Многодетная семья. В современных условиях России к многодетной относят семью, имеющую троих и более детей
Существует несколько типов многодетности: • осознанная, когда дети рассматриваются супругами как самостоятельная и первоочередная ценность; • многодетность, возникшая вследствие появления большего числа детей, чем супруги предполагали (рождение двойни, позднее осознание беременности, невозможность прерывания беременности по медицинским показаниям, слияние неполных семей с несколькими детьми и т.д.); • многодетность, вызванная религиозными взглядами на семью и рождение детей; • многодетность как проявление неблагополучия: дети имеют инструментальную ценность, с помощью которой можно достичь чего-то, получить какие-то блага, преимущества. Сюда же относятся семьи, в которых многодетность — следствие нескольких разводов и браков матери, или неполные семьи, в которых три и более детей, а мать не состоит и не состояла в браке. Данный тип семей — источник множества отклонений, он способствует формированию у окружения негативного мнения в отношении многодетности. В числе главных проблем многодетной семьиназывают: • материальную, так как усиливается иждивенческая нагрузка на работающих членов семьи. Можно сказать, что рождение третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности; • жилищная проблема. Семья обычно растет быстрее, чем возможности ее по улучшению жилищных условий. В результате более половины многодетных семей имеют семь и менее квадратных метров жилья на человека. Как в городах, так и в сельской местности среднедушевая обеспеченность жильем в семьях из пяти человек и более существенно ниже, чем по России в целом. Особенно остро стоит жилищный вопрос у молодежи, выросшей в многодетных семьях. Их стартовые жилищные возможности значительно хуже, чем у тех, кто вырос в семье с одним—двумя детьми. Жилищные условия, являясь частью воспитательного потенциала семьи, оказывают прямое и косвенное воздействие на развитие ребенка; • проблема обеспечения детей одеждой, товарами первой необходимости, учебниками, игрушками и пр.; • проблема здоровья. В многодетных семьях дети болеют значительно чаще по сравнению с детьми из обычных семей (хуже жилищные условия, питание, меньше затраты на отдых, лечение); подростки в многодетных семьях имеют показатели здоровья ниже средних; проблемы в сфере образования. В многодетных семьях меньше возможностей для полноценной учебы, для разностороннего образования детей, снижены возможности духовного и культурного развития ребенка. Несомненно, многодетная семья имеет и свои достоинства. Дети рано приобщаются к труду, к ведению домашнего хозяйства, привыкают быть ответственными. В такой семье создается атмосфера для трудового, нравственного, эмоционального воспитания. Проблемы и трудности, задачи по их преодолению могут сплотить семью. В.А. Борисов в своих исследованиях доказывает, что увеличение числа детей в семье положительно сказывается на ее развитии как группе единомышленников. Статистика также свидетельствует, что семьи с несколькими детьми распадаются реже, чем семьи с одним ребенком; • проблема досуга, отдыха. Индустрия детского досуга и
В соответствии с Законом Кемеровской области от 14.11.2005 № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» многодетная семья - это семья, имеющая в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных и приёмных. Многодетным семьям независимо от дохода семьи выплачивается ежемесячная денежная выплата в размере 1 тыс. руб. Многодетным семьям, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Кемеровской области, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
37. Социально-психологические проблемы семьи с ребенком-инвалидом. Неизмеримо горе семьи, когда рождается больной ребенок, и врачи констатируют инвалидность. К этому добавляется увеличение проблем обычной семьи: материально-бытовых, жилищных, финансовых, психолого-педагогических. Нередко семья, в которой рождается ребенок-инвалид, становится неполной: отцы не выдерживают такой психологический и моральный «груз» и оставляют жену с больным ребенком. (У 15% супругов развод происходит по причине рождения ребенка с ограниченными возможностями.) В научной литературе выделяются три типа семей по реакции родителей на инвалидность ребенка: — пассивная — связанная с недопониманием возникшей проблемы; — гиперактивная — постоянное усиленное лечение ребенка, привлечение к нему различных специалистов, дорогостоящие всевозможные лекарства, медицинские и народные средства; рациональная — спокойное, последовательное выполнение всех инструкций и советов лечащего врача и психолога (задача социального работника привести каждую семью, имеющую ребенка). Независимо от позиции родителей, эти семьи имеют общие проблемы, прежде всего финансовые (мать вынуждена все время посвящать ребенку и у нее нет возможности работать на производстве). К тому же, ребенок-инвалид постоянно требует затрат в связи с лечением и обучением, которые даже частично не окупаются пособием по инвалидности. Таким образом, семья с ребенком-инвалидом всю жизнь будет иметь повышенную иждивенческую нагрузку. Обычное жилье, в котором живет среднестатистическая российская семья, тоже не приспособлено для ребенка с ограниченными возможностями, которому требуется отдельная комната, возможность перемещаться по квартире на инвалидной коляске и т.д. К числу основных проблем семей, имеющих детей- инвалидов, относят (Л. И. Аксенова): 1. Тяжелое материальное положение. По данным выборочных исследований, всего 5% родителей в таких семьях относятся к категории высокооплачиваемых, 36% родителей не имеют постоянного места работы. Основная часть семей располагает весьма скромным достатком, который складывается из заработной платы мужа и социальной пенсии ребенка по инвалидности. Мать в этих семьях лишена возможности полноценно работать. Примерно в каждой пятой семье мать не работает из-за того, что не с кем оставить ребенка, а учреждения с дневным пребыванием для детей-инвалидов отсутствуют. В каждой десятой семье мать имеет случайные заработки. Надомные формы труда в настоящее время развиты недостаточно, предприятия не идут на утверждение гибкого трудового графика и предоставление права на неполный рабочий день для матери ребенка-инвалида. 2. Невысокая востребованность в психологической поддержке. По разным источникам, со стороны таких семей она составляет лишь 3,5%, что объясняется непривычностью подобного рода помощи для нашего общества, несформированностью соответствующей потребности, боязнью вмешательства в интимную жизнь семьи. 3. Низкий уровень информированности таких семейо деятельности реабилитационных, образовательных учреждений для детей-инвалидов, а также о работе социальных служб. 4. Низкая правовая самостоятельность семьи, имеющей ребенка-инвалида. Родители плохо ориентируются в быстро меняющемся законодательстве, зачастую не знают, на какие льготы они могут рассчитывать. Обучение и реабилитация ребенка средствами образования.Большинство детей обучаются в специализированных образовательных учреждениях интернатного типа.Это дети с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, легкой степенью умственной отсталости. При такой форме обучения дети в течение как минимум пяти дней в неделю оторваны от семьи. В результате происходит отчуждение семьи от активного процесса воспитания, что сказывается на изолированности семейной системы от нужд и проблем ребенка. Общие технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида Медицинская реабилитация включает в себя консультации, проведение курсов массажа, ЛФК, физиотерапию, рефлексотерапию, медикаментозное лечение и др. По мнению Чернецкой одной из технологий медико -социальной работы является оккупационная терапия. Оккупационная терапия -- терапия повседневными занятиями -- профессия, существующая в большинстве стран мира. Оккупационные терапевты работают в команде со специалистами по социальной работе, врачами, педагогами, психологами. Она является интегральной частью комплексной программы медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации. Это необходимый компонент эффективной помощи людям, испытывающим трудности функционирования в повседневных ситуациях. Можно констатировать, что медицинская реабилитация инвалида в большинстве случаев должна осуществляться пожизненно, так как для предотвращения негативной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и оздоровления. Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании больного мыслей о бесполезности реабилитации. Коррекционно-педагогическая реабилитация, проводимая Центром, включает в себя консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения, так как у родителей детей-инвалидов существует стойкий стереотип по поводу исключительной эффективности одного медикаментозного лечения. Работает психолого-медико-педагогический консилиум, проводятся занятия с детьми как в Центре, так и на дому. Обязательной является и профессиональная реабилитация; работа различных кружков, компьютерное развивающее обучение, формирование базы данных о специальных учреждениях, консультации по направлению в учебные заведения, работа со службой занятости. Для детей-инвалидов крайне важно меньше ощущать свои в чем-то ограниченные, чем у сверстников, возможности. Адаптационное обучение инвалида и его семьи Врач-специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог осуществляют адаптационное обучение инвалида. С адаптационного обучения начинается социальная реабилитация инвалида. Адаптационное обучение инвалида проводится в форме занятий (лекций) в течение 7--10 дней. Программа обучения включает вопросы; -об особенностях течения заболевания, мероприятиях по изменению образа жизни, диеты, величины физических и психических нагрузок; -о возникающих в результате нарушения здоровья ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических, физиологических и экономических проблемах; -видах и формах социально-бытовой помощи инвалиду, методах ухода за ним, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации; видах реабилитационных учреждений, их местоположении и спектре оказываемых ими услуг, и т. д. Группы адаптационного обучения формируются по нозологическому принципу. По окончании адаптационного обучения инвалид и его семья получают знания. умения и навыки «жизни с инвалидность».
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1340)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |