Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ): проблемы квалификации
Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК)определяется как присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Данное преступление так же, как и другие преступления, предусмотренные в гл. 30 УК, является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления) — объект преступления. Однако в отличие от других преступлений его субъект—государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, т. е. не осуществляющий полномочий представителя власти и не выполняющий в государственных или муниципальных органах организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ (ст. 2 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации»). Служащим органа местного самоуправления является работник, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы в выборных и иных органах местного самоуправления и уполномоченный на решение вопросов местного значения (Федеральный закон РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»). Совершение таких действий иными лицами, не являющимися государственными служащими или служащими органа местного самоуправления, не влечет ответственности по данной статье, но может быть квалифицировано по другим статьям УК в зависимости от характера совершенных действий - как нарушение неприкосновенности жилища, нанесение побоев и т. д. Если полномочия присваиваются должностным лицом, оно подлежит ответственности за превышение должностных полномочий по ст. 286, если есть все признаки этого преступления. Объективную сторону названного преступления составляют; а) присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим определенных действий; б) наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; в) причинная связь между наступившими последствиями и совершенными действиями. Присвоение полномочий должностного лица заключается в совершении служащим таких действий, которые входят в полномочия только должностных лиц соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Преступное поведение в этом преступлении складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Одно лишь присвоение полномочий должностного лица не образует состава оконченного преступления. Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем и может осуществляться по-разному: лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий; использует форменную одежду для совершения желаемых действий; представляет подложный документ. В последнем случае содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 288 и 327 УК РФ. Данный состав сформулирован как материальный. Преступление считается оконченным, когда наступили общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Субъективная сторона присвоения полномочий должностного лица характеризуется виной в форме умысла. Присвоение полномочий должностного лица может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Применительно к последнему лицо, совершая указанные действия, осознает их общественную опасность, предвидит возможность существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, не желает этих последствий, но сознательно допускает их либо относится к ним безразлично (например, совершая это деяние в пользу своего близкого, лицо не желает наступления вредных последствий иному гражданину либо организации, однако сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично). Это преступление само по себе не является квалифицированным. Существенную опасность оно представляет тогда, когда совершается вкупе с другими преступлениями, в совершении которых играет вспомогательную роль. В таких случаях наказание следует по совокупности преступлений. Тем не менее, существенную роль играет статус должностного лица и те полномочия, которые им осуществлялись и были присвоены. Это достаточно важно, так как от данных возможностей зависит размах и масштаб преступного деяния. В особенности это касается мошенничества, которое зачастую осуществляется с незаконным присвоением полномочий. Сложно классифицировать состав преступления: Со злоупотреблением должностными полномочиями; С превышением должностных полномочий; Со служебной халатностью; Со служебным подлогом. Во всех перечисленных деяниях могут отражаться общие характеристики и фрагменты незаконных действий. Но данное преступление отличается тем, что должностные обязанности именно присваиваются, выдаются за свой собственный статус и преступная инициатива осуществляется путём позиционирования себя, уполномоченным лицом.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1394)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |