые, а у четвертых – и те, и другие, и третьи одновременно. Поэтому если вы не испытываете никаких отрицательных чувств, общаясь с представителями другой расы, то это еще не основание полагать, будто вы свободны от предубеждений. Лучше вспомните (если у вас, конечно, «традиционная», т.е. нормальная сексуальная ориентация), что вы чувствовали при виде парочки «нетрадиционно» ориентированных влюбленных? Демонстрация или, напротив, сокрытие предубеждений во многом зависит от господствующих в обществе норм, которые, в свою очередь могут быть обусловлены политическими или идеологическими реалиями. Но предубеждения могут и должны контролироваться не только обществом и властью, но и самими индивидами, поскольку помимо объективных существуют еще и субъективные, т.е. коренящиеся в индивидуальной психике причины их возникновения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1320)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |