Определите, какая из философских позиций указана неверно (ошибочно):
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
+
дуализм: психика представляет особое свойство, присущее любому материальному явлению; любое материальное явление характеризуется определенной степенью одушевленности
2)
-
идеализм (объективный и субъективный): первоосновой всего выступает духовная субстанция - индивидуальный или всеобщий разум, дух, бог
3)
-
материализм: первоосновой всего в мире выступают материальные явления; психика - это особые функции живых организмов, формирующиеся в процессе эволюции
4)
-
панпсихизм: любому явлению в мире одновременно присущи психические и физические (материальные) свойства; психика представляет особое свойство, присущее любому материальному телу; существует градация степеней одушевленности всего материального
Д.Е. №4. Теоретические основы психологии
Задание №11
Определите, в каком из суждений указаны отношения, не связанные с содержанием психофизиологической проблемы (не имеющие прямого отношения к психофизиологической проблеме):
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
+
скорость проведения электрохимических импульсов по нервным волокнам определяет временные особенности протекания психофизиологических явлений
2)
-
физические характеристики внешних воздействий на органы чувств и характеристики физиологических процессов в органах чувств не имеют ничего общего с субъективными ощущениями различных модальностей
3)
-
пространственная структура психического образа как результата сенсорно-перцептивного процесса не соответствует пространственной структуре органа, который реализует сенсорный процесс
4)
-
между формирующимися в онтогенезе психическими функциями и локализацией активности в отделах головного мозга у разных людей отсутствуют взаимно однозначные отношения
Д.Е. № 3. Конкретно-научный уровень методологии в психологии.
Задание №12
Формирование простейших психических функций у живых организмов в процессе эволюции обеспечивается:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
+
возникновением чувствительности - способности ориентироваться в направлении жизненно важных раздражителей, которые имеют биологический смысл, посредством стимулов жизненно не значимых, имеющих только сигнальный характер
2)
-
дифференциацией головного ганглия и формированием головного мозга
3)
-
раздвоением изначально единого процесса жизнедеятельности на функции, обеспечивающие поддержание динамического постоянства внутренней среды (гомеостаза) и функции поведения
4)
-
дифференциацией нервной системы у многоклеточных животных организмов
Д.Е. № 3. Методология науки.
Задание №13
Определите, какое из указанных ниже описаний признаков соответствует религиозно-мистическому способу познания:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
+
познание часто имеет дедуктивный характер и видимость достаточной систематизированности; апеллирует к вере; принципиально не верифицируется эмпирически
2)
-
познание преимущественно индуктивно, опирается на единичные не обобщенные факты, основывается на субъективной статистике; знания неполны и несистематизированы, плохо рефлексируются
3)
-
познание опирается на эмоционально-оценочное отношение к окружающей действительности; предполагает многозначность интерпретаций с позиций эмоциональных обобщений и ценностных отношений
4)
-
познание исходно опирается на строгую регистрацию фактов, которые получают объяснение на основе выдвижения гипотез
Задание №14
Признак, который может характеризовать не только научные, но и религиозно-мистические знания:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
+
дедуктивный, логически последовательный характер рассуждений и выводов, опирающихся на гипотезы
Определите, при каком из описанных способов организации научных исследований в качестве результатов получают факты:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
+
с использованием методов измерения фиксируются и регистрируются результаты предметно-практических действий субъекта, а также результаты решения стандартизованных задач, выраженные с помощью знаково-символических средств
2)
-
с использованием методов субъективного шкалирования регистрируются результаты описания явлений, которые организуются у субъекта в форме самонаблюдения и самоотчета
3)
-
выдвигаются предположения (гипотезы) о неявных, ненаблюдаемых причинах, основаниях, которые обеспечивают объяснение и предсказание явлений
4)
-
с целью описания результатов исследования явлений строится знаково-символическая модель